Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа
Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ 17
3.1 Экспорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 17
3.2 Импорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 20
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМО-
ЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Продолжение
Как
показывает табл. в ближайшем будущем
таможенные платежи не перестанут играть
важной роли в наполнении федерального
бюджета. Напротив, государство возлагает
на таможенную службу все большую
ответственность по перечислению денежных
средств в казну государства.
По
сути дела, в последние годы таможня
рассматривается почти
Такой
односторонний подход вызывает серьезную
озабоченность наших зарубежных
партнеров. По их мнению, подобная политика
стала препятствовать нормальным экономическим
процессам. По настоянию иностранных
инвесторов, членов Консультативного
совета по иностранным инвестициям, была
специально образована новая секция по
совершенствованию таможенных процедур.
Почти двухлетний опыт работы позволяет
сделать печальный вывод: немало потенциальных
инвесторов отказываются от намерения
работать в России именно из-за чрезмерной
фискальной направленности таможенной
политики Российской Федерации.
Фискальные
"перегибы" российской таможенной
политики заботят не только иностранцев.
С просьбами о смягчении
Нынешний
фискальный перекос приводит к парадоксальной
ситуации. Таможня, которая, по идее, должна
защищать отечественного производителя,
сегодня непосредственно
Следствием
такой политики может стать полное
прекращение производства многих товаров
отечественных производителей и
превращение страны исключительно
в производителя энергоресурсов.
Очевидно,
что в этих условиях основная задача
государства заключается в
Действующее
таможенное законодательство содержит
довольно большое количество практически
не работающих норм, которые могут
широко использоваться для развития
различных отраслей промышленности. Это
прежде всего таможенные режимы.
В
частности, интерес представляет применение
режима свободного склада в отношении
строящихся объектов. Этот режим позволяет
не взимать таможенные платежи (или
взимать их в пониженном размере)
на протяжении строительства и монтажа.
Неуплаченные платежи начинают погашаться
только после того, как начнется производство
товарной продукции. Другой стимулирующий
инструмент - предоставление рассрочек
и отсрочек уплаты таможенных платежей,
а также налогового кредита по таможенным
платежам в соответствии с положениями
Налогового кодекса.
Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на
внутреннем
рынке. Необходимо провести унификацию
таможенных и налоговых документов для
того, чтобы иметь возможность привлекать
к ответственности лиц, приобретающих
контрабандные товары уже после их поступления
на внутренний рынок.
Важно
также восстановить таможенный аудит
и изменить некоторые правила бухгалтерского
учета. Существующая практика включения
таможенной пошлины в состав косвенных
расходов не позволяет проверить правильность
определения таможенной стоимости при
проведении аудита.
Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать:
-
Создание системы предварительного декларирования,
смысл которой заключается в том, чтобы
информация о предъявленных к оформлению
товарах уже находилась в таможенном органе
до их фактического оформления.
- Использование механизмов валютного
контроля, в частности, паспортов сделок
для предварительного начисления таможенных
платежей до момента оформления.
- Внесение в документы данных, которые
позволяют проверить законность таможенного
оформления на любом этапе обращения товаров.
- Создание единой информационной сети,
позволяющей в кратчайшие сроки проверить
правильность таможенного оформления
товара по номеру ГТД.
- Широкое развитие института таможенных
брокеров и превращение их в настоящих
налоговых агентов по уплате таможенных
пошлин.
- Устранение легальных возможностей уклонения
от уплаты таможенных платежей (исключение
ряда товаров из беспошлинной торговли,
недопущение использования таможенных
режимов переработки, временного ввоза
и т. д.).
- Расширение взаимодействия с таможенными
органами стран отправления товаров, что
позволит в кратчайшие сроки проверять
заявляемую информацию.
- Внесение изменений в российское законодательство
об уничтожении мер наказания за уклонение
от уплаты таможенных платежей.
Когда
мы говорим о конкретных изменениях в
сфере таможенно-тарифной политики, основное
внимание сегодня следует сосредоточить
на двух аспектах. Прежде всего надо устранить
возможности использования ставок таможенного
тарифа, предназначенных для стимулирования
ввоза отдельных товаров, недобросовестными
участниками ВЭД.
Возможно,
следует предусмотреть более
широкое использование принципа
end-user, т.е. применение ставок пошлин на
товар в зависимости от его
конечного назначения. В отношении
таких товаров надо ввести обязательную
предварительную классификацию (присвоение
товару кода до его таможенного оформления).
С другой стороны, следует признать, что
сами ставки таможенного тарифа несовершенны
и нуждаются в кардинальном пересмотре.
Прежде
всего надо оптимизировать абсолютный
размер ставок таможенных пошлин, включая
в необходимых случаях корректировку
спе-цифических составляющих комбинированных
ставок на отдельные товары.
Мировой опыт показывает, что применение
высоких ставок таможенных пошлин приносит
определенный эффект только в том случае,
когда государство вводит жесткий протекционистский
режим и дополняет таможенную политику
административными мерами по контролю
за рынком. Если же этого нет, то установление
высоких ставок приводит либо к свертыванию
торговых операций, либо к массовым уклонениям
от уплаты платежей.
Необходимо
также расширение номенклатуры товаров,
облагаемых комбинированными или специфическими
видами ставок таможенных пошлин, в
том числе так называемыми
плюсовыми комбинированными ставками.
Это достаточно эффективный механизм
противодействия попыткам уклонения от
уплаты платежей путем занижения декларируемой
таможенной стоимости.
Введение фактически запретительных вывозных
пошлин на товары, заявленные к экспорту
по низким ценам, может стать дополнительным
барьером на пути утечки капиталов из
страны.
Еще
одна необходимая мера - установление
одинаковых (унифицированных) ставок пошлин
на товары, имеющие сходные
Тарифная
политика должна стать более гибкой
и оперативной. Чтобы быстрее
реагировать на изменения экономической
ситуации на рынках, следует шире использовать
такие специфические механизмы, как сезонные
пошлины и тарифные квоты, которые позволяют
дифференцировать размер ставок пошлин.
Эффективной мерой может также стать введение
поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин
устанавливаются в размере 50 % от ставок,
предусмотренных в тарифе, и применяются
по решению правительства для стимулирования
ввоза товаров инвестиционного назначения
крупными инвесторами, заключившими соглашения
с уполномоченным государственным органом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из работы, таможенное дело
является важным инструментом в выполнении
экономических задач, стоящих перед Россией.
Однако и в таможенном деле есть свои недостатки
и недоработки, над которыми надо сосредотачивать
усилия. Функции таможенной службы: сбор
налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный
контроль, борьба с нарушениями таможенного
законодательства, контрабандой товаров,
транспортных средств, в том числе оружия
и наркотиков. Но основная задача таможенных
органов – пополнение федерального бюджета.
Доходная часть бюджета должна насыщалась достаточно стабильно. Но и одновременно таможня - важный инструмент экономического регулирования внешней торговли. Таможенное обложение влияет на цены товаров, на спрос и предложение, насыщение рынка импортными товарами и конкурентоспособность экспорта. Таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Вот если эти цели соблюдены, то можно говорить о более-менее внятной таможенной политике. Пока же она не настолько совершенна.
Например,
сейчас таможенное законодательство отстает
от гражданского. В результате ложится
тяжелым грузом на плечи хозяйствующих
субъектов. С таким законодательством
убедить инвесторов прийти на наш рынок
непросто. Риск пострадать от произвола
чиновника очень высок. В России развился
невиданный, нездоровый протекционизм.
Сращивание власти и бизнеса привело к
тому, что появилась масса указов и постановлений,
которые направлены не на развитие перспективных
отраслей промышленности, а на защиту
узкокорпоративных интересов отдельных
лиц. Существующие льготы для одних компаний
задушили другие. Льготы в таможенной
сфере - это антипод цивилизованной торговли.
При льготах не может быть и речи ни о какой
честной конкуренции. Таможенное дело
на данном этапе развития подлежит реформированию
для осуществления своей деятельности
с наибольшей эффективностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Таможенный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2006 года. - М: Инфра - М, 2007
2. Закон
РФ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой
3. Астапов
А. Формирование единого
4. Бондаренко
Н.П. Таможенно-тарифное
5. Драчка О. Куда идет Россия // Мировая экономика и международные отношения - 2005
6. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. - М.: Бизнес-Пресса, 2007.
7. Жуковская В., Трофимова И., Чертко Н. Что отражает таможенная статистика // Международная экономика и международные отношения. – 2006.
8. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008
9. Кухаренко В. Современная таможни: проблемы развития // Безопасность Евразии. - 2008.
10. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005.
11. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. -
12. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело. - Ростов на Дону: Феникс, 2007
13. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2007.
14. Основы таможенного дела: учебник / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2006
15. Парасочка В.Т. Таможенные механизмы регулирования параметров потребительского рынка // Законодательство и экономика - 2006
16. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист - 2007
17. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2006.
22. Трошкина
Т.Н. Таможенные платежи:
23. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2008
24. www. tamognia. ru