Осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;
- дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;
- рассмотреть органы и агенты валютного контроля, рассмотреть их права и обязанности;
-рассмотреть осуществление валютного контроля в России;
-рассмотреть проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза.
Объектом исследования является организации валютного контроля в рамках Таможенного Союза.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы таможенного союза…………………………………. 5
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов………………... 5
1.2 Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России………………….. 6
2 Организация валютного контроля……………………………………………. 10
2.1 Понятие валютного контроля……………………………………………. 10
2.2 Валютных контроль в рамках Таможенного Союза……………………. 14
3 Проблемы организации валютного контроля и пути их решения…….....
3.1Проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза……………………………………………………………………………...
3.3 Новшества валютного контроля в 2011году……………………………..
Заключение………………………………………………………………………. 22
Список использованных источников…………………………………………... 24

Работа содержит 1 файл

Осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза перед.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические  основы таможенного союза…………………………………. 5
   1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов………………... 5
   1.2 Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России………………….. 6
2 Организация валютного контроля……………………………………………. 10
   2.1 Понятие валютного контроля……………………………………………. 10
   2.2 Валютных контроль в рамках Таможенного Союза……………………. 14
3 Проблемы  организации валютного контроля  и пути их решения…….....

   3.1Проблемы  осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза……………………………………………………………………………...

   3.3 Новшества  валютного контроля в 2011году……………………………..

Заключение………………………………………………………………………. 22
Список  использованных источников…………………………………………... 24

 

     Введение 

     Актуальность  темы исследования «Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза» определяется современными экономическими условиями в ТС, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

     Также немаловажное значение при рассмотрении исследуемой темы имеет наличие  конфликта в отношении к валютному  контролю, как инструменту государственного вмешательства в систему рыночных отношений

     С одной стороны в этом конфликте  выступает государство, которое, руководствуясь стратегическими целями по стабилизации макроэкономической ситуации, создает  достаточно жесткую систему контроля над внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов и передвижением валютных ценностей, пытаясь избежать:

     1) масштабного вывоза капитала из страны;

     2) превышения импорта товаров над экспортом;

     3) дефицит иностранной валюты на внутреннем рынке страны, что, в свою очередь, приводит к падению курса национальной валюты и усилению процессов инфляции.

     С другой стороны, выступают хозяйствующие субъекты, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, которые, чаще всего, руководствуясь программами по повышению нормы прибыли от конкретных внешнеэкономических операций, стараются обойти действующее законодательство, регулирующее данную сферу экономических отношений.

     Таким образом, исходя из наличия такого конфликта  следует сделать вывод о необходимости  рассмотрения современной системы государственного валютного контроля, ее противоречий и недостатков, механизма ее действия.

     Цель  работы – изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

     - рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;

     - дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;

     - рассмотреть органы и агенты  валютного контроля, рассмотреть  их права и обязанности;

     -рассмотреть  осуществление валютного контроля  в России;

     -рассмотреть  проблемы осуществления валютного  контроля в рамках Таможенного  Союза.

     Объектом  исследования является организации  валютного контроля в рамках Таможенного  Союза.

     Предмет изучения - комплексная система организации валютного контроля.

         Информационной базой исследования служат нормативно-справочные материалы,  информационные ресурсы интернета.

     Настоящая работа создавалась с учетом положений  валютного, банковского и таможенного законодательства, которыми в совокупности и регулируется государством внешнеэкономическая деятельность предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Общие положения о валютном регулировании и валютном контроле

     1.1 Понятие, формы и методы валютного контроля 

     Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировой экономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движение капиталов и иных валютных операций, в первую очередь направленных на недопущение оттока валютных ценностей.

     С началом экономических преобразований в нашей стране также появилась необходимость валютного контроля и регулирования зарождающихся рыночных отношений.

     Валютный  контроль - составная часть валютной политики государства в области  организации контроля и надзора  за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций [18, с. 144]:

     - контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;

     - контроль валютных операций;

     - контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля: предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется.

 

Таким образом,  
 

1.2 Органы и агенты  валютного контроля, их права и обязанности 

     С 16 февраля 2011 года действует Федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля» [21]. Согласно ему органами валютного контроля являются Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные и налоговые органы.

     Согласно  изменениям, внесенным в Закон  № 173-ФЗ, при обмене информацией Банк России должен осуществлять взаимодействие с Росфиннадзором и координацию  взаимодействия уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля должны передавать таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Исключения составляют случаи, указанные в части 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, в которых определено, что уполномоченные банки и Внешэкономбанк передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенные надлежащим образом.

     Закон № 173-ФЗ установил, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством России коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую известной им при осуществлении их полномочий. По новой редакции Закона № 173-ФЗ к тайнам, которые необходимо сохранять, причислена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23 Закона № 173-ФЗ дополнена следующим абзацем: «Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны».

     Также установлено, что представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому в объеме и порядке, указанных в частях 13-16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны. Таким образом, если в цепочке передачи или предоставлении указанной информации будет находиться лицо, не являющееся агентом валютного контроля, то это будет считаться нарушением тайны. Указанные части статьи 23 - новые положения, в которых установлены дополнительные права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

     По  измененным правилам уполномоченные банки и Внешэкономбанк по запросам таможенных и налоговых органов должны передавать имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенных надлежащим образом. Они должны запрашиваться исключительно в целях осуществления валютного контроля проводимых резидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом запрос о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования. Кроме того, должны быть указаны соответствующие нормативные правовые акты и известные сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информация, необходимая для идентификации резидента. Срок исполнения запроса не может составлять менее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

     В свою очередь ФТС России должна передавать уполномоченным банкам и Внешэкономбанку (исключительно по их запросам) информацию о соответствии или несоответствии сведений в представленных резидентами таможенных декларациях на товары, перемещаемые через границу РФ, сведениям о совершении таможенных операций по товарам, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Таким образом, должностным лицам ФТС России необходимо будет производить сравнительный анализ сведений, предоставленных резидентами, с информацией, которой они располагают. Срок исполнения запроса ФТС России не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

     Федеральная налоговая служба передает уполномоченным банкам и Внешэкономбанку по их запросам в целях осуществления валютного  контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории России. В случае открытия резидентом счета (вклада) в зарубежном банке агенты валютного контроля могут узнать или подтвердить эту информацию с помощью налогового органа по месту учета резидента. Срок исполнения запроса не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

     Обмен информацией по новым правилам осуществляется в электронном виде. Это достаточно оперативно и не требует дополнительных затрат.

     Таким образом, органы и агенты валютного  контроля активно взаимодействуют  друг с другом с целью осуществления валютного контроля.  С вступлением в силу изменений в Закон № 173-ФЗ российским участникам ВЭД стало понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза 

     2.1 Практика валютного  контроля в рамках  Таможенного Союза 

     Нормативной основой для формирования валютного  рынка России явился Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля [2].

Информация о работе Осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза