Периодизация истории таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1 Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2 Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3 Каково состояние таможенной системы в настоящее время.

Содержание

Введение 4
1 Таможенное дело Российской Федерации 6
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
6
1.2 Законодательство о таможенном деле 8
1.3 Таможенная политика 10
2 Периодизация истории таможенного дела 14
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период
14
2.2 Основные моменты развития после революции 20
2.3 Основные моменты развития на современном этапе 26
Заключение 31
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.76 Кб (Скачать)

     В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В  Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие каши, пергамент облагались пошлиной в размере 75 % с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – 50 %, шерстяные ткани, железное оружие – 25 % с цены. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина от 10 до 4 %. Постепенно совершенствовалась организация таможенного деле в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц - коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Для того чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, при Петре I укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце его царствования здесь существовало 15 крепостей. Преемники Петра I стремились продолжить политику поощрения вывоза российских товаров и увеличивать доходы Казны взиманием таможенных пошлин и борьбой с контрабандой. В 1731 году был принят Морской пошлинный Устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты.

     В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура  осмотра товаров и записей  в книгах была весьма сложной. Все  это серьезно препятствовало расширению торговли и по инициативе графа П. Н. Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50 - х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753 - 1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.

     Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это  была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны были увеличены в  среднем на 13 % пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы.

     Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России [14, с. 98].

     Таможенным  тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30 %), а тариф 1782 года вообще освободил большинство из них от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10 % их стоимости.

     В период 1790 - 1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и не указание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.

     Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному  уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние - второго класса (Евпаторийская и другие) и малые - третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы [17, с. 69].

     Крымская  война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был учрежден Государственный банк, а в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным - ввоз превышал вывоз на 150 миллионов рублей. Для выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. Поскольку курс покупки золотого рубля составлял в среднем 1 рубль 48 копеек, а ставки таможенных пошлин не изменились, это означало, что пошлины повысились почти на 50 %. В 1885 году последовало повышение пошлин на 10 - 20 %, а в 1890 году - еще на 20 %, что сократило привоз товаров из - за границы. И эти, и другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его активным.

     Таможенный  устав 1904 года установил новую структуру  таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.

     После периода депрессии (1900 - 1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909 - 1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75 % европейской границы России велись военные действия [15, с. 246].

     2. 2 Основные моменты развития после революции

     В послереволюционной Росси и в дальнейшем - в СССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период - с октября 1917 года и по 1991 год - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.

     Ко  времени Октябрьской революции  таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

     29 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти [16, с. 188].

     Декретом  Совета Народных Комиссаров от 29 мая 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности; последний в соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли.

     12 ноября 1920 года Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава Союза Советских Социалистических Республик 1924 года.

     Декрет  Совет Народных Комиссаров от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.

     В первые месяцы Советской власти, а  затем и в период военного коммунизма (1918 - 1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что Народный комиссариат внешней торговли в эти годы не продавал, а распределял товары.

     Почти полное отсутствие стоимостного механизма  обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его  незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.

     С переходом к Новой Экономической Политике, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям, возникла необходимость восстановить таможенно - тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.

     9 марта 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 года - первый Советский тариф по вывозной торговле.

     Декретом  Советов Народных Комиссаров от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно - тарифный комитет. В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.

     Правовой  статус Таможенно – тарифного комитете уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль Таможенно – тарифного комитета значительно снизилась. Этот орган прекратил свое существование в 1964 году [20, с. 158].

     12 декабря 1924 года Президиум Центральной Избирательной Комиссии Союза Советских Социалистических Республик утвердил Таможенный устав, Союза Советских Социалистических Республик явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых Народным комиссариатом внешней торговли, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.

     Согласно  статье 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза Советских Социалистических Республик управлял Народным комиссариатом внешней торговли, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при Народном комиссариате внешней торговли Таможенно – тарифный комитет и через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории Союза Советских Социалистических Республик.

     Таможенный  устав предусматривал возможность  создания отделений таможенных учреждений в союзных республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории Союза Советских Социалистических Республик было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений.

     Оформление  экспортно - импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.

     Таможенный  устав 1924 года устанавливал сложную  четырехзвенную систему управления таможенным делом (Народный комиссариат внешней торговли - уполномоченные Народного комиссариата внешней торговли , отделения таможенных учреждений - районные таможенные инспекторские управления - таможни и таможенные поты).

     Принятый  в 1928 году Таможенный кодекс Союза Советских Социалистических Республик не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию таможенных учреждений. В развитии таможенного дела в Союзе Советских Социалистических Республик в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал на территории Союза Советских Социалистических Республик районных таможенных инспекторских управлений.

Информация о работе Периодизация истории таможенного дела