Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:20, лекция
Работа содержит конспект лекций по "Таможенной системе"
2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»
2.1.2. Компоненты системы управления
2.1.3. Требования к управлению
2.5.4. Социальные и психологические методы управления
Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на проистекающие внутри него социальные процессы (рис. 31).
Рис.
31. Социальные и психологические
методы управления
Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др.
Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития повышения на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти механизмы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.
Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.
Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и классификационного уровня сотрудников по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.
Применение
психологических методов
2.5.5. Экономические методы
Экономические методы управления – это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования (рис. 32).
Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта:
первый – управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ;
второй
– управление на базе создания и
использования фонда
развития таможенной
системы.
Рис.
32. Экономические
методы управления
Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную ответственность.
Можно условно выделить две группы экономических методов, применяемых в управлении: 1) внутренние экономические методы; 2) внешние экономические методы.
Внутренние экономические методы связаны, во-первых, с оплатой труда сотрудников таможенных органов, т. е. с системой окладов, различных доплат, премий, вознаграждений, компенсационных выплат и т.д., во-вторых, с совокупностью экономических показателей работы самих таможенных органов. С помощью этих экономических мотиваций достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива сотрудников.
Внешние экономические методы в целом и связаны с регулированием внешнеторговых операций и деятельности участников ВЭД. Сюда относятся:
а) тарифные
методы регулирования ВЭД, которые, в свою
очередь,
подразделяются на:
- таможенно-тарифные методы (таможенные пошлины, сборы и т.д.);
- нетаможенно-тарифные методы (НДС, акцизы и т. п.);
б) нетарифные методы регулирования ВЭД:
- административные нетарифные методы (квотирование, лицензирование, сертификация, маркировка товаров, ограничение импорта товаров и т.д.);
- экономические нетарифные методы (сезонные, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины, экспортные квоты по стоимости товара, специфические субсидии, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль экспорта и импорта товаров и т. д.);
в) методы статистического анализа внешнеторговых операций.
2.5.6. Экономико-математические методы
В зависимости от особенностей решаемых задач управления, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на: неформализованные, слабо формализованные и формализованные (рис. 33):
Рис.
33. Экономико-математические
методы
Так, в ходе модернизации таможенной службы, проводимой в соответствии с Федеральной целевой программой развития таможенной службы РФ по методике Всемирной таможенной организации, проведена диагностика всех таможенных органов с помощью методов коллективной генерации идей, входящим в неформализаванные методы управления.
Эффективное
решение сложных задач