Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1 Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2 Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3 Каково состояние таможенной системы в настоящее время.
Введение 4
1 Таможенное дело Российской Федерации 6
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
6
1.2 Законодательство о таможенном деле 8
1.3 Таможенная политика 10
2 Периодизация истории таможенного дела 14
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период
14
2.2 Основные моменты развития после революции 20
2.3 Основные моменты развития на современном этапе 26
Заключение 31
Библиографический список
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в Таможенном Кодексе Российской Федерации. При этом согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, то есть если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным Кодексом Российской Федерации и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора [7, с. 322].
1.3 Таможенная политика
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный Кодекс Российской Федерации не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно - правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
Целями таможенной политики России, сформулированными в Таможенном Кодексе Российской Федерации, являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; иные цели, определяемые Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации [8, с. 155].
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Во - вторых, отношения, регулируемые таможенно - правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для административно - правового регулирования.
В - третьих, к сторонам таможенно - правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.
В - четвертых, споры между сторонами - участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.
Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела [9, с. 72].
Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно - правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и так далее. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско - правовой договор перевозки - аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения - аналог «Временное хранение» и другие.
Помимо
тесной взаимосвязи с базовыми отраслями
российского права таможенное право
соприкасается также и с
Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом - в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно - процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско - процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.
Наиболее
тесная взаимосвязь таможенного
права помимо базовых отраслей проявляется,
пожалуй, с международным правом [10, с.
301].
Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III - II векам до нашей эры. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
Опираясь на научные исследования, напрашивается вывод о том, что история таможенного дела на Руси насчитывает более тысячи лет. Его возникновение связано с образованием и развитием Древнерусского государства во второй половине первого тысячелетия.
Таможенно - пошлинные отношения прошли в своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела [11, с. 257].
Этому способствовал целый ряд обстоятельств: строительство городов, развитие культуры, становление денежной системы, организация и расширение производства и другие. Но главным явился товарообмен, его объективная потребность для народов, имеющих различные климатические и природные условия и разные возможности производить те или иные товары. Мировая экономика продвигалась к цивилизованному товарообмену на основе внедрения тарифно-пошлинных отношений, формирования таможенной политики. Ускорителем этого процесса стало развитие промышленности и сельского хозяйства.
История
не сохранила для нас
В 5 - 6 веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через заставы. Было мыто «сухое» - при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при провозе по воде.
В XI - XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII - начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.
К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки - по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.
Торговые пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара - с рубля стоимости товара по 1 деньге - и давал право торговать этим товаром. Явка - сбор с торговца по 1 - 3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное - за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.
Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени.
К
концу 15 века усиливается объединение
вокруг Москвы близлежащих княжеств,
что укрепляло Русское
Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 года с местных горожан брали пошлину в размере 0, 75 % от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2 %, с торговцев из других областей – 4 %, с иноземцев – 7 %. В Судебнике 1550 года предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.
В
период царствования Михаила Романова
пошлины еще более
Следующий шаг таможенного реформирования - Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5 % с каждого рубля цены товара, с соли – 10 % от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом. Новоторговый Устав 1667 года ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове - с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести различную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер [13, с. 213].
Можно говорить о создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и другое), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.