Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:34, курсовая работа
Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность в таможенном праве РФ
Введение………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Содержание и общая характеристика юридической ответственности как инструмента таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности..6
1.1. Понятие юридической ответственности в сфере таможенного дела и ее основные признаки...................................................................................………........6
1.2. Характерные особенности, функции и принципы юридической ответственность как инструмента таможенного регулирования............................14
Глава 2. Виды юридической ответственности за нарушения в сфере таможенного дела........................................................................................................20
2.1. Уголовная ответственность за преступления в таможенной сфере: сущность и основные характеристики…………………………………………………………22
2.2. Административная ответственность за нарушение таможенных правил как один из основных видов юридической ответственности........................................30
Заключение…………………………………………………………………………...41
Список использованных источников……………………………………………….43
2. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК)[6].
Обязательным признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектом является любое лицо, в том числе должностное.
Санкция ст. 189 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишением свободы.
Также, следует отметить, что в связи с организацией Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации и, как следствие, появлением нового понятия «таможенная граница Таможенного союза» в вышеупомянутом проекте федерального закона предусмотрено внесения изменений в ст. 189 УК РФ в части места совершения преступления, а именно наименование и ч.1 статьи после слов «Незаконные экспорт» дополнено словами «из Российской Федерации»[8].
3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК)[6].
Обязательными признаками данного состава преступления является время и место совершения преступления, а именно невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[4] и Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»[5] определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т. ч. в случаях их временного вывоза.
Временный вывоз культурных ценностей характеризуется обязательством их обратного ввоза в установленные сроки. Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишение свободы.
4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193УК).
Уголовная ответственность наступает за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ[6].
Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере: 1) находится за границей; 2) не была по вине руководителя перечислена на счет уполномоченного банка РФ.
Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращенной из-за границы валюты. Примечание к ст. 193 УК устанавливает, что деяние, предусмотренное ст. 193 УК РФ, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей.
5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК)[6].
Диспозиция ст.194 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, а квалифицирующими признаками определяет совершение этого же деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере.
Уклонение может выражаться в:
— заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
— предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
— отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;
— нарушении сроков уплаты таможенных платежей при реальной возможности их уплаты[26].
Согласно примечания к статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три миллиона рублей, а в особо крупном размере - тридцать шесть миллионов рублей.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа, либо обязательными работами, либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
Что касается санкции данного преступления, то следует отметить мнение Буранова Г.К. и Рябовой А.Ю. о том, что законодательным недостатком является установление единой санкции за уклонение от уплаты таможенных платежей с физических лиц и с юридических лиц. Опасность данных деяний различна, но их конструкция аналогична уклонению от уплаты налогов физическими и юридическими лицами. В связи с этим правильным было бы разграничить ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей с физических лиц и с юридических лиц по той же схеме, что имеет место в ст. 198 и ст. 199 УК РФ[31].
В свете современной государственной политики в направлении внедрения концепция поэтапной либерализации законодательства в сфере уголовной юстиции, следует проанализировать реальное применение различных видов наказания по таможенным преступлениям.
Так, по данным судебной статистики за 2010 год реальное применение различных видов наказания по таможенным преступлениям выглядит следующим образом.
Лишение свободы на определенный срок было назначено 33,4% от числа всех осужденных. В 2009 г. этот показатель составил 33,7%. За последние 5 лет почти на 10% снизилось количество осужденных к лишению свободы условно (с 48,3% в 2008 г. до 38,8% в 2009 г. и 38,3% в 2010 г.).
И напротив, применение штрафа хотя и небольшими темпами, но последовательно расширяется: с 9,9% от числа всех осужденных в 2008 г. до 14,5% в 2009 г., как и 14,7% в 2010 г.
Реальное лишение свободы назначалось судами в зависимости от общественной опасности и тяжести совершенного преступления, что подчеркнул Пленум Верховного суда РФ в постановление от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания[19].
Таким образом, уголовная ответственность в сфере таможенного дела является важным инструментом таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, о чем свидетельствуют представленные показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания.
Так, в период с января по сентябрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3641 уголовное дело, что на 12% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) (3229).
На протяжении рассматриваемого периода в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 91%.
По статье 188 УК РФ «Контрабанда» возбуждено 3330 дел (в АППГ – 2873 дела). По статье 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 247 уголовных дел (в АППГ – 234 дела), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил 7%. В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ) возбуждено 64 уголовных дела (в АППГ – 122 дела).
Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 15,9 млрд. руб. (в АППГ – 7,7 млрд. руб.), сумма неуплаченных таможенных платежей – 541,2 млн. руб. (в АППГ – 500,8 млн. руб.). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 79,4 млрд. руб. (в АППГ– 74,8 млрд. руб.).
Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись: наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 1146 уголовных дел; товары народного потребления – 334 уголовных дела; средства наземного транспорта – 289 уголовных дел; лес и лесоматериалы – 216 уголовных дел; продукты питания – 181 уголовное дело.
По подозрению в совершении преступлений в отчетном периоде задержано 250 лиц (в АППГ – 279). К 74 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу (в АППГ – к 72 лицам).
В суды с обвинительными актами направлено 141 уголовное дело (в АППГ – 227 дел).
По 126 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в АППГ – по 223 делам)[21].
2.2. Административная ответственность за нарушение таможенных правил как один из основных видов юридической ответственности в таможенном праве
Совершение таможенных правонарушений представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов Российской Федерации, в угрозе ее экономической безопасности.
Борьба с административными правонарушениями в области таможенною дела (нарушения таможенных правил) является одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства и в обеспечении ее экономической безопасности.
Одним из наиболее важных стратегических направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время является выявлении и пресечении административных правонарушений в таможенной сфере.
Важнейшим инструментом в борьбе с административными правонарушениями в области таможенною дела является институт административной ответственности.
Административная ответственность в сфере таможенного дела это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение в сфере таможенного дела[15]. Административная ответственность в сфере таможенного дела обладает такими признаками, свойственными юридической ответственности, как законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость. Вместе с тем, административная ответственность характеризуется рядом черт, присущих только данному виду юридической ответственности в сфере таможенного дела, а именно:
- административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность;
- административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями – нарушениями таможенных правил;
- административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, учреждения, организации;
- по своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение- нарушение таможенных правил[30];
- нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания;
- административную ответственность отличает порядок ее установления, который характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных устанавливать данный вид ответственности;
- меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. К ним относятся таможенные органы России, а также другие многочисленные органы исполнительной власти;
- меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями;
- привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы;
- административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации;
- во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний[34].
Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной законом процессуальной форме и отражающего специфическое правовое положение лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия личного, морального, имущественного или организационного характера в результате официального осуждения совершенного им административного деликта, т. е. нести заслуженное наказание[37].
Таким образом, административная ответственность в сфере таможенного дела - это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами административного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Она выражается в применении виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного наказания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Применение административной ответственности всегда обусловлено совершением административного нарушения, следствием которого является назначение санкции (административного наказания) либо применение к лицу, подозреваемому в совершении проступка, меры административного пресечения.
Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)»[7] и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил ) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Информация о работе Юридическая ответственность в таможенном праве РФ