Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;
- дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;
- рассмотреть органы и агенты валютного контроля, рассмотреть их права и обязанности;
-рассмотреть осуществление валютного контроля в России;
-рассмотреть проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Объектом исследования является организации валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы таможенного союза…………………………………. 5
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов………………... 5
1.2 Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России………………….. 6
2 Организация валютного контроля……………………………………………. 10
2.1 Понятие валютного контроля……………………………………………. 10
2.2 Валютных контроль в рамках Таможенного Союза……………………. 14
3 Проблемы организации валютного контроля и пути их решения…….....
3.1Проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза……………………………………………………………………………...
3.3 Новшества валютного контроля в 2011году……………………………..
Заключение………………………………………………………………………. 22
Список использованных источников…………………………………………... 24
Таким образом, данный федеральный закон регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено. В соответствии со ст. 19 Закона № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза будет осуществляться в соответствии с Законом № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
С образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вступлением в силу единого Таможенного кодекса в Федеральную таможенную службу поступило рекордное обращение граждан - около 3,2 тысячи. Специалисты Комиссии Таможенного союза помогали людям разбираться с информацией.
Если человек едет в Белоруссию или Казахстан, то не нужно будет заполнять таможенную декларацию и проходить таможенный контроль. Правда, зайти в международной зоне аэропортов в магазины беспошлинной торговли он уже, увы, не сможет. Между государствами Таможенного союза все пассажирские авиаперевозки считаются внутренними.
Единственный вопрос, который могут задать таможенники, касается суммы провозимой валюты - на границе сохраняется валютный контроль. При этом, согласно законодательству, без декларации можно провезти до 10 тысяч долларов наличными, в том числе дорожными чеками. Если же у больше, то таможенники могут попросить заполнить декларацию, в которой среди прочего надо указать источник происхождения денег.
А по пластиковым картам, как и раньше, можно везти с собой сколько душе угодно. Валютный контроль действует исключительно в целях борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. Именно поэтому он касается только наличных денег - средства на карточках отражаются на ваших банковских счетах и контроль за законностью их происхождения лежит на финансовых, а не на таможенных органах. Поэтому таможня ими не интересуется.
Валютное законодательство РФ состоит не только из Закона № 173-ФЗ, но и принятых для его реализации актов валютного законодательства, таких как инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Согласно ей ПС необходимо оформлять при совершении валютных операций между резидентом (юридическим и физическим лицом - ИП) и нерезидентом, когда расчеты и перевод средств осуществляются через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами РФ.
Оплата по внешнеторговому договору (контракту) должна производиться за вывозимые с территории России и ввозимые на нее товары; выполняемые работы; оказываемые услуги; передаваемую информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. С даты вступления в действие указания ЦБ России от 29.12.2010 № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И» в части оформления ПС произошли изменения. Так, с 26 февраля 2011 года не требуется оформлять ПС на указанные выше валютные операции, которые осуществляются между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом; нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 173-ФЗ (они осуществляют все виды валютных операций без ограничений); между нерезидентом и резидентом, если сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату его заключения; между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (до вступления в силу указания для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять ПС, если сумма договора на дату его заключения не превышала 5 тыс. долларов).
Кроме того, со дня вступления в силу указания № 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов или в случае изменения суммы контракта на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему, предусматривающих такие изменения. Для закрытия указанного в настоящем пункте ПС резидент представляет в уполномоченный банк, в котором оформлен ПС, письменное заявление с указанием даты заявления; полного наименования и адреса местонахождения (почтовый адрес); реквизитов (дата, номер) контракта; реквизитов (дату, номер) ПС. На его основании банк закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления документа, и указывает в разделе «Информация о закрытии паспорта сделки» закрываемого ПС в поле «Дата» дату его закрытия, а в поле «Основание» - номер настоящего указания.
Планом
мероприятий по оптимизации процедур
в сфере таможенного
Федеральный
закон «О таможенном регулировании
в Российской Федерации» наделил ФТС России
правом издания нормативных правовых
актов в области таможенного дела, сокращающих
перечень документов и информации, представляемых
при декларировании товаров. Служба уже
подготовила проект нормативного акта,
согласно которому не требуется представлять
ПС при подаче декларации на товары, к
которым не применяются вывозные таможенные
пошлины, при их помещении под таможенные
процедуры экспорта и временного вывоза.
При этом сохранено требование об указании
номера ПС в декларации на товары в установленном
порядке, при условии наличия электронной
копии ПС в региональной базе данных валютного
контроля.
2.2
Анализ валютного
контроля РФ за 2010год.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия за 2010 год проведены 21 плановая проверка соблюдения резидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, 38 внеплановых проверок поступивших сообщений от Банка России.
По
результатам проведенных
Кроме того, в 2010 году поступило от таможенных органов 6 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Принято 6 постановлений о назначении административного наказания на сумму штрафных санкций – 168,9 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций в сумме 88,9 тыс. руб. Отменено судом 3 постановления о назначении административного наказания на сумму штрафных санкций – 120,0 тыс. руб.
В 2010 году поступило от налоговых органов 17 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Принято 12 постановлений о назначении административного наказания на сумму штрафных санкций – 645,3 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций в сумме 688,0 тыс. руб. Принято 3 постановления о прекращении производства по делу.
Типовыми нарушениями, выявляемыми при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, являются нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ответственность, за которые установлена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. Нарушения выражаются в несоблюдении резидентом установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк и нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Кроме того, в 2010 году сотрудниками отдела валютного контроля были возбуждены дела об административных правонарушениях:
-
за нарушение установленного
срока ответа на Представление
об устранении причин и
- за непредставление документов для проверки по ст. 19.7 КоАП РФ – 5 дел, мировым судьей наложены штрафные санкции на сумму 15,5 тыс. руб., взыскано – 12,0 тыс. руб.
-
за нарушение установленного
срока уплаты
В
результате этих правонарушений Министерство
финансов разработало проект поправок
в законодательство, серьезно ужесточающих
валютный контроль при экспортно-импортных
операциях. Сейчас банки сообщают
Росфинмониторингу, что деньги по внешнеторговой
операции не пришли и паспорт сделки не
закрылся. Чтобы избежать валютного контроля,
компании закрывают паспорт сделки под
предлогом перехода в другой банк. Поправки
Минфина обяжут компании сначала объяснить
банку причины и указать данные нового
паспорта.
3
Основные проблемы осуществления
валютного контроля
и пути их решения
3.1Проблемы
осуществления валютного
контроля в рамках Таможенного
Союза
Минфин опубликовал проект поправок к закону «О валютном контроле» и «О противодействии легализации (отмыванию)», которые предусматривают с 2011 года создание сети контроля паспортов внешнеэкономических сделок с участием ФТС, ФНС для борьбы с растущим невозвращением валютной выручки из-за пределов РФ. Само по себе невозвращение выручки однозначно предлагается считать отмыванием по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Компенсацией добропорядочным компаниям можно считать ограничение списка документов, которыми требуется подтверждать законность перечислений денег за рубеж.
Проект поправок в федеральные законы № 173 от 10 декабря 2003 года («О валютном регулировании и валютном контроле») и № 115 от 12 июля 2001 года («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») опубликован Минфином 18 ноября. Проект пока не внесен в правительство. Исходя из стандартных сроков законодательных процедур Белого дома, он может вступить в силу к лету 2011 года. Впрочем, на основании текста закона есть основания считать, что правительство будет склонно торопиться. Поправки существенно меняют правовую ситуацию вокруг «серого» оттока капитала из РФ, создают новый, более логичный и простой, но и более жесткий порядок контроля за возвращением валютной выручки по трансграничным сделкам и окончательно криминализуют «серый» отток капитала.
Проблема «серого» экспорта капитала из РФ обнаружена ЦБ еще в начале 2009 года: платежный баланс за первый квартал 2010 года показал чистый вывоз капитала частным сектором на $12,9 млрд и огромные показатели в графах «Чистые пропуски и ошибки» и «Невозвращение валютной выручки» - $17,3 млрд, что больше, чем по итогам 2010 года (см. «Ъ» от 6 апреля). Платежный баланс за полгода, согласно сборнику ЦБ по платежному балансу (опубликован 28 октября), скорректировал эти данные (напомним, в первом квартале года показатели, косвенно связанные с «серым» оттоком, традиционно завышаются из-за непредоставления экспортерами и импортерами в срок соответствующих документов). Так, за первые полгода 2010 года «чистые пропуски и ошибки» платежного баланса составили $7,2 млрд. Тем не менее косвенно ЦБ признает, что проблема «серого» экспорта капитала во втором полугодии усиливается. Так, в ноябре Банк России начал неожиданную рассылку писем среди банков с требованиями дополнительных данных об экспортных операциях клиентов (см. «Ъ» от 18 ноября). Кроме того, в повышении ЦБ прогноза оттока капитала по итогам года (он увеличен с $7-8 млрд до $22 млрд, причем на практике может быть и больше) также есть составляющая «серого» оттока. Наконец, и ЦБ, и правительство заметно беспокоит рост импорта: по крайней мере часть роста приходится на «серый» импорт с заниженной уплатой импортных пошлин через занижение стоимости поставок - он затем зеркально отражается в виде «серого» экспорта капитала.
Разработка Минфина призвана начать решение этой проблемы. В первую очередь поправки в закон № 173 устанавливают единые правила оформления резидентами РФ паспортов внешнеэкономических сделок, в том числе правила закрытия паспортов сделок и перевода их в другой банк: в нынешней версии закона по крайней мере часть «серого» экспорта капитала обеспечивалась регуляторными «дырками» при переоформлении паспортов. Все паспорта переводятся в электронный вид. ФТС, ранее де-факто не участвующая в системе валютного контроля, поправками обязывается требовать с участников внешнеэкономической деятельности указания в таможенной декларации номера паспорта сделки, а также сообщать органам и агентам валютного контроля в электронном виде данные о фактическом ввозе и вывозе товаров на границе РФ. Электронные документы, предоставленные для контроля резидентами и нерезидентами, признаются имеющими юридическую силу. Если эта система заработает, ФТС и ЦБ будут способны контролировать соответствие «товарной» и «денежной» частей внешней торговли в режиме онлайн, в то время как действующая система этого не позволяет.
Информация о работе Осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза