Особенности развития таможенного дела и таможенной политики в XIV-XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия.

Работа содержит 1 файл

глава 1.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

Одна  из наиболее характерных черт начального периода истории таможенных тарифов  ВКЛ было подчинение силе обычая. Но при введении «новых мыт» о согласовании их со «старыми» никто не заботился, ибо преследовали  в основном чисто фискальные цели. Старое “звычайное мыто” довольно долгое время было относительно стабильной величиной, но ставки нового или “новоповышенного”, устанавливаемые сеймом стремительно росли вверх с каждым новым постановлением.

  Появление новых мыт диктовалось  особыми обстоятельствами, в основном  дефицитом бюджета, Они  довольно  редко  согласовывались  с  ценой товара.  Поэтому каморы находились не только на границах, но и  внутри государства. С XIV века появляются специализированные пошлины. Государство начинает использовать таможенную систему в качестве регулятора торговой политики, отличавшуюся в этот период неустойчивостью и отсутствием единой линии. Кроме того, таможенные тарифы в то время, не были универсальны и обязательны для исполнения на всех каморах и прикаморках. Они были рассчитаны на разные категории провозителей.

В ВКЛ  существовало огромное количество разновидностей мыта, пришедших из раннего средневековья: старое-звыклое, новоповышенное, скопное (за шкуры), померное (за обмер товара), важчее, возовое, мостовое, восковничее, соляное, рыбное, перевозное, дорожное, болотное, оргишовое (караванное), бонарт (пограничное), гребельное; различные местные – новогородское, минское, берестейское, городенское, бельское и многие другие.

В Великом  княжестве сумма  ежегодгно собираенмых таможенных пошлин постоянно варьировалась.

Купцы, которые имели довольно редкое великокняжеское  освобождение от мыта предъявляли копию «безмытного листа» и если в каморе имелось извещение из великокняжеской канцелярии о данном листе, то товар пропускали без уплаты сборов.. Кроме того, купцы из  городов, имевших подобные привилегии, должны были показывать копии городских привилеев.

Мытные  книги XV –XVI веков дают интересные сведения о доходах, собираемых с таможен. Так, Берестье, крупный перевалочный, торговый пункт, давало ежегодно 1100 коп литовских грошей, Все остальные мытные каморы давали значительно меньшие доходы. Согласно подсчетам с 1490 по 1570 года доходность таможенных учреждений княжества выросла в 3 раза. Из округов, наиболее прибыльными были Ковенский, Подляшский, Волынский, Полоцкий, Виленско-Минский,  Могилевский.

 

  1. Исторические источники правового регулирования XIV—XV веков

Основным  источником таможенного права в  данный период становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.

Если международные  отношения Северо-Восточной Руси с XIII века, главным образом сосредоточиваются  на Золотой Орде, то отношения между  мелкими «полугосударствами», на которые эта Русь разбивалась, были гораздо сложнее. В отличие от предшествующего периода, когда междукняжеские отношения определялись обычно словесными «обетами», скрепленными клятвой, в XIV—XV веках договоры между князьями заключались в письменной форме.

Междукняжеские договоры обеспечивали в первую очередь политическую независимость каждого отдельного, даже небольшого владения. Этот принцип выражался в формуле «тобе знати своя отчина, а мне знати своя отчина». В договорах оговаривалась неприкосновенность суверенных прав каждого князя над территорией своего княжества. Князья обязывались в чужой удел не давать жалованных грамот, не всылать своих даньщиков и приставов. Запрещено было даже покупать в чужом уделе села и держать «закладчиков», то есть зависимых людей. Особое значение имели статьи, касавшиеся княжеских вассалов, которые имели право выбирать себе любого сеньера: «а боярам и слугам меж нами вольным воля». Феодалы, естественно, были заинтересованы в том, чтобы не выпускать из своих рук зависимых людей, и в том, чтобы карать нарушителей феодальных порядков.

В междукняжеских отношениях по-прежнему большую роль играли церковные феодалы, особенно митрополиты, которые служили посредниками между отдельными княжествами. Под договорными грамотами обычно ставили свои подписи митрополиты, которые были как бы гарантами исполнения договоров. Митрополиты являлись носителями идеи объединения Руси и весь свой авторитет направляли на поддержку политики московских великих князей.

В Новгороде  вся внешняя политика фактически возглавлялась новгородским «владыкой» (епископом). Переговоры как с немцами  и шведами, так и с великим  князем владимирским велись при его  непосредственном участии. Договоры заключались по его «благословению», и в договорных грамотах его имя со стороны Новгорода ставилось на первое место. В отношении немецких купцов во время их пребывания в Новгороде он выступал в качестве патрона и посредника при их столкновениях с новгородцами. Новгородский владыка являлся посредником и между Новгородом и великим князем.

При феодальной раздробленности приходилось регулировать и торговые сношения между отдельными княжествами. В первую очередь необходимо было добиться единства таможенного обложения в союзных княжествах, и договоры тщательно оговаривали размеры таможенных пошлин и запрещение заводить новые «мыты» (таможенные заставы).

Среди многочисленных древнейших духовных грамот великих  князей Московских завещание Ивана Калиты представляет наибольший интерес. (рисунок 8) В ней говорится: «...Во имя Отца и Сына и Святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, иду в Ворду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи. Аже бог что разгадает о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своей. Приказываю сыном своим очину  свою Москву, а се есмь им раздел учинил...» [4]

Рисунок 8. Иван Калита

В духовной грамоте указано местонахождение  городов, волостей, сел и деревень, которые он отписывает жене и сыновьям. «А из городских волостин даю княгини своей осмничее (торговая пошлина). А тамгою (клеймо, печать, торговая пошлина) и иными волостми городскими поделятся сынове мои; такоже и мыти (пошлина, платившаяся за провоз товаров) которого уезде (в своем владении), то тому. А оброком городским Васильцева веданья (старинные сборы) поделятся сынове мои. А что моих бортников и оборочников купленых, который в которого росписи, то того (т.е. купленные бортники) ведавшие бортями (пчелиными угодьями) и оборочники-холопы остаются у того из князей, кому принадлежали...». [4] Духовная грамота Ивана Калиты - древнейшая из великокняжеских духовных грамот имеет важное значение для изучения хозяйства и таможенного дела в XIV веке.

Большинство населения Наровского обеспечивали торговые караваны. В качестве лоцманов они проводили корабли, содержали постоялые и гостиные дворы. В Ивангороде находилась таможенная изба. Согласно Указу Ивана III в городе были установлены весы, развернулась торговля солью, воском.  Ивангород, являясь ведущим портом Московского государства на Балтике, стал центром торговли псковских и новгородских купцов (часто предметы клеймились знаками собственника). Вывозили воск, лен, коноплю, рыбий и животный жир, меха, сало. Иностранцы ввозили оружие и цветные металлы (рисунок 9). В 1492 году по указанию Ивана III в интересах обеспечения неприкосновенности границ Российской державы была заложена крепость в Ивангороде. Мощная одиннадцати башенная крепость с территорией 45 тысяч кв. м гарантировала безопасность. Ивангород задолго до Петербурга открыл «окно в Европу». После прекращения торговли Ганзы с Новгородом, по велению Ивана III, торгово-экономические связи Руси с соседними государствами значительно изменились. Торговыми партнерами России в конце XV в. стали Дания, Швеция, Литва. А центром этой торговли с выходом на Балтийское море стал Ивангород.  В городе высокого уровня достигло ремесло, а в связи с развитием торговли таможенное дело. В городе имелись: русский гостиный двор, гостиный двор датских купцов. Был построен новый дом для важни, где принимали русские товары. Строились здесь и иностранцы. Совместно с Ивангородом большую роль в развитии русской торговли сыграло село Наровское, построенное на правобережье реки Наровы, там, где в Нарову впадает Россонь. Оно явилось, по сути дела, морскими воротами - держало под своим наблюдением вход в Нарову и охраняло Ивангород от нападения с моря. Длительное время на землях славянских народов эквивалентом обмена были меховые деньги (куны), затем слитки из меди, бронзы, серебра, золота. Затем появились монеты. Это было закономерным явлением, обусловленным всем ходом исторического развития государства.

Рисунок 9. Московское государство – центр торговли псковских и новгородских купцов

Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. Технология берестяной грамоты состоит в том, что на предварительно обработанной березовой коре «писалом» или «стилом» наши далекие предки процарапывали знаки. В настоящее время найдено более 800 берестяных документов, в том числе в Новгороде более 750. Берестяные грамоты были найдены в Старой Руссе, Смоленске, Твери, Пскове, Звенигороде-Галицком и других городах. Берестяные грамоты это бесценный источник сведений по торговле, таможенному делу, ведению хозяйства, политические донесения, записи судебных дел, школьные упражнения, заказы художникам на изготовление икон, сообщения о смерти близких людей, ростовщические записи, связанные с продажей. Берестяные грамоты свидетельствуют, что грамотность на Руси была распространена среди широких слоев населения. Текст на бересте – это мостик, связывающее прошлое с настоящим.

Особыми жалованными  грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов. Так, в уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича в 1397 году, данной Двинской земле, закрепляется иммунитет от сборов двинских купцов. Василий 3 стремился поставить монастыри и церкви в финансовую зависимость от себя, ограничивая их права на сбор таможенных пошлин с торговых людей путем выдачи церковниками жалованных грамот.

К концу XV века, объединив вокруг Москвы близлежащие  княжества, русское государство  укрепило внешнеполитические связи  со многими государствами. Хотя Иван 3, Василий 3, а затем Иван 4 как-то пытались упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской таможенной грамотой 1571 года, если с местных горожан предусматривалось брать пошлину 0,75 % от стоимости товара, с жителей пригородов – 2 %, с торговцев из других областей – 4 %, то с иноземцев – 7 %. [5]

Особое значение с развитием внешнеторговой и  таможенной политики в середине XVI века имело появление в устье Северной Двины в 1553 году корабля английского купца и путешественника Ричарда Ченслера. Он был принят с почетом Иваном Грозным. Царь Иван IV дал англичанам грамоту, позволяющую им беспошлинно торговать в России и ввозить транзитом товары в Персию и другие страны Азии. Итак, беспошлинно могли торговать с Россией только Англия. Иван Грозный стремился к военно-политическому союзу с Англией. После отказа английской королевы заключить такой союз в 1570 году, царь отменил льготы английским купцам, но в 1574 году их ввел вновь в меньшем размере. В этом примере таможенные пошлины выступают как средство политического воздействия в межгосударственных отношениях. В 1587 году при царе Федоре Иоанновиче привилегии англичанам были возвращены, в 1588 году это привело к значительному недобору денег в казне.

Указом 1596 года царя Федора Иоанновича и Б.Годунова было поставлено передать все частные льготы в ведение голов и целовальников, владельцам льгот давать половину льготных денег, а вторую половину – передавать в казну.

При Михаиле  Романове пошлины ещё более дифференцировались, поскольку финансы государства  и феодалов были истощены войнами  и интервенциями. Особенно разнообразными были меры, регулирующие вывоз товаров  из России. К ввозу в Россию был запрещен табак, потребление которого преследовалось, и хлебные вина, бывшие предметом казенной монополии.(таблица 1)

Таблица 3. Источники правового регулирования таможенного дела в XIV-XV веках

Исторические источники правового  регулирования таможенного дела в XIV-XV веках

Характеристики

Завещание Ивана Калиты

Духовная грамота Ивана Калиты - древнейшая из великокняжеских духовных грамот имеет важное значение для изучения хозяйства и таможенного дела в XIV веке. В ней указано местонахождение городов, волостей, сел и деревень, которые он отписывает жене и сыновьям.

Указ Ивана III

Согласно этому указу в Ивангороде были установлены весы, развернулась торговля солью, воском. Ивангород стал центром торговли псковских и  новгородских купцов (часто предметы клеймились знаками собственника).

Уставная грамота великого князя  Василия Дмитриевича 1397 года

В грамоте рассматривались вопросы  уголовного порядка и особенности суда по уголовным преступлениям; порядок суда и судебные пошлины; подсудность населения и торговые пошлины для купцов. Закрепляется иммунитет от сборов двинских купцов.

Грамота Ивана IV

Позволила англичанам беспошлинно торговать  в России и ввозить транзитом  товары в Персию и другие страны Азии.

Указ 1596 года

Было поставлено передать все частные  льготы в ведение голов и целовальников, владельцам льгот давать половину льготных денег, а вторую половину – передавать в казну.


Таким образом, в XIV-XV веках дальнейшее развитие получило таможенное законодательство. Правовыми  документами в данное время являлись грамоты (ярлыки) монгольских ханов на право свободной торговли, межкняжеские договоры и духовные грамоты великих и удельных князей. В них содержались таможенные нормы права. Документы свидетельствуют о том, что несмотря на единство взглядов на таможенную практику в договорных грамотах просматривается стремление отдельных князей оградить себя от появления новых мытных пошлин. Осуществляя совместную торговлю, русские князья договаривались о наибольшем благоприятствовании в торговле, и о стабильном таможенном обложении. Они одновременно стремились к ликвидации таможенных границ и созданию на Северо-Востоке Руси единой таможенной территории в пределах Московии. Заключив договорные обязательства между собой, великие князья осуществляли подобную практику с удельными князьями. Как следует из договорных грамот, удельные князья имели право изменить некоторый порядок сбора пошлин, но с согласия великого князя. 

Информация о работе Особенности развития таможенного дела и таможенной политики в XIV-XV веках