Особенности развития таможенного дела и таможенной политики в XIV-XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия.

Работа содержит 1 файл

глава 1.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

В ВКЛ, практически до XVIII века, почти не существовало никаких центральных государственных учреждений. Тут длительное время действовал не самый лучший принцип государственного строительства - «мы старину не рухаем, а новин не уводим». Все текущие дела, разбирались и вершились Господарем (Великим князем) и Панами-радаю (Великокняжеским советом), непосредственно или через специальные комиссии,  к примеру, скарбовую (скарб - казна). Хотя при Великом князе издавна имелся целый штат различных придворных чиновников – дьяков. Некоторые дьяки составляли все письменные акты, исходившие от господаря и панов-рады.

В это  время мытные сборы в основном проходили через Комиссию скарбовую. (рисунок 6) В ее состав обычно входили Подскарбий земский (главный казначей) или Подскарбий надворный, два комиссара, писарь и инстигатор (государственный обвинитель). Комиссия разбирала различные купеческие дела, споры о нанесения ущерба скарбу, чрезмерных поборах и так далее

В ВКЛ  система  мытных сборов фактически входила в ведомство государственного казначейства – Скарба. Скарб возглавлялся Подскарбием земским, которому помогали писари скарбные (скарбовые),  с течением времени получившие мытную специализацию.

Нужно отметить, что постоянные должности  при дворе появились лишь в  конце XIV века Так, должность Подскарбия земского (с XVII века - Подскарбий великий)  впервые появилась в первой половине XV века, а должность писаря скарбового в начале XVI века В подчинении Подскарбия земского имелось 3-4 писаря скарбовых, на одного из которых была возложена  обязанность непосредственно заниматься всеми мытными вопросами.

Рисунок 6. Состав Комиссии скарбовой

Первым  известным в истории Подскарбием земским был подкоморий Великого князя Витовта - Юрий Струмила, назначенный на эту должность в 1429 году За все время существования ВКЛ сменились десятки великокняжеских скарбников, в подавляющем большинстве из представителей белорусской шляхты. Наиболее известные среди них: Ивашко Александрович, Федко Хребтович, Богуш Боговитинович, Авраам Езофович, Остафий Волович, Федор Тышкевич, Миколай Кишка, Бенедикт Сапега,  Станислав Понятовский, Михал Огинский. Все они, как руководители государственных финансов, внесли свою лепту в создание и развитие  таможенной службы Великого княжества.

Однако, Подскарбий земский первоначально не был в современном понимании министром финансов, а лишь государственным казначеем. Все распоряжения в финансовой области, принадлежали Господарю и панам-раде. Так, Господарь назначал мытников, которые собирали дань «к верной руцэ», сдавал в аренду мыта, корчмы и так далееФинансами в рассматриваемый период по существу больше распоряжался Канцлер, начальник великокняжеской канцелярии, обладавший правом печати и подписи государственных документов.

При Великом князе Александре (1492-1506 года) для улучшения сбора мыта были проведены некоторые реформы, созданы таможенные округа, получившие название «Мыто». Их было одинадцать: Волынское, Подляшское, Ковенское, Виленское, Новогрудское, Полоцкое, Витебское, Смоленское, Могилевское, Дисненское и Киевское мыто. Центрами округов стали крупные таможни - «головные мытные каморы» (своего рода региональные таможни),  иногда их было несколько. Так в Подляшском мыте – Берестейская, Бельская и Городненская. К ним «прислухвались» (подчинялись) мытные каморы и их подразделения на второстепенных участках – мытные прикаморки. Эти учреждения  стали появляться в XIV веке В небольших населенных пунктах «лежали» посты «мытной сторожи». У каждого из округов была своя специфика, в зависимости от вида  разрешенного к провозу товара.

К примеру, мыто Подляшское. Здесь функционировавали две главные каморы – в Берестье и Бельске. Берестейскому мыту (коморе) «прислуховало» мыто в Дорогичине, Лосичах и Техановце,  это были берестейские прикаморки. В Подляшском округе каморы и прикаморки находились в Берестье, Гродно, Дорогичине, Каменце, Воине, Янове, Межиричьи, Венгрове, Техановце, Высоком и другие Кроме того, к подляшским мытам почти всегда причислялось мыто мостовое в Мостах.

Таможенные  учреждения находились также в Минске, Новогрудке Бобруйске, Красном Селе, Радошковичах, Ошмянах. Полоцке, Витебске, Кричеве, Мозыре, Речице, Березино. Известны королевские указы о создании мытницы в Дрисе,  Дисне.

Каморы  находились только в великокняжеских  городах, а прикаморки и в частновладельческих имениях. Однако шляхта, по мере роста привилегий, стала  все настойчивее требовать не размещать на своих землях  таможенную стражу. Но Великий князь всякий раз на это отвечал - «абы коморы мытные по имениях ваших, на месцах потребных были и сторожи бы там для промыты мешкали".[3] Властям часто приходилось бороться с саботажем подобных решений

  Во главе округа или отдельной  головной каморы стояли откупщики  (при самой распространенной системе  управления таможенными сборами- откупе, аренде) или великокняжеские «справцы-верные» (специально назначенные лица при системе «верной руки»). Виды мытного управления в поиске наиболее выгодного варианта постоянно менялись и чередовались.

При Казимире, Александре и в первые годы правления Сигизмунда І  (конец XV -  начало XVI веков) практиковались извещения всего населения округа о сдаче в аренду мыт, с кратким изложением условий аренды и требованием от наместников, что бытников “ от кривд боронил  и мыту бы Нашому во всем был помочон.” С этим листом мытник-откупщик являлся на место, предоставлял его властям и вступал в управление каморой. Позднее мытник получал на руки особый лист-контракт.

Когда Великий князь отдавал сбор пошлин в откуп или высылал для  управления доверенных лиц, то ему не было необходимости определять порядок сбора, размер пошлин и прочее. Эти нормы  на каждой таможне установились в силу права обычая. Поэтому в арендных контрактах, великий князь лишь напоминал о том, чтобы заведование мытом было «по давнему».

Каждый  лист-контракт содержал определение  объема арендуемых статей, сумму аренды, ее срок, сроки внесения арендной платы. (рисунок 7) Первоначально плата собиралась частью наличными деньгами (готовизною), частью товаром (сукнами), позднее только “готовизною”. Арендная плата вносилась обычно каждые полгода в скарб или по квитациям, так как мытники производили расчеты по выдаче жалования католическим и православным  монахам, стрельцам, пушкарям или кредиторам скарба. Все деньги собранные сборщиками, передавались ими подскарбию земскому, или раздавались на месте.  Окончательный расчет с мытниками осуществляли лица, спецально назначенные королем.

Рисунок 7. Содержание лист-контракта

Важной  особенностью арендной системы была вожможность уплаты арендаторами частичной  или полной  платы вперед, чем  особенно пользовались Великие князья  в годы войн. В числе других условий  арендные контракты оговаривали  и все, что касалось безмытных  листов (беспошлинного провоза), чрезвычыйных обстоятельств (войны, эпидемии, неурожая), что могло привести к уменьшению мытного дохода.

Если  мытники оказывались неисправными плательщиками, то Великий князь  и Подскарбий земский должны были “скинуть” арендатора. Убытки от разрыва  контракта неудачник должен был  возместить из своих средств. Зато скарб  со своей стороны редко гарантировал соблюдение договоренностей. В контрактах имелась и очень важное для  мытника положение о его подсудности  только королю или подскарбию земскому. Это было практически важно, ибо  издавна известно неприязненное  отношение местного населения к  сборщикам пошлин. Кроме того, в  контрактах обязательно имелось  и условие о промыте (штраф  за контрабанду). Обычно сумма промыта  делилась поровну между мытниками  и cкарбом.

Мытники-откупщики  обычно управляли головной каморой. Именно эти управляющие первоначально назывались мытниками. Они сами устанавливали порядок сбора и размеры пошлин. В каждой  мытнице состояли в штате особые справцы (поборцы) и писари мытные, назначаемые самыми мытниками. Пошлины собирались согласно изданному Господарем - «уставам мытным» (тарифам). Уставы были общие либо только по отдельным группам, как «Устав мыта старого».

  При запрете провоза определенного  вида товара мытники могли  его «гамавать» (задерживать, конфисковывать). Для поимки и взыскания промыта использовались специально прикомандированные «господарские дворяне», из молодых шляхтичей, состоявших при дворе для исполнения разных поручений. Они руководили и антиконтрабандной агентурной сетью - «шпегами». При необходимости господарским дворянам должны были оказывать помощь местные власти, ближайшие наместники, державцы и так далееНо несмотря на всю помощь и ухищрения, «прокрадывание» через мытные каморы и прикаморки было довольно обыденным явлением.

С XV века в каждой каморе и прикаморке имелась «мытная скрынка» – сундук, хранилище собранных денежных пошлин. Мытный писарь или дьяк вел специальную  мытную книгу, где фиксировались фамилия, имя и место жительства купцов, откуда и куда везут товар, их цена, сумма мыта.

Непосредственно осматривали товар и собирали пошлины -  делали «побор» особые слуги – «справцы поборовые». В каморе было не менее 10 человек. В каждом таможенном учреждении имелась печать - «сигнет». По результатам своей деятельности мытницы подавали князю ежегодный отчет «личбу».

При системе “верной руки” сбором  мыта заведовали  особые справцы. Их обычно было несколько человек: один-двое из местных жителей, дворянин господарский и писарь мытный. Все вместе были ответственны за деятельность мытницы.

Стандартная процедура «шацунка» (таможенного оформления и контроля) того времени выглядела следующим образом: купец с товаром являлся в камору или после  посланного им извещения к нему приходили на гостинный двор; справцы «шацовали» (досматривали) товар и «давали цехи» (ставили печать); по уплате купец получал «квит» (справку) об оплате, который он был обязан предъявлять на каждой  последующей мытнице. Купцы могли уплачивать мыто «готовизною» или привезенными иностранными товарами. Мытницы обычно представляли собой небольшие  строения, поэтому если в городе был гостинный дом, то купец обязан был привезти свои товары для досмотра туда. Купцам запрещалось останавливаться у частных лиц, пока товар не будет осмотрен, по крайней мера на возах. Король строжайше запретил мещанам, под угрозой штрафа 500 коп грошей принимать купцов с товаром  в свои дома.

Надо  сказать, что таможенные порядки  в Великом Княжестве отличались сложностью и большим количеством  формальностей. Существовали специальные  требования - как и где купец  должен был «обестити» (растаможить) свой товар, получить квит и так далееТак, если  старое и новое мыто сдавалось в аренду разным лицам, товар осматривали писари обоих мыт. Если купеческий товар был нов и не включен в устав, а в каморе затруднялись его оценить, то на него выдавали квит с печатью и направляли в головную камору или в столицу Вильно для точного определения и оплаты.

Существовали  и определенные особенности при  оплате пошлин для жителей той  или иной страны. Купцы, отъезжающие  “ку Москве або к Туркам”, должны были платить мыто как при вывозе своих товаров через границу, так и при ввозе их. В качестве меры защиты внутреннего рынка Великого княжества от иноземных  товаров, мыта за продажу иностранных товаров взималось большее, чем за местные товары. Однако на деле  откупщики и даже верные справцы часто допускали злоупотребления и не считались с выданными привилегиями, требуя придуманные ими «незвычайное», «квитовое» и другие пошлины, подарки.

Кроме того существовали и иные формально-таможенные требования. Так,  купцы должны были передвигаться только  по известным  и строго определенным гостинцам, трактам, то есть «звыклой» или старой дороге. За этим должны были следить мытники и местные старосты. Пользоваться другими путями строго запрещалось, нарушители этого требования привлекались к ответственности как контрабандисты.

Пропуск товаров довольно многочисленной литовско-белорусской  шляхты, когда она по примеру польской шляхты, используя политическую ситуацию в стране, добилась освобождения от  уплаты мыта, также отличалась довольно  большими формальностями. Богатые шляхтичи, сдавая купцу  созданные его людьми и в его имении  товары посылали вместе с грузом своего слугу-шляхтича « з листом своим для одмычения от поборов и от всяких мыт» Фактически единственным условием провоза  шляхетского товара  была присяга: «Я, (имя) присягаю пану Богу всемогущему в Троице единому, что тот товар или зерно, которое сплавляю или везу и здесь заявляю, мое собственное или пана моего, домашнего хозяйства, не купленное и не с чужого имения приготовленное, но является с собственного имения своего, или пана моего, так мне, господи Боже, помоги». [3] На мытницах находились особые справцы, перед которыми она приносилась. Эти таможенные многочисленные привилегии были чрезвычайно разорительны для скарба, но  Великий князь ничего не мог поделать.

Отметим, что купцы иногда страдали не столько  от нерадивых мытников, сколько от самодурства местных властей. Архивы упоминают самоуправство великокняжеских наместников в Витебске в конце XV века Эти представители Великого князи заботились лишь о собственных интересах, нежели о развитии торговли в Витебске.  Так, наместник князь Заславский в 1495 году с каждого речного судна – струга, шедшего из Витебска в Ригу,  брал в свою пользу 10 грошей, а при возвращении каждый купец должен был привезти ему мешок соли. Кто противился, вынужден был платить штраф. Пришедшие на смену Заславскому продолжали требовать мыта «незвычайные», выдуманные ими – «стуговое», «возовое», «квитовое» «от соли, селедцов и от меду» и так далее.

Постепенно  сложилась государственная финансовая система. Так Сигизмунд–Август, в 1566 году, в связи с финансовой реформой страны, превратил Подскарбия земского в министра финансов, которому были отданы и сборы со всех мытных камор, а также право выбирать и судить мытников.

Говоря  о тарифной политике в Великом  княжестве, нужно отметить, что первоначально тарифы Великого княжества были очень грубыми и простыми и были больше похожи на дань. Но постепенно они стали использоваться более тонко и умело. Пограничная, соляная и восковничая пошлины составляли главный доход государства и находились под особым контролем короля.

Информация о работе Особенности развития таможенного дела и таможенной политики в XIV-XV веках