Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой «в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия».
Введение 3
Глава 1. Общие положения экспортного контроля и его развитие в России и за рубежом. 6
1.1 Понятие, основные цели и принципы экспортного контроля в РФ 6
1.2 Международный опыт развития экспортного контроля 9
1.3.Российское законодательство об экспортном контроле и полномочия государственных органов в этой области 13
Глава 2. Система экспортного контроля в Российской Федерации 17
2.1 Идентификация контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 17
2.2 Разрешительный порядок осуществления и валютный контроль внешнеэкономических операций 18
2.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 21
2.4 Применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле 24
Глава 3 Проблемы и перспективы экспортного контроля 26
3.1 Пути повышения эффективности экспортного контроля 26
3.2 Совершенствование законодательства об экспортном контроле 29
Заключение 31
Список использованных источников 33
Принципы государственной политики в области экспортного контроля нашли свое закрепление в ст. 5 Федерального закона «Об экспортном контроле», ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст. 4 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и включают:
Повысилась значимость экспортного контроля в решении вопросов международной и национальной безопасности, предотвращения распространения ОМУ, средств его доставки, других наиболее опасных видов оружия.
Определение технологий для целей экспортного контроля в новейшей истории получило свое первое закрепление в законодательстве Соединенных Штатов Америки. Первые экспортные процедуры контроля появились в конце XVIII столетия, когда была сформирована американская независимость.
Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом более полувека. В конце 40-х годов в США Законом о контроле над экспортом было введено лицензирование при продаже товаров и технологий в страны социалистического лагеря. В это же время был образован Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) - Coordinating Committee (CoCom), начавший функционировать с 1 января 1950 г. в соответствии с секретным «джентльменским соглашением», заключенным по инициативе США и предусматривавшим контроль над экспортом так называемых стратегических товаров в СССР и другие социалистические страны.
На долгие годы КОКОМ стал одним из символов «холодной войны».
Государственный
контроль над экспортными операциями
осуществлялся посредством
В рамках КОКОМ экспортный контроль был организован следующим образом. Формировались три списка товаров: 1) оружие и боеприпасы, а также товары, материалы, технологии для их производства; 2) оборудование, связанное с использованием атомной энергии; 3)промышленное оборудование так называемого двойного назначения, которое в принципе может быть применимо в военных целях6.
Экспорт в социалистические страны товаров, включенных в первые два списка, был полностью запрещен. Товары, перечисленные в третьем списке, на которые приходилась значительная часть внешней торговли промышленным оборудованием, разрешалось вывозить в порядке исключения после рассмотрения в КОКОМ каждого конкретного случая.
Механизм экспортного контроля постоянно развивался с учетом изменения мировой политической ситуации и новых достижений научно-технического прогресса. Если первоначально экспортный контроль был направлен против социалистических стран, то впоследствии он распространился на развивающиеся страны, а также на отдельные капиталистические государства. Экспортным контролем охватывается реэкспорт товаров и технологий их тех стран, куда они первоначально были экспортированы, экспорт продукции, производимой в третьих странах по американским лицензиям и лицензиям других стран - участниц КОКОМ, а также продукции, содержащей запасные части или отдельные компоненты, произведенные в странах КОКОМ.
Кардинальные изменения мирового политического климата, несомненно, повлияло на многостороннюю систему экспортного контроля. С распадом СССР прекратил свое существование КОКОМ. Однако актуальность экспортного контроля не исчезла.
В
последнее десятилетие США
13
ноября 2000 г президент США Б.
Клинтон подписал распоряжение,
обеспечивавшее временное
Администрация Б. Клинтона поднимала этот вопрос еще в 1994 г., но Конгресс США в ТОО момент был не в состоянии принять Экспортный закон США в новой, прогрессивной редакции. В этой связи Президент США в течение всего срока своих полномочий принимал меры экспортного контроля за товарами двойного назначения путем временного продления действия некоторых положений Экспортного закона США в рамках принадлежащих ему как президенту полномочий.
Политическая
ситуация в целом указывала на
то, что администрация Президента
Буша возвратится к вопросу о
восстановлении Экспортного закона
США в новой редакции, принимая
во внимание важность этого акта для
проведения США принятого
В январе 2001 г группа конгрессменов инициировали принятие Сенатом США новой редакции Экспортного закона США, содержавшей в себе современные правовые механизмы экспортного контроля.
Средства экспортного контроля всегда играли важную роль в американской системе управления внешней торговлей, контроль за осуществлением которой согласно Конституции США возложен на Конгресс США, который должен принимать соответствующие законы.
Экспортный
контроль в США осуществляется в
настоящее время путем
Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. № 338 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России». Действующая нормативно-правовая база экспортного контроля включает в себя:
а) федеральные законы;
б) принимаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами подзаконные акты:
- указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 26 августа 1996 г. № 1268 «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения» и др.);
-постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. № 1157 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» и др.);
-.
нормативные правовые акты, издаваемые
иными федеральными органами
исполнительной власти в
В механизме экспортного контроля задействован целый ряд государственных органов (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, ВЭК России, ГТК России и др.), а также различные промышленные и научные организации, их ассоциации и союзы.
В ст. 9 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрено создание межведомственного координационного органа по экспортному контролю. Положение об этом органе и его персональный состав утверждаются Президентом РФ. Межведомственный орган участвует в реализации государственной политики в области экспортного контроля, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации. Он, в частности, принимает решение о безлицензионном вывозе контролируемых товаров и технологий в случае, предусмотренном в ст. 19 Федерального закона «Об экспортном контроле», выдает разрешение на совершение внешнеэкономических операций, предметы которых не включены в контрольные списки, но могут быть использованы иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 20 того же Закона) и т.д.
МИД России, Министерство обороны РФ, ГТК России, Минторг России, Минюст России и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти также участвуют в пределах своей компетенции в функционировании системы экспортного контроля. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере экспортного контроля являлась до недавнего времени Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). На ВЭК России возлагалась непосредственная реализация государственной политики в области экспортного контроля, организация работы по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля9.
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, наделяются правом запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля. В свою очередь, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по первому требованию предоставить такую информацию и несут ответственность за ее достоверность10.
Мировая практика последних лет убедительно свидетельствует, что цели экспортного контроля не могут быть в полной мере достигнуты, если опираться только на государственные органы. Так, с конца 80-х годов по инициативе США начали создаваться системы внутрифирменного экспортного контроля. Со временем наличие внутрифирменной программы экспортного контроля стало обязательным признаком «надежности». Министерство торговли США разработало для иностранных фирм - импортеров американской стратегической продукции и технологий специальные документы, которые они должны предоставлять экспортеру. Если покупатель американской технологии впоследствии продает ее, то он становится ответственным за то, как в дальнейшем распорядится ею конечный потребитель. В компаниях образуются соответствующие отделения или отделы контроля стратегических товаров11.
Американский опыт внутрифирменного экспортного контроля был использован при формировании организационно-правовых основ аналогичных российских систем. Федеральный закон «Об экспортном контроле» (ст. 1, 16) предусматривает создание в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, внутрифирменных программ экспортного контроля, под которыми понимаются «мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля».
Внутрифирменные программы экспортного контроля создаются в организациях на добровольных началах. Обязательное создание таких программ предусмотрено в отношении организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд, в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
Организации,
создавшие внутрифирменные