Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:20, лекция
Работа содержит конспект лекций по "Таможенной системе"
2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»
2.1.2. Компоненты системы управления
2.1.3. Требования к управлению
Учебные вопросы
2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»
2.1.2. Компоненты системы управления
2.1.3.
Требования к управлению
2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего. Системы управления таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуются четкое управление внутри нее.
В литературе имеется множество определений понятия «управление», в том числе социально экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.
Управление - это непрерывный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.
Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.
В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.
Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них, что можно представить в виде схемы (рис 1).
Непрерывность
процесса управления позволяет говорить
о его цикличности, т.е. об определенной
последовательности и повторяемости выполнения
одних и тех же видов управленческих работ
или стадий и этапов управления, которые
выполняются различными звеньями управления
и в разных формах.
Рис.1.
Система взаимосвязи
элементов управления
в звене «РТУ - таможня»
2.1.2. Компоненты системы управления
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: 1) механизма управления, 2) структуры управления, 3) процесса управления и 4) механизма совершенствования системы управления (рис 2).
Рис.
2. Компоненты системы
управления
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.
Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.
Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.
Механизм
совершенствования
системы управления включает организацию
изменений в ней в результате развития
объекта управления.
2.1.3. Требования к управлению
Анализ
сложившихся в системе
а)
б)
в)
г)
Рис. 3.
Требования к управлению
Выполнение указанных требований позволяет системе управления обеспечить своё целевое назначение.
Учебные вопросы
2.2.1. Классификация законов управления в таможенных органах
2.2.2.
Сущность и проявление законов управления
2.2.1.
Классификация законов
управления в таможенных
органах
Законы управления в таможенных органах в отличие от универсальных (всеобщих) и общих, относятся к специфическим (частным) законам, знание и применение которых предопределяют необходимость строго учета их требований и принципов при организации и функционировании любой системы управления на каждом ее уровне.
В управлении таможенной системой РФ действуют следующие законы (рис. 4):
Рис.
4. Законы управления
в таможенных органах
Законы управления определяют:
Поэтому в управленческой деятельности очень важен системный подход к использованию законов управления и единую систему принципов управления.
2.2.2. Сущность и проявление законов управления
Закон управления - это сущностное, устойчивое, объективное и повторяющееся в процессе или явлении, которое не зависит от субъекта наблюдения. Знание и исполнение законов управления позволяет многократно повысить результативность управленческих воздействий, избежать субъективизма, произвола и волюнтаризма.
Действие закона единства системы управления проявляется в наличии объективно необходимых элементов системы, связей и отношений, согласованных с целью управления и сопутствующими факторами. Цель управления едина и неразрывна от высших органов государственной власти до самого низшего звена при соблюдении единства технологического и правового поля.
Закон пропорциональности управленческой деятельности диктует обязательное обеспечение рационального пропорционального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, придание согласованных действий всем звеньям управления и технологическим звеньям при обязательном выделении необходимых для этого ресурсов.
Закон оптимального соответствия централизации требует такого структурно – функционального построения системы управления, при котором не сковывается инициатива нижних звеньев управления, но при этом обеспечивается устойчивость и твердость управления, исходящая от вышестоящего звена управления.
Закон соответствия управляющей и управляемой подсистем требует, прежде всего, чтобы уровень компетенции и организации работы высшего звена управления соответствовали уровню организации и напряженности работы подчиненного звена управления.
Учебные вопросы
2.3.1.
Классификация принципов
2.3.2. Общие принципы управления
2.3.3. Частные принципы управления
2.3.4.
Организационно-технологические принципы
управления
2.3.1. Классификация принципов управления в таможенных органах
Решение разнообразных задач в таможенном деле невозможно без концептуальных знаний, направленных на создание общих принципов, то есть общих положений по управлению, которые можно применить в каждом таможенном процессе.
Принципы носят объективный характер и выражают вполне определенные закономерности. Принципы - это руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, лежащие в основе управляющей системы.
В
практике управления таможенными органами
применяются общие, частные и
организационно-
Рис. 5.
Классификация принципов
управления в таможенных
органах
2.3.2. Общие принципы управления
Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе.
Определение общих принципов управления в таможенном деле направлено на подготовку к быстрой ориентировке в постоянно изменяющихся, сложных ситуациях, к которым нужно приспособить таможенное решение (рис. 6).
Рис. 6. Общие принципы управления
В
таможенной системе в управленческой
деятельности имеют применение и
другие общие принципы, такие как:
соответствия, соподчиненности, правовой
защищенности и др.
2.3.3. Частные принципы управления
Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы, рис. 7:
1) принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности;
2) принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.
Рис.
7. Частные принципы
управления
2.3.4.
Организационно-
Организационно-
Особо
необходимо подчеркнуть значение
принципа единоначалия. Он предполагает
с одной стороны, коллегиальность управления,
а с другой – установление строжайшей
персональной ответственности за исполнительские
функции. Коллегиальность не исключает,
а предполагает личную ответственность
каждого сотрудника за порученное ему
дело.
Рис.
8. Организационно-технологические
принципы управления
В
таможенных органах на всех уровнях
руководства принцип