Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1 Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2 Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3 Каково состояние таможенной системы в настоящее время.
Введение 4
1 Таможенное дело Российской Федерации 6
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
6
1.2 Законодательство о таможенном деле 8
1.3 Таможенная политика 10
2 Периодизация истории таможенного дела 14
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период
14
2.2 Основные моменты развития после революции 20
2.3 Основные моменты развития на современном этапе 26
Заключение 31
Библиографический список
В
период с 1929 по 1932 год все более
отчетливой становится тенденция к
отказу от экономической модели управления
и доминированию
Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории Союза Советских Социалистических Республик было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно таможенным учреждениям.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда Главное таможенное управление было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров Союза Советских Социалистических Республик - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона Союза Советских Социалистических Республик о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган - Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно - импортные операции.
Проведение досмотра и таможенного оформления грузов осуществлялось непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей досмотровой комиссией. Эти комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий.
Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 года уже не предусматривал возможности их создания.
Таможенный кодекс Союза Советских Социалистических Республик и Закон Союза Советских Социалистических Республик о таможенном тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.
Предусматривалось создание двух координационных органов - Таможенно - тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни.
Центральным таможенным органом, который заменил Главное управление государственного таможенного контроля стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно - командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом [19, с. 305].
Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.
2. 3 Основные моменты развития на современном этапе
Глубокий кризис и последующий крах партийно - советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально - экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно - правовых институтов России можно считать распоряжение Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
Затем Указом Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет.
Важным шагом в определении правового статуса Государственного таможенного комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации центральных органов государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов Союза Советских Социалистических Республик.
По
указу Президента России «О системе
центральных органов
С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. Все таможенные органы, действовавшие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России. Появилась необходимость разработать статус центрального таможенного органа.
26
декабря 1991 года российское Правительство
во исполнение Указа
Непременным условием существованием целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограничений перемещение внутри страны товаров, капиталов.
Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.
Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.
Тем
самым пресечены попытки
Указом
Президента «О либерализации
Почти
одновременно с началом организации
системы нетарифного
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа Российской Федерации» были преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф Союза Советских Социалистических Республик.
Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в Российской Федерации [11, с. 112].
Принципиальное значение имеют два Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».
С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.
Особый
политико-экономический
В
1992 - 1993 годах многие предприятия, организации
и регионы получили право беспошлинного
вывоза за рубеж сырья и стратегических
товаров, что привело к серьезным потерям
доходов и к другим отрицательным последствиям.
Этот Указ Президента призван упорядочить
регулирование внешнеэкономической деятельности,
создать равные экономические условия
ее участникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
На территории России действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного дела России на современном этапе.