Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой «в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия».
Введение 3
Глава 1. Общие положения экспортного контроля и его развитие в России и за рубежом. 6
1.1 Понятие, основные цели и принципы экспортного контроля в РФ 6
1.2 Международный опыт развития экспортного контроля 9
1.3.Российское законодательство об экспортном контроле и полномочия государственных органов в этой области 13
Глава 2. Система экспортного контроля в Российской Федерации 17
2.1 Идентификация контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 17
2.2 Разрешительный порядок осуществления и валютный контроль внешнеэкономических операций 18
2.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 21
2.4 Применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле 24
Глава 3 Проблемы и перспективы экспортного контроля 26
3.1 Пути повышения эффективности экспортного контроля 26
3.2 Совершенствование законодательства об экспортном контроле 29
Заключение 31
Список использованных источников 33
Если
разрешительный документ отсутствует,
то проводится дополнительная проверка
в целях принятия решения о
необходимости независимой
В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.
Проведение дополнительной проверки включает в себя несколько этапов и на основании обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается одно из следующих решений:
За нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле организации привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 30 и 32 Федерального закона «Об экспортном контроле». ВЭК России обладала правом взыскивать штрафные санкции в размере:
а) стоимости товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся непосредственными объектами следующих правонарушений: осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подпадающими под действие экспортного контроля, без лицензий или разрешений; получение лицензий или разрешений посредством представления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения; нарушение требований и условий лицензий и разрешений;
б) 100-кратного минимального размера оплаты труда за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний ВЭК России, а также за создание препятствий для выполнения своих функций должностными лицами ВЭК России.
Наряду со штрафом законодательство предусматривает и такую административно-правовую санкцию, как лишение права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет. Такая санкция налагается за нарушение лицензионного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, подпадающими под действие системы экспортного контроля, если такое нарушение совершено повторно или если оно повлекло за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства. Решение о лишении организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается Правительством РФ по представлению межведомственного координационного органа по экспортному контролю.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль18.
Дискуссии
по повышению эффективности
Сегодняшней актуальной задачей режимов экспортного контроля является предотвращения распространения ОМУ и его носителей,- то при ее решении еще трудней выработать количественные критерии эффективности режимов. Можно говорит лишь о замедлении процесса распространения ОМУ19.
Существует
ряд объективных факторов экономического
характера, подрывающих результативность
систем экспортного контроля и подводящих
к необходимости пересмотра многих
элементов этой политики. Во-первых,
интернационализация научно-
Ужесточение контроля не тождественно усилению ее эффективности. Гармонизация национальных систем экспортного контроля рассматривается как магистральное направление повышения эффективности экспортного контроля в целях предотвращения распространении ОМУ. И этот резерв еще не исчерпал себя.
Роль
режимов невозможно рассматривать
изолированно от более широкого политического
контекста отношений между
Также одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля - контроль за технологиями. Доступ к мировой копилке знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности. Очень трудно найти оптимальный баланс между взаимоисключающими стратегическими задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта и введения ограничений по соображения национальной и международной безопасности, между поддержанием академических свобод, свободой доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества.
На данном этапе видна объективная тенденция к гармонизации основных положений Руководящих принципов. В долгосрочном плане это объективно создает возможности для слияния режимов.
Вероятно, наиболее целесообразно совершенствовать правила в рамках каждого режима, имея долгосрочную задачу их слияния в будущем. Следует активизировать наметившуюся тенденцию вовлечения нечленов режимов в обсуждении наиболее актуальных проблем, в частности, вопросов контроля над неосязаемыми формами передачи технологий, санкций21.
Представляется
важным одновременно начать работу над
новым универсальным
Правовое
обеспечение экспортного
Позитив
развития сложившегося положения следует
сосредоточить на выделении бюджетных
средств для исследований в области приоритетных
направлений. К их числу в нашей стране
относятся: информационно-
Необходимо также внести соответствующие поправки в законодательство, касающееся госзаказа, предусмотреть налоговые льготы научным организациям на имеющееся у них имущество, снизить таможенные пошлины на ввозимое специализированное оборудование.
Системных поправок требует Федеральный закон «Об экспортном контроле». В нем следует закрепить следующие положения: механизм формирования списка технологий, по которым Российская Федерация занимает передовые позиции, с целью обеспечения в этой сфере наиболее жесткого и эффективного контроля; обязательность независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий двойного назначения; упорядоченность процедуры передачи части основных контрольных функций от внутрифирменных программ независимой государственной организации; строгая юридическая ответственность за незаконную передачу ( в любой форме) иностранным лицам и организациям товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.
Государственный контроль за экспортом технологий призван учитывать позитивный зарубежный опыт сочетания различных видов юридической ответственности, применяемых к нарушителям законодательства РФ об экспортном контроле, и распространяться кА на российских граждан, так и на иностранцев и лиц без гражданства.
Вносимые в законодательство поправки ориентированы на унификацию действующего нормативного правового обеспечения экспортного контроля в странах Содружества Независимых Государств с учетом того, что характер и перспективы отношений между странами-членами СНГ весьма различны и на будущее обозначена задача вступления Российской Федерации в ВТО.
Целью данной курсовой работы состояло в том, чтобы комплексно, системно изучить понятие экспортного контроля, проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Для достижения данной цели в ходе написания данной работы решался ряд задач, описанных во введении. При поэтапном изучении вопроса аттестационные и квалификационные испытания при прохождении государственной службы были сделаны следующие выводы:
Экспортный контроль - это крупный международный политический и стратегический вопрос. Позитивная роль международной системы экспортного контроля состоит в предотвращении распространения оружия массового уничтожения, ибо это является одним из наиболее важных факторов поддержания международной стабильности, а вследствие этого - приоритетным элементом политики национальной безопасности любой страны.