Особенности таможенного оформления культурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены основные экономико-правовые вопросы, связанные с реализацией законодательства, некоторые проблемы, осложняющие их реализацию, а также возможные пути решения сложившихся противоречий в действующем законодательстве, связанных со статусом данной категории товаров и таможенным контролем за их перемещением через государственную и таможенную границу Российской Федерации при помещении культурных ценностей под таможенные режимы, обеспечивающие их временный вывоз из Российской Федерации и обратный ввоз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4


Глава 1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля…..7

Глава 2. Специфика применения таможенного режима «временный ввоз/вывоз» в отношении культурных ценностей (действующая законодательная база)…………………………………………………….………15
2.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов………………15
2.2. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»………………21
2.3. Приказ Министерства культуры от 12.10.98 № 528……………………25

Глава 3. Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе культурных ценностей для реставрации…………..28

Заключение…………………………………………………………………………..52

Список использованных источников………………………………………….55

Приложения…………………………………………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

     Заявление-обязательство  об обратном вывозе/ввозе товаров  предоставляется в таможенный орган, производящий оформление временно ввозимых/вывозимых  товаров. В Заявлении-обязательстве  указываются реквизиты юридического лица, сведения о товарах, цели и обстоятельства временного ввоза/вывоза, сроки ввоза/вывоза. Также подтверждается ознакомление с требованиями статей 271, 273, 263, 284 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающими ответственность за  нарушение данного обязательства (Приложение 1).

     Необходимо  подчеркнуть, что данные формы Заявлений-обязательств, утвержденное приказом Санкт-Петербургской таможни от 24.09.97 г. № 150, предоставляемое при помещении товаров под таможенный режим «временный ввоз/вывоз» по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку перемещения,  таможенного контроля и таможенного оформления культурных ценностей, помещаемых под указанный таможенный режим.

     В настоящее время руководством Санкт-Петербургской таможни рассматриваются формы Заявлений-обязательств, наиболее полно соответствующие требованиям, предъявляемым к основным условиям помещения культурных ценностей под режим временного ввоза/вывоза (Приложение 2,3).

     Аналогичная проблема существует и при необходимости продления сроков временного ввоза/вывоза культурных ценностей. Заявление – обязательство, используемое при продление сроков на «обычный» товар представляет собой форму, представленную в Приложении 4. Наиболее приемлемая форма Заявления – обязательства о продлении сроков временного ввоза/вывоза для культурных ценностей должна иметь форму, представленную в Приложении 5.

     Кроме того, при продлении сроков временного вывоза необходимо письменное разрешение Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, документ об установлении страховой оценки культурных ценностей, гарантии государственных органов принимающей стороны (страны назначения) в отношении сохранности и возврата культурных ценностей, документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывезенных культурных ценностей. 

     Необходимо  подчеркнуть, что нарушение сроков временного ввоза или вывоза, если обратный вывоз или ввоз является обязательным, предполагает ответственность  за нарушение таможенных правил, предусмотренную частью первой статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации. Дело о нарушении таможенных правил заводится незамедлительно, если товары в день истечения срока временного вывоза или ввоза не представлены к обратному ввозу, вывозу или не заявлены к помещению под иной таможенный режим.

     При нарушении сроков временного вывоза, если вывезенные товары – культурные ценности и их возвращение в установленные  сроки является обязательным, ответственность  наступает в соответствии со статьей 190 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное деяние квалифицируется как самостоятельное преступление, совершенное сразу же в момент истечения сроков временного вывоза.

     Необходимо  подчеркнуть, что диспозиция статьи 271 Таможенного кодекса РФ носит альтернативный характер только в отношении товаров, и наличия или отсутствия признаков контрабанды.

     Статья 219 ТК РФ квалифицирует невозвращение  на таможенную территорию РФ предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, как один из видов уголовно наказуемой контрабанды.

     Пункт 2 статьи 56 Закона от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» также квалифицирует данное деяние как контрабанда и отсылает к уголовному законодательству Российской Федерации.

     Статья 190 Уголовного кодекса РФ квалифицирует  данное деяние как невозвращение  в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ и определяет его как самостоятельное преступление.

     Непосредственным объектом данного преступления является порядок вывоза и возвращения культурных ценностей. Предметом данного преступления являются культурные ценности, под которыми понимаются движимые предметы материального мира, определенные статьями 6,7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Кроме этого, понятие «культурные ценности» раскрывается в ст. 3 «Основ законодательства о культуре» от 09.10.92 г., в ст. 3 Федерального закона от 26.05.96 г. «О Музейном фонде РФ и музеях РФ». Вместе с тем, ст. 5 закона «О таможенном тарифе» и ст. 18 Таможенного кодекса РФ культурные ценности могут быть отнесены к товарам, как к «любому движимому имуществу».

     Санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 271 ТК РФ является штраф в размере  от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

     Вместе  с тем, в ст. 231 ТК РФ разъясняется, что ответственность за НТП наступает, если правонарушение не влечет за собой  уголовной ответственности. В этой же статье отмечено, что привлечение  к уголовной ответственности не освобождает от ответственности за НТП, но «срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом РФ решения об отказе или в возбуждении уголовного дела» (ст. 247 ТК РФ).

     Таким образом, в день истечения срока обратного ввоза, указанного в заявлении – обязательстве, при отсутствии разрешения на продление действия Свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей и при реальной возможности вернуть культурные ценности на территорию РФ, данное деяние является оконченным преступлением, ответственность за которое наступает в соответствии с санкцией, предусмотренной ст. 190 Уголовного кодекса РФ.

     П. 9 ст. 117 УПК РСФСР относит таможенные органы к органам дознания по делам  о преступлениях, предусмотренных ст. 190 УК РФ. Согласно ст. 119 УПК, «…если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие». В данном конкретном случае, ст. 126 УПК РСФСР обязательность предварительного следствия возложена на следователей органов ФСБ. 
 

2.2. Закон РФ «О  вывозе и ввозе  культурных ценностей» 

     Федеральный закон Российской Федерации от 15.04.93.   № 4804-1 является одним из основных руководящих документов, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей. Вместе с иными законодательными актами Российской Федерации настоящий Закон имеет целью сохранение культурного достояния России, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

     Закон основан на принципе единого таможенного  пространства и единого порядка  вывоза и ввоза культурных ценностей  на всей территории Российской Федерации  независимо от формы собственности, а также для всех юридических, физических, должностных лиц и органов власти и управления.

     Согласно  ст. 6 Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального  мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группой лиц, которые являются гражданами  Р Ф;
  • культурные ценности, имеющие важное значение для РФ и созданные на территории РФ иностранными гражданами и  лицами без гражданства, проживающими  на территории РФ;
  • культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;
  • культурные  ценности, приобретенные археологическими, этнологическими  и естественнонаучными  экспедициями с  согласия компетентных  властей страны, откуда  происходят эти  ценности;
  • культурные ценности, приобретенные в результате  добровольных обменов;
  • культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия  компетентных  властей  страны, откуда  происходят  эти  ценности.
 

     Культурные  ценности,  не  подлежащие  вывозу  из  РФ, рассмотрены  в  ст.9 Закона: 

     
  • движимые  предметы,  представляющие  историческую,  художественную,  научную  или  иную  культурную  ценность  и  отнесенные  в  соответствии  с  действующим  законодательством  к  особо  ценным  объектам   культурного  наследия  РФ,  независимо  от  времени  их  создания;
  • движимые  предметы,  независимо  от  времени их  создания,  охраняемые  государством  и внесенные в охранные  списки  и реестры в порядке,  установленном законодательством РФ;    
  • культурные  ценности,  постоянно  хранящиеся  в  государственных  и  муниципальных  музеях,  архивах,  библиотеках  и  в  других  государственных   хранилищах  культурных   ценностей   РФ.  По  решению  уполномоченных  государственных   органов  данное  правило  может  быть  распространено  на  иные  музеи, архивы  и  библиотеки;    
  • культурные   ценности,  созданные  более  100  лет  назад,  если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Законом.                                                                                                               

     Закон предусматривает  регулирование  вывоза с территории Российской Федерации и ввоза с территории Российской Федерации, а также временный вывоз и временный ввоз культурных ценностей. Вывоз  культурных  ценностей,  не  подпадающих  под  действие  ст.9  действующего  Закона,  может  осуществляться  в  соответствии  с  решением   о  возможности  их  вывоза,  принимаемым  государственными  органами,  определенными  Законом.  Необходимо  подчеркнуть,  что  вывоз  и  ввоз  культурных  ценностей,  содержащих  драгоценные  камни,  драгоценные  металлы,  а  также  виды  оружия    регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.  Это  отмечено в  ст.ст. 20 и 21 Закона.  Порядок  вывоза  и ввоза  культурных  ценностей   распространяется также и   на  лиц,  обладающих  дипломатическими   привилегиями   и иммунитетами.         

     Культурные  ценности,  ввозимые  на  территорию  РФ,  подлежат  таможенному   контролю  и  специальной  регистрации  в  порядке, установленном  Федеральной  службой  по  сохранению  культурных  ценностей  совместно   с  Государственным  таможенным  комитетом  РФ. Следует отметить, что функции Федеральной службы переданы Департаменту по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

     При  транзите  культурных  ценностей  через  территорию  РФ  также  должны   предоставляться   документы,  подтверждающие  то,  что  данные предметы  ввозятся   исключительно  с  целью  транзита.

     В  Законе  уделяется  внимание  временному  вывозу   и  временному ввозу   культурных   ценностей. Временный  вывоз  и ввоз  культурных  ценностей  осуществляется  музеями,  архивами,  библиотеками  и  другими  физическими  и юридическими  лицами:  для  организации  выставок;  для  осуществления  реставрационных  работ  и  научных  исследований;  в  связи  с  театральной,  концертной  и  иной  артистической  деятельностью, а также  в  иных  необходимых  случаях.

     Анализируя  данный  раздел  действующего  Закона,  следует  подчеркнуть,  что  запрещается   незаконная  передача  права  собственности  на  культурные  ценности.  Однако  вывоз  культурных  ценностей  может  осуществляться  только  законным   собственником  предметов  либо  лицом,  уполномоченным  на  то  собственником  в  установленном  законодательством  порядке.

     Закон  рассматривает  несколько  условий  взимания  специального  сбора  за  право  вывоза  культурных  ценностей.  Во-первых,  сбор, уплачиваемый  физическими  и  юридическими  лицами  в  случаях получения   ими свидетельства на  право вывоза  культурных   ценностей.  Во-вторых,  устанавливаются льготы  по  уплате  специального  сбора.  А в-третьих,  специальный сбор  не  взимается в случае,  если  вывоз культурных  ценностей осуществляется  непосредственно  автором.  Следует отметить, что порядок взимания специального сбора в настоящее время не установлен. В  соответствии  с  Законом  устанавливается  межгосударственное  сотрудничество,  и  заключаются  межгосударственные  договора (разд.8)  в  целях  предотвращения  незаконных  вывоза,  ввоза  культурных  ценностей  и  передачи   права  собственности  на  них.   Он  также  устанавливает  дисциплинарную,  административную, уголовную  ответственность  за  нарушение  законодательства  о  вывозе  и  ввозе  культурных  ценностей.   

     2.3. Приказ Министерства  культуры от 12.10.98г.  № 528 

     Приказом  Минкультуры № 528 утверждена Инструкция о порядке контроля за вывозом  и временным вывозом культурных ценностей. Инструкция разработана  в соответствии с Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о Министерстве культуры Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Информация о работе Особенности таможенного оформления культурных ценностей