Нормативно правовое регулирование электронного декларирования товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Законодательные и нормативно-технические акты в сфере таможенного декларирования………………………..............................................................
7
1.1 Таможенное регулирование……………………………………………… 7
1.2 Таможенное дело………………………………………………………….. 8
1.3 Таможенная граница……………………………………………………… 10
1.4 Таможенное законодательство…………………………………………... 12
2 Нормативно правовое регулирование электронного декларирования товаров…………………………………………………………………………
20
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Таможня 2.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    1.2 Таможенное дело 

    Другая  важная категория таможенного права, раскрываемая в курсовой работе, - это таможенное дело.

    Таможенное  дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения таможенного законодательства, в том числе мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    В соответствии со статьей 7 Закона "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" государственное  регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности. [5]

    Общее руководство таможенным делом относится  исключительно к ведению Президента Республики Беларусь и непосредственно  осуществляется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее - ГТК), являющимся правоохранительным органом и составляющим единую систему, в которую входят ГТК и таможни.

    В соответствии с Положением о Государственном  таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 "О некоторых  вопросах таможенных органов", ГТК является республиканским органом государственного управления, который проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций. [9]

    Основными задачами ГТК являются:- проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов; разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь; организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер; предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела. [15]

    В пункте 4 статьи 2 Таможенного Кодекса закреплен принцип участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой, которое развивается по трем основным направлениям: взаимодействие со странами СНГ; сотрудничество со странами дальнего зарубежья; участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.). Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время, если государство при решении таможенных вопросов не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть "таможенные конфликты", осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом. Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли. Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов. [2] 
 

1.3 Таможенная граница 

    Территория  Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь (далее, если иное не установлено настоящим  Кодексом, - таможенная территория).

    Пределы таможенной территории являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь.

    Понятия "таможенная территория" и "таможенная граница" являются ключевыми в  таможенном законодательстве. Во-первых, с их помощью определяется объект таможенно-правового регулирования - таможенные отношения, то есть отношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу и их дальнейшим использованием в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой. Во-вторых, эти понятия определяют пространственные пределы действия таможенного законодательства: под таможенной территорией понимают пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.

    На  таможенной территории государство  обладает исключительной юрисдикцией  в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и территории государства, составляет суверенитет государства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешней экономической деятельности. [19]

    Таможенная  граница представляет собой границу  таможенной территории. С ее помощью  устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства  в таможенной сфере. Под ней понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. При этом таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь, под которой в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З "О Государственной границе Республики Беларусь" понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства).

    Различаются внешняя и внутренняя таможенные границы. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками. Внутренние таможенные границы образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Они проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней - территория свободной таможенной зоны, свободного склада рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны. [18] 
 

1.4 Таможенное законодательство 

    В научно-справочной литературе под законодательством  понимают совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения  в целом или один из видов общественных отношений (например, гражданское законодательство, уголовное законодательство). Понятие "таможенное законодательство" играет ключевую роль в механизме таможенного регулирования, представляя собой совокупность правовых норм, регулирующих целый комплекс отношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу, при таможенном оформлении, при помещении товара под таможенные процедуры и таможенные режимы, при перемещении товаров отдельными категориями иностранных лиц, по уплате таможенных платежей, по таможенному контролю, при деятельности таможенных органов. Таким образом, таможенное законодательство представляет собой нормативно-правовую базу таможенного регулирования. В статье 4 Таможенного Кодекса РБ законодатель четко определил состав таможенного законодательства. [15]

      В соответствии с разделом 15 Единого правового классификатора Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.1999 N 1 "Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь", таможенное законодательство включает в себя составляющие: общие вопросы таможенного регулирования; Таможенный Кодекс Республики Беларусь; таможенные органы, должностные лица таможенных органов; таможенные режимы; перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, транспортных средств, валюты, валютных ценностей и ценных бумаг; ограничение и запрещение на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; таможенные льготы; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее ТН ВЭД); распоряжение товарами, транспортными средствами, задержанными, изъятыми, арестованными, обращенными в доход государства таможенными органами, и использование полученных средств; иные вопросы таможенного законодательства. На сегодняшний день в Республике Беларусь в сфере таможенного декларирования действуют следующие нормативно-правовые акты:

    "Договор  о Таможенном кодексе таможенного  союза" (вместе с "Таможенным кодексом таможенного союза") (Подписан в г.Минске 27.11.2009) (ред. от 16.04.2010)

    Кодекс  Республики Беларусь от 04.01.2007 N 204-З (ред. от 15.07.2009) 
"Таможенный Кодекс Республики Беларусь"

    Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2010 N 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары"

    Решение Комиссии Таможенного союза N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" (Принято в г.Москве 20.09.2010) (ред. от 14.10.2010)

    Указ  Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 
(ред. от 19.02.2009) "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2009)

    Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16.01.2007 N 4 (ред. от 28.06.2007) "О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам таможенного оформления"

    Решение Комиссии Таможенного союза N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации" (Принято в г.Санкт-Петербурге 18.06.2010)

    "Соглашение  о порядке декларирования таможенной  стоимости товаров, перемещаемых  через таможенную границу таможенного  союза" (Заключено в г.Москве 12.12.2008)

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2008 N 1213 "Об особенностях таможенного декларирования товаров"

    Приказ  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 N 246-ОД (ред. от 22.06.2007) "Об утверждении "Положения о таможенном документе "Грузовая таможенная декларация" и "Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров"

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 (ред. от 21.06.2010) "О статистическом декларировании товаров"

    "Соглашение  о порядке декларирования товаров"(Заключено  в г.Москве 12.12.2008)

    Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.04.2009 N 37 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации"

    Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 N 82 "Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации"

    Решение Комиссии Таможенного союза N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" (вместе с "Положением о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения", "Положением о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме", "Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза", "Положением о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер")

Информация о работе Нормативно правовое регулирование электронного декларирования товаров