Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 23:21, курсовая работа
Актуальность темы, связанной с экономико-правовым аспектом временного вывоза культурных ценностей заключается, прежде всего, в том, что данная категория товаров является уникальной как с точки зрения их материально-пространственной формы воплощения, что существенным образом сказывается на их значимости для государства с различных позиций, в том числе и как запасов стоимости, так и с точки зрения современного состояния законодательной базы.
Список сокращений………………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………….4
Глава 1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля…..7
Глава 2. Специфика применения таможенного режима «временный ввоз/вывоз» в отношении культурных ценностей (действующая законодательная база)…………………………………………………….………15
2.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов………………15
2.2. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»………………21
2.3. Приказ Министерства культуры от 12.10.98 № 528……………………25
Глава 3. Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе культурных ценностей для реставрации…………..28
Заключение…………………………………………………………………………..52
Список использованных источников………………………………………….55
Приложения…………………………………………………………………………..
Необходимо
подчеркнуть, что ценности (культурные
ценности), с точки зрения международной
классификации, используемой при оценки
национального богатства по системе национальных
счетов являются одной из составляющих
нефинансовых производственных материальных
активов. В данном случае культурные ценности
могут выступать как предметы значительной
стоимости, не уменьшающейся с течением
времени, которые сами непосредственно
не участвуют в материальном производстве,
но при этом могут являться запасами стоимости.
Национальное богатство
Нефинансовые активы
Нефинансовые активы (в системе национальных счетов)
Производственные
1.Земля
2.Богатства недр
Непроизводственные
ресурсы (лесные, рыбные,
водные)
Следует
отметить, что таможенное законодательство
не предполагает отнесение культурных
ценностей к отдельной
Товарная номенклатура содержит в себе товарную группу 97 – «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» и предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям:
9701100000 – Картины, рисунки и пастели;
9701900000 – Прочие;
9702000000 – Подлинники гравюр, эстампов и литографий;
970300000 – Подлинники скульптур и статуэток из любых материалов;
9704000000 – Марки почтовые или марки госпошлин, знаки почтовой оплаты и др.;
9705000000 – Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии, или нумизматике;
9706000000 – Антиквариат возрастом более 100 лет;
Данная классификация предполагает отнесение культурных ценностей к отдельной товарной группе.
Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продукт человеческого труда, созданный для получения прибыли путем продажи или обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, но приведенные ранее определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара, что видно из преамбульной части закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Кроме
того, условно попадая под
Данный закон, являясь законодательным актом прямого действия, не устанавливает процессуальные особенности и субъектов ответственности в сфере нарушения, связанных с несоблюдением установленного порядка по перемещению через таможенную границу культурных ценностей.
Таким образом, корреспондируя объект «товар» и объект «культурная ценность», можно сделать вывод, что ст. 230 ТК не предусматривает в качестве объекта правонарушения – порядок оформления культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, что также подтверждает необходимость выделения культурных ценностей в отдельную категорию товаров.
Исходя из вышеизложенного, следует определиться в разграничении сфер применения административного и уголовного законодательства по отношению к тем случаям, когда нарушен порядок перемещения, включая применение таможенных режимов, порядок таможенного оформления и таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.
Необходимо
подчеркнуть и ту существенную особенность,
которая заключается в
При определении таможенной стоимости используются методы, установленные настоящим Законом.
Существенным
является то, что ни один из шести
методов не может быть применен в случае,
когда товаром являются культурные ценности.
Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т.е. «продуктом труда, созданным для продажи».
Надо сказать, что таможенное оформление культурных ценностей происходит в соответствии с установленным для этих целей порядком, который регламентируется Законом о вывозе и ввозе культурных ценностей, таможенным законодательством и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Фискальная
функция таможенных органов при
оформлении культурных ценностей сводится
к минимуму, т.к. таможенное законодательство
в настоящее время предоставляет возможность
для беспошлинного вывоза произведений
искусства, не представляющих из себя
антиквариата или не являющихся народным
достоянием. Вместе с тем, наличие налога
на добавленную стоимость на произведения
искусства существенно ограничивает возможность
ввоза культурных ценностей в Россию.
С одной стороны это предотвращает ввоз
на территорию России произведений т.н.
«псевдокультуры», с другой стороны - приводит
к большим сложностям в случае приобретения
истинных шедевров российскими музеями
и другими организациями. Тем не менее,
возможность для ввоза культурных ценностей
с освобождением от уплаты НДС существует
и используется в некоторых случаях российскими
музеями для приобретения или принятия
в дар произведений искусства. Решение
об освобождении от НДС в таких случаях
принимается каждый раз отдельно и является
компетенцией ГТК
РФ.
Глава 2.
Специфика применения
таможенного режима
«временный ввоз/ вывоз»
в отношении культурных
ценностей (действующая
законодательная база)
2.1.
Постановление Правительства
от 16.08.00 г.№ 599
«О перечне товаров,
временно ввозимых (вывозимых)
с полным условным
освобождением от
уплаты таможенных пошлин
и налогов».
Любой
таможенный режим, под который могут
быть помещены товары, имеет свои особенности,
связанные с различными факторами.
Это может и специфика
Режим «временный ввоз/временный вывоз» также имеет свои особенности. Эти особенности связаны, прежде всего, с категориями товаров, помещение которых под указанный режим является возможным или невозможным, с особенностями налогообложения при помещении товаров под данный режим и с помещением временно ввезенных/вывезенных товаров под иные таможенные режимы.
Таможенный режим «временный ввоз/вывоз» регламентируется главой одиннадцатой Таможенного кодекса Российской Федерации. Данный режим предполагают временное нахождение товаров на территории России или за ее пределами с последующим их вывозом или ввозом в установленные законодательством сроки и с возможным применением льгот по уплате таможенных платежей.
Отдельные категории товаров, например культурные ценности, ввоз или вывоз которых осуществляется временно, требуют применения иных законодательных актов (Федеральный Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей), применения мер нетарифного регулирования, различных документов, не требующихся при применении данных режимов в отношении других товаров.
Рассмотрим
наиболее общие вопросы, связанные
с применением указанного таможенного
режима.
К основным особенностям применения данного режима относятся требования Российского законодательства к категориям товаров, которые могут быть помещены под режим временного ввоза/вывоза. Эти требования изложены в Постановлении Правительства от 16.08.00 г.№ 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».
Существенным фактом является то, что предметы, классифицируемые в товарной группе 97, попадают под действие п.17 раздела III перечня товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 года № 599, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов:
Основные
требования, предъявляемые к процедуре
помещения товаров под режим
«временный ввоз/вывоз» распространяются
также и на товарную группу 97. К
этим требованиям, как уже отмечалось,
относятся, прежде всего, возможность
отнесения товаров к перечню, утвержденному
постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 августа 2000 года № 599, обязательство
об обратном вывозе/ввозе товаров, непереходящее
право собственности на товары, возможность
их надежной идентификации, соблюдение
сроков временного ввоза/вывоза и некоторые
другие.
Необходимо подчеркнуть, что сборы за таможенное оформление уплачиваются при каждом случае декларирования, то есть, как при открытии режима «временный ввоз/вывоз», так и при его закрытии любым другим таможенным режимом. Исключением являются случаи оформления временно вывозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении, для экспонирования, обратно ввозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий, а также временно ввозимых в адрес этих организаций культурных ценностей в целях экспонирования и обратно вывозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий (Инструкция о взимании таможенных сборов за таможенное оформление).
Информация о работе Экономико-правовой аспект временного вывоза культурных ценностей