Основные факторы и принцыпы размещения таможен и таможенных постов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление факторов, которыми руководствуются при размещении таможенных органов по территории Российской Федерации и на её границах.
Вышеуказанная цель исследования обусловила постановку и решение в работе следующих основных задач:
- Рассмотреть понятие и признаки таможенных органов Российской Федерации;
- Проанализировать факторы размещения таможенных органов;
- Изучить основные правила и требования при размещении таможенных органов.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Основные факторы размещения таможен и таможенных постов..........5
1.1. Классификация таможен и таможенных постов.................................6
1.2. Необходимые ресурсы для функционирования таможенной служ-
бы...............................................................................................................14
Глава 2. Инфраструктурный фактор размещение таможен и таможенных постов и принципы их размещения.......................................................................19
2.1 Инфраструктурный фактор размещение таможен и таможенных постов............................................................................................................
2.2 Принципы размещения таможен и таможенных постов.........................
Глава 3. Территориальная организация таможенного дела.............................20
Заключение..........................................................................................................22
Список использованной литературы и нормативно - правовых актов..............24

Работа содержит 1 файл

курсавая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 

 

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Основные факторы размещения таможен и таможенных постов..........5

1.1. Классификация таможен и таможенных постов.................................6

1.2. Необходимые ресурсы для функционирования  таможенной  служ-

бы...............................................................................................................14

Глава 2. Инфраструктурный фактор размещение таможен и таможенных постов  и принципы их размещения.......................................................................19

2.1 Инфраструктурный фактор размещение таможен и таможенных постов............................................................................................................

2.2 Принципы размещения таможен и таможенных постов.........................

Глава 3. Территориальная организация таможенного дела.............................20

Заключение..........................................................................................................22

Список использованной литературы и нормативно - правовых актов..............24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Таможенная  служба Российской Федерации  представляет собой многоуровневую систему. В эту систему в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза входят несколько составных частей, различающихся как выполняемыми  функциями, так и принципами работы: Федеральная таможенная служба, как головное звено, региональные таможенные управления, таможни  и таможенные посты. С 1994 года было создано и функционирует ещё одно подразделение таможенной службы - акцизные таможенные посты. Каждое из "звеньев" таможенной службы выполняет различные функции, руководствуется различными принципами в своей деятельности, но вся работа системы, в конечном счёте, направлена на выполнение двух основных задач таможенной службы: фискальной и протекционистской. На успешность выполнения таможенной службой возлагаемых на неё задач оказывают влияние множество различных факторов. К этим факторам относятся такие факторы как техническая оснащённость таможенной службы, уровень подготовки работников таможенной службы, степень развития законодательной базы и т. д. Одним из факторов, оказы-вающих влияние на эффективность работы таможенной службы является рациональное размещение таможенной службы по территории Российской Федерации и на ее морских и сухопутных границах. Что даёт рациональное размещение таможенной службы для её эффективности? Во-первых, рациональное размещение службы делает возможным таможенное оформление и таможенный  контроль, как таковые. Во-вторых, рациональное размещение таможенной службы способствует более быстрому товарообороту как импорта, так и экспорта. В-третьих, при рациональном размещении таможенной  службы  экономятся  средства, затрачиваемые на таможенное оформление и контроль грузов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В-четвёртых, рациональное размещение таможенной службы Российской Федерации способствует предотвращению потока контрабанды через таможенную границу Российской Федерации. В-пятых, рациональное размещение таможенной службы  Российской Федерации позволяет с большей легкостью осуществлять управление и контроль последней. Можно  и далее выявлять преимущества рационального размещения таможенной службы, но нас интересует как разместить таможенную службу так, чтобы она была размещена рационально? Научной теории по размещению таможенной службы в настоящий момент не существует. Но это не значит, что таможенная служба в Российской Федерации размещена без учёта каких-либо факторов, принципов. При размещении таможенной службы по территории и на границах люди, занимающиеся этим вероятно учитывали целый комплекс условий, руководствовались рядом принципов и анализировали ряд факторов. Но в ряде случаев создание таможенных органов на местах не всегда обосновывалось с точки зрения экономической целесообразности, наличия действительно устойчивых, интенсивных товаро- и пассажиропотоков. Не оценивались реальные возможности функционирования таможенных учреждений, обеспечения их кадрами и материальными ресурсами. Целью курсовой работы является выявление факторов, которыми руководствуются при размещении таможенных органов по территории Российской Федерации и на её границах. 

Вышеуказанная цель исследования обусловила постановку и решение  в работе следующих основных задач:

- Рассмотреть понятие и признаки таможенных органов Российской Федерации;

- Проанализировать факторы размещения таможенных органов;

- Изучить основные правила и требования при размещении таможенных органов.

Так же наравне с особенными принципами размещения существуют и общие для всех структурных единиц принципы и факторы размещения. Так как таможенное дело по сути начинается с таможенных  постов, то считаю наиболее правильным начать (анализировать) принципы и факторы размещения именно с них.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1. Основные факторы размещения таможен и таможенных постов

 

      1. Классификация таможен и таможенных постов

 

Перед тем как производить какой-либо анализ необходимо разбить предмет изучения на некоторые группы, то есть провести классификацию. Классификацию таможен и таможенных постов можно проводить по нескольким признакам. Если таможни и таможенные посты классифицировать по месторасположению, то их можно разделить на две основных группы:    

- таможни и таможенные посты на границе (пограничные);    

- таможни и таможенные посты внутри страны (внутренние).    

В таможенном деле проводится еще одна классификация таможен - по виду транспорта, которым перевозятся товары к месту оформления отдельно следующего багажа и почтовых отправлений:   

- железнодорожные; 

- авиационные; 

- морские; 

- речные;

- автомобильные;

- почтово-багажные таможни; 

- другие.1  

Так же таможни и таможенные посты можно классифицировать по специализации:    

- грузопассажирские;   

- железнодорожные;    

- автомобильные;

- автогрузовые;

- портовые морские;   

- речные;    

- почтово-багажные;    

- таможни в аэропортах (воздушные);

- энергетическая (трубопроводные);    

- акцизные таможенные посты;    

- другие.      

Чтобы  понять как правильно  разместить таможню или таможенный пост надо задать вопрос, что необходимо для его эффективной работы, какие  факторы и как влияют на работу таможни, таможенного поста, как с качественной стороны, так и с количественной. Под качественной стороной подразумевается качество таможенного контроля и оформления грузов (товаров). То есть, во-первых, товар должен быть правильно оформлен и должны быть правильно взяты все платежи в полном объёме. Во-вторых, поток контрабанды должен свесись к минимуму, то есть таможня должна обеспечить полный контроль всех грузов. Под количественной - количество прошедших оформление грузов за единицу времени (день, месяц, квартал, год). Далее будут рассматриваться только факторы и принципы размещения.     Для выявления факторов и принципов попробуем представить работу таможенного поста как предприятия. То есть проанализируем используемые им ресурсы и их местонахождение, потребителей таможенных услуг. Что же из себя представляет работа таможенного поста? Таможня или таможенный  пост работает с грузами (товарами), перемещаемыми участниками ВЭД. Эта работа состоит в оформлении груза (товара), проверки правильности сопро-вождающих  документов, взимания таможенных платежей и др. Участник ВЭД не  может ввезти или вывезти груз без таможенного контроля. Важно сделать так, чтобы контроль осуществлялся как можно быстрее и с наименьшими затратами. На быстроту таможенного контроля и оформления грузов оказывает влияние удобство этих операций. Это удобство складывается из нескольких частей. Во-первых, контроль и оформление грузов должны быть удобны для перевозчиков (участников ВЭД). Во-вторых, контроль и оформле-ние должны быть удобны и для таможенной службы. Весь поток грузов (това-ров) можно разделить на две основных части: поток импорта и поток экспорта. Импорт, как правило, осуществляется в нашу страну несколькими основными  потоками (торговыми путями), то есть большинство товаров поступают в нашу страну по одним и те же каналам. Все эти товары (весь грузопоток) необходимо проконтролировать, собрать соответствующие  пошлины. Встает вопрос как это сделать наиболее эффективно. Производить таможенный контроль легче в самом потоке, а не далеко в стороне от него.     Предположим,  что где-то через границу РФ проходит автомагистраль, по которой идет большой поток грузов. Естественно на границе просто необходимо организовывать таможенный контроль грузов. Но так как поток может быть слишком  большим, то таможня или таможенный пост на границе будут просто не в состоянии проверить все транспортные средства, ввозящие товары на территорию РФ. Поэтому, как правило, на границе идет первичная проверка, груз опечатывается и направляется внутрь страны. Эта процедура называется процедурой внутри таможенного транзита. Так как груз впущен на таможенную территорию РФ, но ещё не прошёл проверку, то встает вопрос где (создать) расположить таможню или таможенный пост внутри страны для проведения таможенного контроля до конца. Как правило, импортные грузы направляются к определённым  получателям. Этими получателями являются фирмы  и предприятия, имеющие  внешние  связи и занимающиеся внешней  торговлей. Как правило, предприятия такого рода концентрируются в так называемых торговых центрах. Поэтому обычно, импортные грузы напра-вляются в торговые центры, а от туда уже распространяются по всей стране. То есть груз (товар) везётся, например, в Москву или Санкт-Петербург, а уже затем распределяется по области или везётся в другую часть страны. Почти также происходит экспорт товаров. Предприятия или фирмы, занимающиеся  внешнеэкономической деятельностью, отправляют  товары, как правило, из мест их производства. Тем самым они понижают свои затраты на транспортировку. Например, предприятие, производящее какую-либо проду-кцию, может заключить договор с иностранной фирмой на таких условиях, при которых затраты по транспортировке за пределами этого предприятия будет нести иностранная фирма. Правда в настоящее время большая часть экспорта приходится на сырьё. Таможни или таможенные посты в принципе имеет смысл размешать тремя способами. Во-первых, таможни и таможенные посты могут быть размещены на (наших просторных) границах. Но поток может оказаться слишком большим, и таможня или таможенный пост будут просто не в состоянии справиться с оформлением и контролем грузов. Во-вторых, таможни имеет смысл размещать в тех местах, куда или откуда ведут потоки грузов, то есть в торговых центрах, где концентрируются предприятия, занимающиеся внешнеэкономической  деятельностью. В-третьих, таможню или таможенный пост можно  расположить на пути прохождения груза (товара) от границы до торгового центра и обратно. Товар  до  "торгового центра" может везтись по  различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т. д.). Встаёт вопрос где "организовать" таможенный контроль груза. Но если немного подумать, то приходишь к выводу, что удобней всего разместить таможню или таможенный пост в самом торговом центре. Почему я пришла к такому выводу. На границе, как я уже писала проверить все грузы (товары) не представляется возможным. Поэтому их для прохождения всех формальностей направляют во внутренние таможни и таможенные посты. Внутренние таможни  и таможенные посты имеют ряд преимуществ перед пограничными. Находясь в местах расположения отпра-вителей и получателей товаров, внутренние таможни и таможенные посты могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимо-действовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. Так современный обмен оперативной информацией с правоохранительными органами и доведение ее до силовых подразделений региональных таможенных управлений и таможен существенно  повысили эффективность оперативно-поисковых мероприятий. Объем задержанных контрабандных товаров и транспортных средств существенно вырос. Итак, таможни и таможенные посты удобней всего располагать в тех местах, куда чаще везут товары и откуда их чаще всего вывозят. Поэтому вывод напрашивается сам собой, почему бы не организовать таможенный контроль в торговом центре внутри страны. Для успешной работы таможенному посту или таможне требуется ресурсы различного рода. Это трудовые ресурсы, здания, техника и основной ресурс -участники ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Необходимые  ресурсы  для функционирования  таможенной  службы

 

Как мы знаем, предприятие  в основном при размещении смотрит сначала на основной ресурс, а потом уже на все остальные. Выше уже была показана  зависимость расположения таможен  и  таможенных   постов от (участников ВЭД) грузопотоков. Но, можно ли рассматривать самих участников ВЭД, как ресурс для таможенной службы? Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что может считаться основным ресурсом или ресурсом вообще. Проведя более глубокие размышления по этому поводу можно дать определённый ответ на этот вопрос, хотя и с некоторыми оговорками. В чём же здесь дело? Дело в том, что таможенная служба, с одной стороны, действительно имеет дело с участниками ВЭД, но, с другой стороны, таможне или таможенному посту участники ВЭД сами по себе не нужны. Таможне и таможенным постам, скорее всего, нужны товары и информация о них для выполнения своих основных функций. В данном случае участники ВЭД получается, представляют из себя, что ли, перевозчика, добытчика; нет, производителя и именно его, то есть участники ВЭД  своей деятельностью создают основной ресурс для таможенной службы Российской Федерации. В дальнейшем этот ресурс трансформируется и используется на разных уровнях, ступенях таможенной службы (речь идёт об информации). Поэтому будет правильнее рассматривать как ресурс не участников ВЭД, а информацию, предоставляемую ими. Почему участники ВЭД, а если быть точнее, то информация, которую они предоставляют, действительно является ресурсом для таможенной службы Российской Федерации? Для ответа на этот вопрос необходимо сравнить её с другими ресурсами в других отраслях, выявить основное назначение ресурса. Что же из себя представляют обыкновенные экономические ресурсы используемые в других отраслях? Каждый ресурс, в конце концов, должен превратиться в готовую продукцию. Для таможенного дела готовой продукцией является таможенная политика. Считается, что таможенная политика это главный вид продукции для таможенного дела. Таможенная политика является очень специфическим видом продукции. Эта специфичность проявляется в том, что в принципе население страны непосредственно не ощущает таможенную политику, а только видит и ощущает на себе результаты её использования. Так как информация, предоставляемая участниками ВЭД  превращается в готовый продукт, то она действительно является основным ресурсом для таможенной службы. Следующим  ресурсом, используемым в работе таможни или таможенного поста является трудовой ресурс. Этот ресурс так же является очень важным в деятельности таможенной  службы. Наличие хорошо подготовленных  кадров улучшает качество таможенного контроля и ускоряет его. Сразу же возникает вопрос, сколько работников должно быть в отдельно взятой таможне или таможенном посту. Итак, отчего же может зависеть число работников, требуемых для таможни или таможенного поста? Можно выделить вешние и внутренние факторы, от которых зависит требуемое число сотрудников. К внешним факторам относятся:

- величина товаропотока;  

- наличие поблизости таможни или таможенного поста, разгружающего        товарный поток.

К внутренним факторам можно отнести следующие:

- уровень подготовленности и образованности сотрудников;     

- степень технического оснащения.     

Как же влияет величина товаропотока на размер таможни или таможенного поста? Здесь можно выявить следующую зависимость: чем больше товарный поток, тем больше работников требуется для его обслуживания (контроля грузов, сбор соответствующих таможенных плате-жей). Но, как мне кажется, чрезмерное увеличение работников при неизменной материально-технической базе, в конце концов, снизит эффективность работы таможенного поста, то есть сработает общеэкономический  закон убывающей  предельной производительности, во-первых. Во-вторых, образуется диспро-порция между количеством работников и оборудованием (между трудом и капиталом). В-третьих, предположим, что таможня  или таможенный пост расширяются равномерно как по количеству сотрудников, так и по используемому оборудованию. Тогда, в конце концов, наступит положение при котором будет просто трудно управлять ей. Встаёт вопрос, расширять ли существующую таможню или лучше создать ещё одну новую. При решении этого вопроса следует оценивать, во-первых, издержки, а, во-вторых, эффективность. Предположим, что таможня или таможенный пост не справляются с товаропотоком. Значит необходимо что-то делать для испра-вления этого положения. Возможно будет дешевле организовать новую таможню  или таможенный пост, чем производить расширение. Но также необходимо оценивать и эффективность. Вероятно эффективность будет выше не от создания новой таможни или таможенного поста где-то в стороне, а от расширения существующего. При расширении таможни или таможенного поста, так как увеличивается численность работников, можно проводить внутреннюю специализацию. Это будет повышать качество таможенного контроля и его скорость. Плюс ко всему это будет обеспечивать более быстрое прохождение информации от участника ВЭД до ФТС России. Но здесь возникают свои трудности. Всё дело в том, что при расширении таможни  или таможенного поста появляются некоторые проблемы.

Во-первых, при расширении  необходимы дополнительные затраты  на строительство. Во-вторых, если вы не хотите использовать работников неэффективно, то их надо обеспечить оборудованными рабочими местами, а для этого нужны ещё дополнительные затраты. И наконец, новых работников необходимо обеспечить жильём, детскими садами и т.д., а это в нашей стране является общегосударственной проблемой. Точно такие же трудности возникают при создании нового таможенного поста или таможни. Именно поэтому этот фактор так же учитывают при размещении таможен и таможенных постов. Но в большей части трудовой фактор влияет не столько на конкретное расположение таможни или таможенного поста, сколько на размеры последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инфраструктурный фактор размещение таможен и таможенных постов  и принципы их размещения

 

2.1 Инфраструктурный фактор размещение таможен

 

Анализ агломерационной экономики способствовал фор-мированию представления об инфраструктуре которая рассматривается в настоящее время в качестве особого фактора размещения производства, хотя и связанного теснейшим образом с другими факторами. Под инфраструктурой обычно понимается совокупность действующих сооружений, зданий, систем и служб, которые необходимы для нормального функционирования произво-дства и жизни населения на определённой территории и в своей совокупности отражают степень её освоенности (обустроенности). Необходимость выде-ления инфраструктуры в качестве особого фактора размещения объясняется тем, что при прочих равных условиях различия в развитии инфраструктуры определяют предпочтительность размещения производства2

Инфраструктурный фактор включает в себя несколько частей:  

- транспортный фактор; 

- земельный фактор;  

- энергетический фактор; 

- здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных        постов;   

- околотаможенная структура.  

Рассмотрим  как влияют каждая из частей инфраструктурного фактора на размещение таможен и таможенных постов.    

Первым подфактором инфраструктурного фактора, влияющим на размещение таможен и таможенных  постов является транспортный фактор. Какое же влияние и как оказывает этот фактор на размещение таможен и таможенных постов? Если сравнивать таможенную службу с какой-нибудь отраслью народного хозяйства, то транспортный фактор в таможенной службе предстаёт несколько в своеобразном виде. Здесь есть некоторая особенность. Если пользоваться системным подходом, то выявляется следующее.

Во-первых, транспортный фактор должен выражаться в поступлении ресурсов. Для таможенной службы таковыми ресурсами является информация доставляемая участниками ВЭД. Рассматривая её как основной ресурс и фактор размещения таможен и таможенных постов, мы уже ориентировали таможню или таможенный пост на поступление последнего. То есть, первое проявление транспортного фактора для таможенной службы учитывается при анализе сырьевого фактора. Так же необходимо обеспечить работников таможенных постов и таможен каким-либо транспортом до места работы. Как мы знаем труд тоже является ресурсом.

Во-вторых, транспортный фактор должен выражаться через вывоз  или готовой продукции, или полуфабрикатов, или заготовок предназначенных для дальнейшей обработки. В таможенной службе это проявляется в движении информации по таможенной службе. То есть необходимо обеспечить прохо-ждение информации  от таможен и таможенных постов до региональных таможенных управлений, а далее до ФТС России. До настоящего времени наблюдалось довольно медленное и неэффективное движение информации. В таможнях и таможенных постах происходило накопление данной информации. Дальше работник таможни или таможенного поста брал эту информацию и вез её на накопителях информации в вышестоящие организации. Таким образом происходило всё движение информации по таможенной  службе. В наши дни этот процесс несколько ускорился. Это ускорение связанно с тем, что сейчас для переноса информации используются не носители информации (дискеты), а информация передаётся по модему. Но в настоящее время всё больше и больше говорят о создании единой компьютерной сети. Созданная единая автоматизированная информационная система должна гарантировать информационное обеспечение:

Информация о работе Основные факторы и принцыпы размещения таможен и таможенных постов в РФ