Экономика таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ 17
3.1 Экспорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 17
3.2 Импорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 20
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМО-
ЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

р по этд.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями и др.

     Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций

     Для повышения конкурентоспособности  и вовлечении российских предприятий  в мировой производственный процесс необходим выход отечественной продукции на иностранные рынки, наиболее приемлемо - создание совместных предприятий и транснациональных корпораций за рубежом на основе отечественного производства. Здесь необходимо отметить, что инвестиции по созданию предприятий на территории иностранных государств могут позволить лишь очень крупные компании и, в основном, сырьевые предприятия. Таким образом, реализовать поставленную цель не удастся.

     Помимо  прямых инвестиций по классической теории Ф. Котлера существует еще два способа проникновения на зарубежные рынки - это экспорт и совместная предпринимательская деятельность. При выборе модели проникновения на зарубежный рынок важнейшее значение имеют два фактора: степень риска, связанная с той или иной моделью, и степень контроля над ходом процесса международного развития, которая может быть достигнута при использовании данной модели.

     Такая форма международной деятельности, как экспорт, связана с низким риском, так как не требует больших  инвестиций. Каждая последующая модель проникновения предполагает более значительные инвестиции и, следовательно, сопряжена с большим риском. Параллельно с увеличением степени риска возрастает и степень контроля над зарубежным рынком, которая может быть достигнута в рамках конкретной формы международной деятельности.

     Многие  российские фирмы избегают заниматься внешнеторговыми сделками, предпочитая  продажи на внутреннем рынке, тем  более, что внутренний рынок довольно обширен и лишь немногие разработки не находят применения из-за отсутствия спроса. К выходу на внешние рынки могут подтолкнуть два фактора.

     Во-первых, это ослабление маркетинговых возможностей или изменение конъюнктуры внутреннего  рынка.

     Во-вторых, фирмы могут быть привлечены ростом возможностей, открывающихся на внешнем рынке для их товаров.

     В связи с этим таможенные органы России совместно с Правительством с  помощью осуществления ряда мер  таможенной и внутренней политики могут  способствовать проникновению отечественных  производителей на зарубежные рынки. Введение налога, подталкивающего выход на внешний рынок предпринимателей, увеличит объемы иностранной валюты в стране, а, следовательно, привлечение дополнительного капитала будет способствовать дальнейшему развитию производства. Мера довольна жесткая и радикальная и требует детального рассмотрения и расчета.

     Другой  мерой является публикация переработанных данных таможенной статистики и информации о намечающихся мировых тенденций, возможностях и перспективных рынков.

     Таким образом, должно осуществляться практическое применение пассивной статистической информации. Заинтересованные предприятия увидят потенциальные возможности не уходя с внутреннего рынка, получить привлекательные внешние рынки, несмотря на все издержи и дополнительные затраты в связи с операциями за рубежом.

     Таможенные  органы в деле обеспечения экономической  безопасности страны могут применять  и меры экономической политики. Под  мерами экономической политики в  таможенном деле понимаются разнообразные  ограничения на ввоз в РФ и вывоз  из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами.

     К мерам экономической политики относятся  установление запретов и ограничений  на ввоз и вывоз товаров, минимальных  и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования  взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

     В ТК РФ приводится перечень оснований  для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного  средства: соображения государственной  безопасности; защиты общественного  порядка, нравственности населения, жизни  и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.

     Наряду  с полным запретом в отношении  ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров  и транспортных средств допускается  применение таких мер экономической  политики, как различные ограничения: товарные ограничения - ограничения  на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени - ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование - количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения - ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.

     Квотирование  как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза  и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

     Лицензирование  в таможенном деле - разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. Соответственно различаются лицензии ввозные, вывозные и транзитные. Лицензии выдаются уполномоченным на то государственным органом, т.е. Министерством внешних экономических связей РФ. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанного в них срока.

     В целях защиты национальных интересов  РФ при осуществлении экспорта и  импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.

     Крайними  мерами экономической политики являются таможенная блокада и эмбарго.          

     Таможенная  блокада может осуществляться путем  приостановки выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

     Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза  в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной практике применяется как средство экономического или финансового давления, как форма репрессий. Эмбарго служит основанием для приостановки или прекращения экспортно-импортных операций, выполнения всех или некоторых конкретных обязательств в таможенной сфере.

     Ввоз  и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под действие мер экономической политики, допускается  таможенными органами при условии  соблюдения требований, установленных  актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются.

     Таможенное  дело снижает внутреннюю угрозу экономической  безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.

     Таможенные  органы в деле обеспечения экономической безопасности страны применяют различные меры экономической политики.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3                                                                                                                АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО  ПОЛОЖЕНИЯ 
3.1 Экспорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года

     

     По данным таможенной статистики в январе-марте 2011 года  внешнеторговый  оборот России составил 173,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с январем-мартом 2010 года возрос на 29,9%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 144,5 млрд.долларов США (рост на 26,0%), со странами СНГ – 28,5 млрд.долларов США (рост на 53,9%).

     Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 52,6 млрд.долларов США, что на 1,2 млрд. долларов США меньше, чем в январе-марте 2010 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 43,0 млрд.долларов США (снижение на 2,5 млрд.долларов США), со странами СНГ – 9,6 млрд. долл. США (рост на 3,7 млрд.долларов США).

     Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд.долларов США и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 93,8 млрд.долларов США (рост на 17,1%), в страны СНГ – 19,0 млрд.долларов США (рост на 55,9%).

     Увеличение  стоимостного объема экспорта в январе-марте 2011 года по сравнению с январем-мартом 2010 года было обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта в январе-марте 2011 года составил 119,9%,  а  индекс физического объема экспорта – 97,2%.

     Основу  российского экспорта в январе-марте 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,5% (в январе-марте 2010 года – 73,3%).

     В январе-марте 2011 года по сравнению с  январем-мартом 2010 года  стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 17,4%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья кокса на 8,8%, топлив жидких – на 23,8%. При этом сократились объемы экспорта угля каменного на 21,8%, нефти сырой – на 3,0%, газа природного – на 12,8%, нефтепродуктов – на 5,8%, в том числе: бензина автомобильного – на 5,4%, дизельного топлива – на 15,0%.

     В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-марте 2011 года составила также как и в январе-марте 2010 года 10,1%. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-мартом 2010 года на 17,6%, а физический снизился на 16,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 18,4%, в том числе: ферросплавов – на 25,0%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 35,2%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 26,8%. Физические объемы экспорта меди сократились на 64,9%, а никеля и алюминия увеличились на 4,0% и 2,4% соответственно.

     Доля  экспорта продукции химической промышленности в январе-марте 2011 года составила 5,5% (в январе-марте 2010 года – 5,3%). По сравнению с январем-мартом прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 22,3%. Возросли физические объемы метанола – на 9,6%, азотных удобрений – на 5,7%, калийных удобрений – на 7,3%.

Информация о работе Экономика таможенного дела