Освобождение от уплаты пошлин как тарифная льгота

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются: исследование освобождение от пошлины как таможенную льготу.
Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
- раскрытие понятия, сущности и характерных особенностей таможенных льгот и преференций;
- рассмотрение освобождение от пошлины как одну из ведущих тарифных льгот во внешнеэкономической деятельности РФ.

Работа содержит 1 файл

Тарифная льгота.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

      Преференции представляют собой эффективное  средство проведения торгово-экономической  политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. В рамках ЮНКТАД с 1971 года начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение экономического роста развивающихся стран.

      Основной  формой торговых преференций  являются тарифные льготы. Наряду с ними могут использоваться и другие формы - льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров и т. д. В Законе РФ "О таможенном тарифе" предусматривается установление преференций в виде:

1) освобождения от оплаты таможенной пошлиной;

2) снижения ставок  таможенной пошлины;

3) установления  таможенных квот.

      Под режим преференциального  ввоза могут помещаться, во-первых, товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вторых, товары, происходящие из развивающихся стран - бенефициаров российской национальной системы преференций. 

      Законом "О таможенном тарифе" установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.

      Цель  предоставления тарифных льгот, предусмотренных ст. 37, успешная реализация торговой политики Российской Федерации.Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного кодекса, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных режимах идет речь. Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные режимы: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.

      При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

- ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК;

- вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов

инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Россия;

- вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами;

- ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

Освобождение  от пошлины 

          Статья 35 Закона « О таможенном тарифе» занимает особое место в правовом механизме российской таможенной политики - в ней перечислены предусмотренные законом тарифные льготы в виде освобождения от таможенной пошлины как ввозной, так и вывозной. Действие отдельных пунктов этой статьи может приостанавливаться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Объектами освобождения от пошлины  являются:

    1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

    Таможенное  законодательство устанавливает различия в правовом режиме транспортного  средства как товара и как средства транспортировки внешнеторговых грузов. Предусмотренная льгота распространяется на транспортные средства, определение которых дается в пп. 5 п. 1 статьи 11 ТК РФ: "Транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами".

    В понятие транспортного средства включены также товары, необходимые для их нормальной эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки, которые также освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации они освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при условии, что такие товары остаются на борту транспортных средств и не отчуждаются на таможенной территории Российской Федерации.

    Не  облагаются таможенной пошлиной товары, приобретенные за границей в связи  с ликвидацией аварии (поломки) транспортных средств. На практике эта тарифная льгота, прежде всего, касается аварийного ремонта  судна, под которым понимается ремонт, проводимый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем, и включающий работы, осуществление которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места проведения ремонта российский порт.

    Порядок таможенного оформления и таможенно-тарифного регулирования транспортных средств и товаров, необходимых для обеспечения эксплуатации транспортных средств, совершающих международные перевозки пассажиров и грузов, может быть урегулирован также многосторонними или двусторонними международными договорами, которые в случае их противоречия действующему российскому законодательству будут иметь преимущественную силу.

    2. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство, а также их уловы водных биологических ресурсов и произведенная из этих водных биологических ресурсов рыбная и иная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации2;

    Льгота по уплате вывозной таможенной пошлины может применяться в отношении иного имущества, вывозимого для обеспечения деятельности судов, ведущих морской промысел. Установлен критерий, по которому возможно определить товары, к которым данная тарифная льгота может быть применена. Такими товарами, в частности, могут быть и рыба, используемая в качестве наживки для ловли более крупной рыбы, и рыболовные снасти, и оборудование, используемое для переработки выловленной рыбы. Следует обратить внимание на то, что закон определяет возможность использования льготы по уплате таможенной пошлины в отношении указанных товаров только при их вывозе.

    Из  указанных товаров товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, в том числе горюче-смазочные материалы и топливо, находящиеся не в штатных баках (как предметы материально-технического снабжения), товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, независимо от того, продаются эти припасы или нет (как продовольствие), в соответствии с п. 1 ст. 265 Таможенного кодекса РФ могут быть помещены под таможенный режим припасов с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при соблюдении условий, установленных ст. 266 ТК РФ. Штатные принадлежности и оборудование, включая такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и т.д. (как предметы судового снаряжения), а также топливо, находящееся в штатных баках, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ могут проходить таможенное оформление как транспортные средства. Условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае установлены п. 1 ст. 271 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что ТК РФ определяет возможность использования льготы по уплате таможенной пошлины в отношении указанных товаров как при их вывозе за пределы таможенной территории РФ, так и при ввозе.

    Помимо освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, указанная норма предусматривает льготу по ввозной таможенной пошлине в отношении продукции морского промысла.

    Таможенное  оформление предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, производится таможенными органами РФ, в регионах деятельности которых расположены российские порты. В отношении указанных товаров таможенное оформление и декларирование производится в порядке, установленном для временно вывозимых товаров, с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности3. Для получения данной тарифной льготы такие предметы должны вывозиться под одним из двух таможенных режимов - временного вывоза или перемещения припасов4.

    3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации.

    Органы  внешних сношений, действующие за рубежом, подразделяются на постоянные и временные. К числу постоянных органов относятся дипломатические и консульские представительства, а также постоянные представительства при международных организациях. Временные дипломатические органы - делегации на конгрессах и конференциях, на переговорах в специальных международных комиссиях (следственных, согласительных и т.д.), группы представителей государств со специальной миссией.

    Особенностью  правового регулирования порядка  предоставления таможенно-тарифных льгот  дипломатическим и консульским  органам и их сотрудникам является преобладание конвенционных (международно-правовых) норм5. Кроме универсальных конвенций, источниками права по этому вопросу могут выступать конвенции о привилегиях и иммунитетах отдельных международных организаций, двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств, консульские конвенции и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов на основе взаимности.

    Таможенно-тарифные льготы дипломатическим представительствам. Для того чтобы обеспечить дипломатическим  представительствам возможность эффективно осуществлять предусмотренные международным  правом функции без контроля со стороны  властей государства пребывания (что вытекает из принципа суверенного равенства государств), предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты, разновидностью которых и являются таможенные льготы.

    Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. Отметим, что полного освобождения от всех видов таможенных платежей не предусмотрено. Дипломатические представительства уплачивают таможенные сборы за хранение, сборы за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, некоторые другие таможенные платежи (плату за информирование и консультирование и т.д.).

    Среди товаров, ввозимых дипломатическими представительствами для официального пользования: автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и др. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатических представительств подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество машин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливается МИД России.

Информация о работе Освобождение от уплаты пошлин как тарифная льгота