Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:34, курсовая работа
Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность в таможенном праве РФ
Введение………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Содержание и общая характеристика юридической ответственности как инструмента таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности..6
1.1. Понятие юридической ответственности в сфере таможенного дела и ее основные признаки...................................................................................………........6
1.2. Характерные особенности, функции и принципы юридической ответственность как инструмента таможенного регулирования............................14
Глава 2. Виды юридической ответственности за нарушения в сфере таможенного дела........................................................................................................20
2.1. Уголовная ответственность за преступления в таможенной сфере: сущность и основные характеристики…………………………………………………………22
2.2. Административная ответственность за нарушение таможенных правил как один из основных видов юридической ответственности........................................30
Заключение…………………………………………………………………………...41
Список использованных источников……………………………………………….43
Кодекс об административных правонарушениях содержит гл.16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) », в которой 23 статьи, содержащие отдельные составы нарушений таможенных правил.
Понятие нарушения таможенных правил, как в любого другого административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
Нарушение таможенных правил — это, во-первых, всегда деяние, т. е. либо действие как активная форма поведения лица, либо бездействие как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной таможенно-правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), — это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих — физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей главы 16 КоАП РФ) действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному проступку.
Состав нарушения таможенных правил как и любого другого вида правонарушений традиционен и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.
Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:
1) имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу Российской Федерации материальных благ (товаров и транспортных средств);
2) неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).
Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:
1) порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
2) порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
3) порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
4) порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;
5) порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими[22].
Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.
Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.
Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий, в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).
В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно правовым актом обязанности в сфере таможенного дела.
Субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные: а) предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо»; б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста; в) должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входит обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качество субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.
Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. В силу положений ст. 2.2 КоАП РФ умысел предполагает, что лицо, совершившее нарушение таможенных правил, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) либо сознательно допускало наступление этих последствий или относилось к ним безразлично (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут быть совершены только умышленно, относятся, прежде всего, таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — ст.16.1 КоАП РФ, а также недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств ст.16.2 КоАП РФ) и ряд других[7].
Неосторожность может проявляться: как самонадеянность, когда лицо предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации с нарушением установленного для этого таможенным органом срока — ч.1 ст.16.18 КоАП РФ); как небрежность, когда лицо не предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть (например, неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях, если такое уведомление является обязательным, ч.3 ст. 16.13 КоАП РФ)[7].
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные - мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.
С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит совсем иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП: для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность[39].
Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они, в той или иной степени, посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу).
Особенностями административной ответственности в области таможенного дела являются: особое правовое регулирование; порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ; единственным фактическим основанием для привлечения к административной ответственности в области таможенного дела является совершение таможенного правонарушения(16гл. КоАП); субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица; административная ответственность применяется как в судебном, там и во внесудебном порядке.
Исходя из изложенного попытаемся сформулировать понятие административной ответственности в области таможенного дела.
Административная ответственность в сфере таможенного дела - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение в области таможенного дела.
В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП признает лишь состав административного правонарушения.
За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.
Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
Статья 23.8 КоАП предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их заместители;
4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами[7].
Таким образом, административная ответственность в сфере таможенного дела представляет собой меры принудительного воздействия и играет важную роль в таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности, о чем свидетельствуют показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства.
Так, с января по сентябрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 54612 дел об административных правонарушениях (далее – АП). В том числе:
- без проведения административного расследования - 30469 дел об АП (в АППГ – 30830), из них составлено 22657 протоколов об АП (в АППГ – 22178), вынесено 279 постановлений прокурора (в АППГ – 241), 1773 постановления-предупреждения (в АППГ – 1757) и 5760 постановлений без составления протокола (в АППГ – 6654);
- с проведением административного расследования - 24143 дела об АП (в АППГ – 25221), из них вынесено 23625 определений о возбуждении дела об АП (в АППГ – 24525) и 518 постановлений прокурора (в АППГ – 696).
В структуре дел об АП в рассматриваемом периоде преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.2, 15.25, 16.3, 16.5, 16.1, 16.18, 16.10 и 16.15 КоАП РФ.
Проведенный анализ показывает рост количества возбужденных дел об АП по статьям 16.2, 16.3, 16.5, 16.6, 16.10, 16.13, 16.21, 16.23, и 15.25 КоАП России.
Предметами правонарушений чаще всего являлись табак и промышленный заменитель табака, текстильные материалы и изделия, автотранспортные средства, алкогольная продукция, электрические машины и оборудование, валюта, древесина и изделия из неё.
В период с января по сентябрь 2011 года по делам об АП принято 51017 решений (в АППГ - 56790), из них должностными лицами таможенных органов 29612 решений (в АППГ – 34012), судом или уполномоченным органом 21405 решений (в АППГ – 22778). В том числе в отношении: юридических лиц – 23012 решений (в АППГ – 26084); физических лиц – 24990 решений (в АППГ – 27470); должностных лиц – 2965 решений (в АППГ – 3091).
Назначено наказаний по 47567 делам об АП на сумму 72,8 млрд. руб. (в АППГ – по 52289 делам на сумму 104,7 млрд. руб.)[21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами проанализированы основные положения юридической ответственности в сфере таможенного дела как одного из самых важных инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, ее функции, цели, признаки и принципы, а также осуществлен комплексный анализ оснований и видов юридической ответственности в таможенной сфере.
Несмотря на то, что в юридической литературе такое разнообразие взглядов на определение понятия «юридическая ответственность», все исследователи едины в одном.
По своему содержанию юридическая ответственность выступает в виде применения к лицу мер государственно-принудительного воздействия, а по своему непосредственному представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий для нарушителя, которые могут быть самыми различными в зависимости от тяжести правонарушения и которые он должен принимать как ответную реакцию государства и общества на его деяния, сообразуя с ним свое дальнейшее поведение.
Информация о работе Юридическая ответственность в таможенном праве РФ