Ответственность за нарушения правил таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

§1. Понятие таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

§2. Правовой статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8

Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

§1. Проверка документов и сведений, необходимых для

таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

§2. Таможенный досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств . . . . . 15

2.2 Личный досмотр как исключительная форма

таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

§3. Учёт товаров и транспортных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

§4. Устный опрос должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

§5. Проверка системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного

хранения, таможенных складов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

§7. Иные формы таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного

контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§1. Документы, применяемые в качестве таможенных

деклараций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . . . 33

§3. Сертификат и иные разрешительные документы

государственных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного

контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

§1. Уголовная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

§2. Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

§3. Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

§4. Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

Работа содержит 1 файл

курсач).doc

— 327.50 Кб (Скачать)

 

Ответственность за нарушения таможенных правил  наступает в соответствии с законодательными актами, действующими на момент совершения правонарушения, но в таможенном законодательстве применили принцип невозможности поворота к худшему, т.е. акты, устанавливающие или усиливающие ответственность обратной силы не имеет. Применение обратной силы закона основывается на конституционном положении, закреплённом в части 2 статьи 54 Конституции РФ: “Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением”.

 

При привлечении к ответственности за нарушение таможенных правил, учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность, либо отягчающие её. Смягчающими обстоятельствами являются активное способствование разрешению дела совершения правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной имеющей ребёнка до одного года, совершение преступления вследствии стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств, либо добровольное устранение вредных последствий правонарушения.

 

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, являются:

 

повторное в течении года совершение нарушения;

 

совершение нарушения лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;

 

совершение нарушения таможенных правил группой лиц либо в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

 

Статья 238 Таможенного кодекса предусматривает наложение взыскания за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Таким образом, таможенным законом определены более серьёзные последствия для лиц, нарушающих таможенные правила.

 

В то же время, не исключена возможность к лицам, например, впервые совершившим нарушения, незначительные по своему характеру при наличии смягчающих обстоятельств применить менее строгое взыскание, чем это предусмотрено санкцией статьи. Кроме того, при малозначительности совершённого нарушения возможно освобождение от ответственности, ограничившись устным замечанием. Закон не раскрывает понятия малозначительное нарушение. Освобождение от ответственности при таких обстоятельствах является правом, а не обязанностью таможенного органа.

 

За нарушение таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:

 

предупреждение;

 

штраф;

 

отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом РФ для осуществления определённых видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом;

 

конфискация товаров и транспортных средств, которые являются непосредственными объектами нарушения таможенных правил либо имеют специально изготовленные тайники, используемые для перемещения через таможенную границу;

 

взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил либо имеющих специально изготовленные тайники, которые использовались для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, представляющих собой непосредственный объект нарушения таможенных правил;

 

конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

 

Из перечисленных видов взысканий наиболее мягким является предупреждение. Эта мера в большей степени носит воспитательный характер, применяется, как правило, к лицам, виновным в совершении незначительных правонарушений либо совершившими нарушение впервые или по неосторожности. Предупреждение выносится в письменной форме. Взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения (ст. 249 ТК РФ).

 

Наиболее распространённой мерой взыскания является штраф. Это имущественная мера, денежное взыскание.

 

В соответствии со ст. 243 ТК РФ штраф устанавливается применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которым понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить, - на день обнаружения правонарушения.

 

При наложении штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товара и транспортных средств, под стоимостью понимается их свободная (розничная) цена на день обнаружения правонарушения.

 

Законом предоставляется возможность варьировать принцип определения размера штрафа. В случае нарушения срока представления таможенной декларации, например, виновный может быть оштрафован в размере до десятикратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда (ст. 256 ТК РФ).

 

При неправомерных операциях с товарами и транспортными средствами, помещёнными под определённый таможенный режим, применяется иной принцип определения размера штрафа – процентный. За любое нарушение предусмотрен штраф в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения (ст. 276 ТК РФ). Штраф может быть применён как к физическим, так и юридическим лицам.

 

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется как дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам и специалистам по таможенному оформлению в случае нарушения ими таможенных правил, если нарушения совершены в связи с осуществлением этими лицами деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Этот вид взыскания характерен только для таможенного законодательства.

 

Конфискация как вид взыскания обращена только на те предметы, которые тем или иным образом были связаны с возможностью нарушения таможенных правил.

 

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств является новым видом административного взыскания, впервые введённым Таможенным кодексом, и заключается в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену, в двух случаях: во-первых, в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; во-вторых, в отношении товаров и транспортных средств, которые использовались для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения, т.е. определяли способ совершения правонарушения.

 

Этот вид взыскания применяется как дополнительный. Однако в ст. 276 ТК РФ (перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, бывших непосредственными объектами правонарушения, является самостоятельным видом взыскания наряду со штрафом.

 

Законом установлены сроки наложения взыскания ща нарушения таможенных правил.

 

Предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.

 

Для юридических лиц установлены иные сроки – взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

 

Другие виды взыскания - оба вида конфискации товаров и транспортных средств или взыскание их стоимости – налагается независимо от времени совершения или обнаружения нарушения и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но если имеются основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

§3. Гражданско-правовая ответственность.

 

   Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом её наступления будет возмещение вреда в формах предусмотренных санкциями гражданского права1.

 

   Гражданская правовая ответственность наступает тогда, когда должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного контроля может быть причинён непоправимый вред лицам, их товарам и транспортным средствам.

 

   Этот вред, который причинён им мог быть причинён должностным лицом таможенного органа, должен рассматриваться в гражданско-правовом аспекте, на основании Гражданского кодекса РФ. Статья 1069 ГК РФ  предусматривает ответственность за вред, причинённый органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В ней говорится, что вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

 

§4. Дисциплинарная ответственность.

 

   Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя1 . Она является одним из видов ответственности по таможенному праву. По своей природе и характеру она является административно-правовой, но одновременно регламентируется нормами таможенного права.

 

   В статье 456 Таможенного кодекса сказано: “За неправомерные действия, решения или бездействия, работники таможенных органов несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с законодательством РФ”.

 

   За нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются следующие дисциплинарные взыскания:

 

1.  Замечание.

 

2.  Выговор.

 

3.  Строгий выговор.

 

4.  Перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трёх месяцев.

 

5.  Увольнение.

 

Рассмотренная юридическая ответственность, является важной мерой защиты и обеспечения соблюдения правил перемещения через таможенную границу РФ всеми лицами, участвующими в сфере таможенного дела, а также должностными лицами таможенного органа, выполняющими свои функциональные обязанности. Эта ответственность является одной из гарантий стабильности в сфере таможенного дела.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

   Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Государственным таможенным комитетом.

 

   В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьёзные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные – экономические.

 

   Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля. Вместе с тем, механизм правового регулирования этой сферы таможенного регулирования (как и таможенного регулирования вообще), созданной в первые годы реформ на основе ТК 1993 года, несовершенен. Огромный массив разнородных зачастую противоречащих друг другу нормативных актов вряд ли может обеспечить  эффективную защиту интересов как государства, так и частных лиц.

 

   Большинство авторов признают настоятельную необходимость приведения всего массива нормативно-правовых актов по таможенному делу в целом, и по таможенному контролю – в частности – в стройную систему. Есть надежда, что этому будет способствовать принятие нового Таможенного кодекса.

 

   Большое значение в связи с общим ростом преступности является борьба с должностными преступлениями работников таможенных органов, коррупцией в сфере таможенного контроля.

 

   Таким образом, таможенный контроля является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования.

 

Литература.

 

Нормативные акты.

 

1. Конституция Российской Федерации от 1 декабря 1993 года.

 

2. Федеральный конституционный закон РФ “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г., с. 47.

 

3. Таможенный кодекс РФ от 19 июня 1993 года.

 

4. Уголовный кодекс РФ от 1 января 1997 года.

 

5. Гражданский кодекс РФ (часть II) от 22 декабря 95 г.

 

6. Кодекс об административных правонарушениях.

 

7. Закон РФ “Об оружии” от 13.11.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №51, Ст. 5681.

 

8. Закон РФ “О таможенном тарифе” от 21.05.93 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993 г., №31, Ст. 1221.

 

9. Закон РФ “О федеральной фельдъегерской связи” от 16.11.94 г. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №34, Ст. 3547.

 

10. Закон РФ “О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 08.05.94г.      // Собрание законодательства РФ. 1994 г., №2, Ст. 74.

 

11. Закон РФ “О Прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.92 г. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г.,      с. 207.

 

12. Закон РФ “О статусе судей Российской Федерации” от 26.06.92 г. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г.,     с. 46.

 

13. Закон РФ “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации” от 26.06.92 г. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №15,              Ст. 1269.

 

14. Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.95г. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №33, Ст. 3349.

 

15. Закон РФ “Об ветеринарии” от 14.05.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1994 г., №24, Ст. 257.

 

16. Закон РФ “О ввозе и вывозе культурных ценностей” от 15.04.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г., №20, Ст. 718.

Информация о работе Ответственность за нарушения правил таможенного контроля