Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать законодательство в области применения исключительной формы таможенного контроля – личного досмотра, проанализировать регулирование процедуры личного досмотра в правовой системе Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА 6
2. УЧАСТНИКИ И ЭТАПЫ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА 11
3. ЛИЧНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 25
4. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Статья 2 Конституции РФ провозглашает важнейшее правовое положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"; закрепляя, таким образом, принцип приоритета личности.
Все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том числе право на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности государством, содержит Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС), признавая личный досмотр (ст. 117 ТК ТС) исключительной формой таможенного контроля
В действующем законодательстве отсутствует перечень оснований личного досмотра, что является упущением со стороны законодателя.
Исходя из обязанности государства соблюдать права и свободы человека, таможенные органы обязаны проводить личный досмотр в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых товаров. Однако указанные пределы законодательством не конкретизированы.
На практике возникают трудности с применением процедуры личного досмотра граждан, поскольку нет юридической формулировки понятия "личный досмотр" в тех отраслях законодательства (административное, таможенное), где он применяется. Нет и толкования этого понятия законодателем.
При этом личный досмотр согласно ч. 4 ст. 117 ТК ТС должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью досматриваемого лица в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Опять же не предусмотрено проведение принудительного личного досмотра в случае отказа досматриваемого лица от досмотра. Не указаны пределы досмотра для обнаружения скрытых в одежде, на теле досматриваемого лица товаров.
Таким образом, проведение личного досмотра граждан возможно в сфере административных и таможенных правонарушений, однако понятие "личный досмотр" указанные отрасли законодательства не раскрывают, как и пределы личного досмотра, исключающие унижение достоинства личности и неправомерное причинение вреда здоровью досматриваемого лица.