Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:34, курсовая работа
Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность в таможенном праве РФ
Введение………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Содержание и общая характеристика юридической ответственности как инструмента таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности..6
1.1. Понятие юридической ответственности в сфере таможенного дела и ее основные признаки...................................................................................………........6
1.2. Характерные особенности, функции и принципы юридической ответственность как инструмента таможенного регулирования............................14
Глава 2. Виды юридической ответственности за нарушения в сфере таможенного дела........................................................................................................20
2.1. Уголовная ответственность за преступления в таможенной сфере: сущность и основные характеристики…………………………………………………………22
2.2. Административная ответственность за нарушение таможенных правил как один из основных видов юридической ответственности........................................30
Заключение…………………………………………………………………………...41
Список использованных источников……………………………………………….43
5. Воспитательная функция - это направление правового воздействия норм юридической ответственности на индивидуальное и общественное сознание, заключающееся в формировании правосознания, правовой культуры и вытеснении из сознания правового нигилизма. Воспитательная функция направлена на формирование уважения к правам и свободам человека и гражданина, социальным ценностям, правовой активности, положительных мотивов поведения, а в итоге на формирование правосознания (как группового, так и индивидуального) и высокой правовой культуры[35].
Говоря о целях и функциях юридической ответственности в сфере таможенного дела, необходимо определить принципы реализации юридической ответственности.
Принципы юридической ответственности в сфере таможенного дела могут быть разграничены и сгруппированы по различным основаниям. По нашему мнению, следует обособить закрепленные в законодательстве принципы, т.е. исходные, основополагающие, нормативно-руководящие начала, которые обязаны учитывать при установлении и реализации мер ответственности все компетентные субъекты (например, законность, справедливость). Отдельную группу составят принципы, не нашедшие четкого оформления в действующем законодательстве, а потому не являющиеся обязательными для субъектов юридической практики (например, целесообразность). Они выступают в виде фундаментальных научных идей либо требований практически-прикладного характера.
В юридической литературе сформировалось более или менее единодушное понимание принципов, определяющих основания и пределы юридической ответственности в сфере таможенного дела.
Основными принципами юридической ответственности в сфере таможенного дела являются:
1. Принцип правомерности - юридическая ответственность как правовое явление и понятие должна в сфере своего проявления и осуществления соответствовать всем сущностным свойствам и требованиям права, выраженным в принципе формального равенства.
2. Принцип законности - основание, виды и мера ответственности за нарушения таможенного законодательства всегда прямо установлены законом и не противоречат ему.
3. Принципом ответственности является состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности.
4. Принцип своевременности - возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушителя.
5. Принцип целесообразности - соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности.
6. Принцип справедливости - тяжесть установленных мер ответственности зависит от опасности, вредности деяния; обстоятельств, предваряющих, сопровождающих, возникновение оснований юридической ответственности, а также следующих за ним; особенностей лица, к которому применяются меры ответственности; последствий правонарушения (нарушения прав, неисполнения обязательств), а также в том, что не допускается обратная сила закона, устанавливающего ответственность.
7. Принцип гуманизма - законодательное регулирование юридической ответственности направлено на недопустимость негуманного отношения к гражданам и иным субъектам внешнеэкономической деятельности.
8. Принципы индивидуализации ответственности можно рассматривать в качестве своеобразного стержня, обеспечивающего принятия справедливого решения в отношении субъекта, привлеченного к юридической ответственности[40].
Таким образом, цель, функции и принципы юридической ответственности в сфере таможенного дела находятся в системной взаимосвязи друг с другом. Цель на основе вытекающих из нее задач и функций является консолидирующим фактором всей структурно-функциональной конструкции юридической ответственности, функции юридической ответственности — карательная, восстановительная, регулятивная, превентивная и воспитательная — обеспечивают реализацию цели, принципы юридической ответственности выражают ее правовые начала, требования, смысл и назначение.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Разделение юридической ответственности на виды в зависимости от оснований такого деления в юридической литературе обычно принято называть «классификацией». Полагаем, что более уместным является употребление термина «дифференциация», понимаемого как разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, ступени и формы. По содержанию дифференциация может быть охарактеризована как разделение юридической ответственности на отдельные виды в зависимости от правовых критериев (оснований) такого деления. В конечном счете, дифференциация юридической ответственности в сфере таможенного дела заключается в разработке на уровне закона такого разнообразия мер правового характера, которое в наибольшей степени соответствовало бы определению пределов ответственности, разнообразию видов правонарушений, различным правовым последствиям их совершения и характеристике лиц, совершивших указанные правонарушения.
Классификация юридической ответственности, то есть ее деление на те или иные виды в современной юридической литературе, проводится по различным основаниям, основным из которых является классификация в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих юридическую ответственность.
Так с учетом отраслевого критерия и определения профилирующих отраслей права юридическую ответственность в сфере таможенного дела можно классифицировать на следующие виды:
1. Уголовная ответственность за преступления в таможенной сфере.
2. Административная ответственность за нарушение таможенных правил.
Правонарушения в сфере таможенного дела (их еще называют таможенными правонарушениями) делятся на преступления и проступки. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Предусмотренная же гражданско-правовая ответственность таможенных органов, а также дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц таможенных органов не являются видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, исходя из определения понятия таможенного дела, данного в ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации»[3].
2.1. Уголовная ответственность за преступления в таможенной сфере: сущность и основные характеристики
На уровне современной государственной политики декларируется и в настоящее время внедряется концепция поэтапной либерализации законодательства в сфере уголовной юстиции (уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства). Основные тенденции в этой сфере, обозначенные в посланиях и поручениях Президента РФ, реализуются в законах[33].
В целях исключения излишней уголовной репрессии планируется перевести ряд простых составов преступлений в другие, менее тяжкие составы.
Но тем ни менее одним из наиболее значительных видов юридической ответственности в сфере таможенного дела является уголовная ответственность.
При всей важности определения понятия уголовной ответственности для науки и для правоохранительной практики среди специалистов нет единства мнений по этому вопросу. Одни авторы определяют ответственность как обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть меры государственного принуждения. Другие понимают под ответственностью применение и реализацию санкции правовой нормы. Третьи отождествляют уголовную ответственность с уголовным правоотношением[16].
Некоторые авторы считают, что уголовная ответственность представляет собой предусмотренную нормами права деятельность государства, совершаемую в ответ на нормативно запрещенное им общественно вредное, опасное поведение индивидуальных и групповых субъектов удовлетворяющих свои потребности в ущерб другим членам социума[27].
Наиболее полным, на наш взгляд, может быть следующее определение: уголовная ответственность как мера и способ государственного принуждения заключается в уголовном воздействии и наказании, которое применяется к лицу, совершившему преступное деяние, содержащее все объективные и субъективные признаки, характеризующие это деяние как общественно опасное, предусмотренное конкретной уголовно-правовой нормой.
Уголовная ответственность налагается за совершение (подготовку или покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного законодательства. Уголовная ответственность возникает в момент совершения преступления и реализуется в порядке, предусмотренном нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Субъектом привлечения правонарушителя к данному виду юридической ответственности выступает государство в лице органов правосудия. Уголовно-правовая ответственность всегда носит личный характер, так как ответственности подлежит лицо, которое совершило преступление, она также является наиболее суровым видом юридической ответственности и влечет судимость правонарушителя.
Основанием уголовной ответственности согласно ст.8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ[6].
Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ в соответствии с которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания[6].
УК РФ предусматриваются наказания за преступление против личности (например, за убийство, похищение человека и др.), за преступления в сфере экономики (например, за кражи, контрабанду, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица и др.), преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против государственной власти и др.
Преступление в области (сфере) таможенного дела (таможенное преступление) — это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.
Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений (содержатся в разделе экономических преступлений):
1. Контрабанда (ст. 188 УК)[6].
В соответствии с уголовным законодательством контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК).
Согласно ч. 2 ст. 188 УК установлено наказание за перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
В ч.3 ст. 188 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
- должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Согласно ч.4 ст. 188 УК РФ деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой влечет за собою привлечение к уголовной ответственности.
Санкции ст. 188 УК РФ предусматривают различные виды наказания: штраф, лишение свободы, с ограничением свободы либо без такового, с конфискацией имущества или без таковой[6].
С целью реализации поэтапной либерализации законодательства в сфере уголовной юстиции, а также в связи с организацией Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации и, как следствие, появлением нового понятия «таможенная граница Таможенного союза» Государственная Дума России приняла в третьем чтении президентские поправки в Уголовный кодекс. Проектом № 559740-5 федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (направлен в СФ) предлагается декриминализировать некоторые составы преступлений, в том числе и таможенных[8].
В принятом проекте федерального закона статья 188 УК о «товарной контрабанде» признается утратившей силу. В главе «Преступления против общественной безопасности» появится статья 2261 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей»[8].
Принятым проектом закона глава «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополняется статьей 2291 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»[8].
Таким образом, «товарная контрабанда» в ближайшее время перейдет с категории уголовно наказуемого преступления в категорию административного проступка (правонарушения).
Информация о работе Юридическая ответственность в таможенном праве РФ