В
укреплении экономической безопасности
РФ принимают участие все органы государственной
власти. Таможенные органы обеспечивают
экономическую безопасность РФ в пределах
своей компетенции. В их задачи входит,
например, борьба с контрабандой, незаконными
валютными операциями и др.
Экономические
интересы государства и их защита имеют
различные аспекты: существуют, например,
внутриэкономические интересы и внешнеэкономические.
При этом внутриэкономические задачи
могут быть связаны с развитием промышленного
комплекса, транспорта, связи, строительства
и др. Таможенное дело призвано защищать
и охранять названные и вытекающие из
них более конкретные интересы государства
в целом, а также регионов, предприятий
и организаций
Для
повышения конкурентоспособности
и вовлечении российских предприятий
в мировой производственный процесс
необходим выход отечественной продукции
на иностранные рынки, наиболее приемлемо
- создание совместных предприятий и транснациональных
корпораций за рубежом на основе отечественного
производства. Здесь необходимо отметить,
что инвестиции по созданию предприятий
на территории иностранных государств
могут позволить лишь очень крупные компании
и, в основном, сырьевые предприятия. Таким
образом, реализовать поставленную цель
не удастся.
Помимо
прямых инвестиций по классической теории
Ф. Котлера существует еще два способа
проникновения на зарубежные рынки - это
экспорт и совместная предпринимательская
деятельность. При выборе модели проникновения
на зарубежный рынок важнейшее значение
имеют два фактора: степень риска, связанная
с той или иной моделью, и степень контроля
над ходом процесса международного развития,
которая может быть достигнута при использовании
данной модели.
Такая
форма международной деятельности,
как экспорт, связана с низким
риском, так как не требует больших
инвестиций. Каждая последующая модель
проникновения предполагает более значительные
инвестиции и, следовательно, сопряжена
с большим риском. Параллельно с увеличением
степени риска возрастает и степень контроля
над зарубежным рынком, которая может
быть достигнута в рамках конкретной формы
международной деятельности.
Многие
российские фирмы избегают заниматься
внешнеторговыми сделками, предпочитая
продажи на внутреннем рынке, тем
более, что внутренний рынок довольно
обширен и лишь немногие разработки
не находят применения из-за отсутствия
спроса. К выходу на внешние рынки могут
подтолкнуть два фактора.
Во-первых,
это ослабление маркетинговых возможностей
или изменение конъюнктуры внутреннего
рынка.
Во-вторых,
фирмы могут быть привлечены ростом
возможностей, открывающихся на внешнем
рынке для их товаров.
В
связи с этим таможенные органы России
совместно с Правительством с
помощью осуществления ряда мер
таможенной и внутренней политики могут
способствовать проникновению отечественных
производителей на зарубежные рынки. Введение
налога, подталкивающего выход на внешний
рынок предпринимателей, увеличит объемы
иностранной валюты в стране, а, следовательно,
привлечение дополнительного капитала
будет способствовать дальнейшему развитию
производства. Мера довольна жесткая и
радикальная и требует детального рассмотрения
и расчета.
Другой
мерой является публикация переработанных
данных таможенной статистики и информации
о намечающихся мировых тенденций, возможностях
и перспективных рынков.
Таким
образом, должно осуществляться практическое
применение пассивной статистической
информации. Заинтересованные предприятия
увидят потенциальные возможности не
уходя с внутреннего рынка, получить привлекательные
внешние рынки, несмотря на все издержи
и дополнительные затраты в связи с операциями
за рубежом.
Таможенные
органы в деле обеспечения экономической
безопасности страны могут применять
и меры экономической политики. Под
мерами экономической политики в
таможенном деле понимаются разнообразные
ограничения на ввоз в РФ и вывоз
из нее товаров и транспортных
средств, установленные исходя из экономических
интересов РФ, выполнения ею своих международных
обязательств, защиты экономической основы
собственного суверенитета, так и защиты
внутреннего потребительского рынка,
либо установленные в качестве ответной
меры на дискриминационные или другие,
ущемляющие интересы российских лиц, акции
иностранных государств и их союзов, а
также по другим достаточно важным основаниям
в соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами
РФ и заключенными ею международными договорами.
К
мерам экономической политики относятся
установление запретов и ограничений
на ввоз и вывоз товаров, минимальных
и максимальных цен; лицензирование,
квотирование и другие меры регулирования
взаимодействия российской экономики
с мировым хозяйством.
В
ТК РФ приводится перечень оснований
для запрещения ввоза или вывоза
конкретного товара или транспортного
средства: соображения государственной
безопасности; защиты общественного
порядка, нравственности населения, жизни
и здоровья и т.п. Перечень оснований
для запрещения ввоза в РФ и вывоза из
нее товаров и транспортных средств является
открытым: он может быть дополнен и другими
основаниями исходя из иных экономических
и политических интересов РФ, обозначенных
в законодательных актах и международных
договорах РФ.
Наряду
с полным запретом в отношении
ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров
и транспортных средств допускается
применение таких мер экономической
политики, как различные ограничения:
товарные ограничения - ограничения
на ввоз и вывоз товаров и транспортных
средств; ограничения по времени - ограничения
на ввоз и вывоз товаров, действующие в
течение определенного времени; квотирование
- количественные ограничения экспорта
и импорта товаров; географические ограничения
- ограничения, связанные с отдельными
странами или группами стран.
Квотирование
как мера экономической политики
представляет собой введение количественных
и стоимостных ограничений ввоза
и вывоза товаров на определенный
срок, по отдельным видам товаров,
странам или группам стран. В РФ экспорт
и импорт осуществляется без количественных
ограничений. Квотирование экспорта вводится
Правительством РФ в исключительных случаях
(для обеспечения национальной безопасности
РФ и др.). Квотирование импорта применяется
как защитная мера в случаях, когда возникает
угроза причинения ущерба производителям
подобных им конкурирующих товаров на
территории РФ. Может служить в качестве
ответной меры на дискриминационные акции
зарубежных торговых партнеров.
Лицензирование
в таможенном деле - разрешение на ввоз,
вывоз или транзит товаров, свободное
перемещение которых через таможенную
границу не допускается. Соответственно
различаются лицензии ввозные, вывозные
и транзитные. Лицензии выдаются уполномоченным
на то государственным органом, т.е. Министерством
внешних экономических связей РФ. Лицензии
выдаются на основании квот на определенное
количество товара и действуют в течение
указанного в них срока.
В
целях защиты национальных интересов
РФ при осуществлении экспорта и
импорта вооружений, военной техники
и товаров двойного назначения действует
система экспортного контроля. Номенклатура
подпадающих под экспортный контроль
вооружений, военной техники, отдельных
видов сырья, материалов, оборудования,
технологий, научно - технической информации
и услуг, которые применяются или могут
быть применены при создании оружия массового
уничтожения, ракетных средств его доставки
и иных наиболее опасных видов оружия,
определяется перечнями и списками, устанавливаемыми
указами Президента РФ по представлению
Правительства РФ. Президент РФ в целях
обеспечения национальной безопасности
РФ вправе вводить признанные международным
правом экономические санкции, регулирует
сотрудничество в военно-технической
области, определяет порядок экспорта
драгоценных металлов, драгоценных камней
и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие
запреты и ограничения.
Крайними
мерами экономической политики являются
таможенная блокада и эмбарго.
Таможенная
блокада может осуществляться путем
приостановки выполнения таможенного
оформления, задержки товаров на таможенных
складах и т.д. Цель такой меры - нарушение
внешнеэкономических связей блокируемого
государства.
Эмбарго
- запрещение или ограничение ввоза
в свою страну или вывоза в другую
страну товаров, услуг, валютных и иных
ценностей. В современной международной
практике применяется как средство экономического
или финансового давления, как форма репрессий.
Эмбарго служит основанием для приостановки
или прекращения экспортно-импортных
операций, выполнения всех или некоторых
конкретных обязательств в таможенной
сфере.
Ввоз
и вывоз товаров и транспортных
средств, подпадающих под действие
мер экономической политики, допускается
таможенными органами при условии
соблюдения требований, установленных
актами законодательства РФ и международными
договорами РФ. Расходы, возникшие у лица,
перемещающего товары, либо у перевозчика
в связи с введением указанных ограничений,
государственными органами РФ не возмещаются.
Таможенное
дело снижает внутреннюю угрозу экономической
безопасности страны посредством предотвращения
деформаций в топливно-энергетическом
и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность
национальной экономики, укрепляет продовольственную
безопасности страны и т.д.
Таможенные
органы в деле обеспечения экономической
безопасности страны применяют различные
меры экономической политики.
ГЛАВА
3
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО
ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Экспорт России
важнейших товаров за январь-март 2011 года
По
данным таможенной статистики в январе-марте
2011 года внешнеторговый оборот России
составил 173,0 млрд.долларов США
(с учетом данных о торговле с Республикой
Беларусь и Республикой Казахстан) и по
сравнению с январем-мартом 2010 года возрос
на 29,9%, в том числе, со странами дальнего
зарубежья – 144,5 млрд.долларов США (рост
на 26,0%), со странами СНГ – 28,5 млрд.долларов
США (рост на 53,9%).
Сальдо
торгового баланса
сложилось положительное в размере 52,6
млрд.долларов США, что на 1,2 млрд. долларов
США меньше, чем в январе-марте 2010 года.
При этом в торговле со странами дальнего
зарубежья сальдо равнялось 43,0 млрд.долларов
США (снижение на 2,5 млрд.долларов США),
со странами СНГ – 9,6 млрд. долл. США (рост
на 3,7 млрд.долларов США).
Экспорт
России в январе-марте 2011 года составил
112,8 млрд.долларов США и по сравнению с
январем-мартом 2010 года увеличился на
22,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья
– 93,8 млрд.долларов США (рост на 17,1%), в
страны СНГ – 19,0 млрд.долларов США (рост
на 55,9%).
Увеличение
стоимостного объема экспорта в январе-марте
2011 года по сравнению с январем-мартом
2010 года было обусловлено ростом средних
цен экспортируемых Россией товаров. Индекс
средних цен экспорта в январе-марте 2011
года составил 119,9%, а индекс физического
объема экспорта – 97,2%.
Основу
российского экспорта в январе-марте
2011 года в страны дальнего
зарубежья составили топливно-энергетические
товары, удельный вес которых в товарной
структуре экспорта в эти страны составил
73,5% (в январе-марте 2010 года – 73,3%).
В
январе-марте 2011 года по сравнению с
январем-мартом 2010 года стоимостной объем
топливно-энергетических товаров увеличился
на 17,4%. Среди товаров топливно-энергетического
комплекса возросли физические объемы
экспорта в страны дальнего зарубежья
кокса на 8,8%, топлив жидких – на 23,8%. При
этом сократились объемы экспорта угля
каменного на 21,8%, нефти сырой – на 3,0%,
газа природного – на 12,8%, нефтепродуктов
– на 5,8%, в том числе: бензина автомобильного
– на 5,4%, дизельного топлива – на 15,0%.
В
общем стоимостном объеме экспорта
в страны дальнего зарубежья доля
металлов и изделий из них в январе-марте
2011 года составила также как и в январе-марте
2010 года 10,1%. Стоимостной объем экспорта
указанных товаров возрос по сравнению
с январем-мартом 2010 года на 17,6%, а физический
снизился на 16,6%. Физические объемы экспорта
черных металлов и изделий из них снизились
на 18,4%, в том числе: ферросплавов – на
25,0%, полуфабрикатов из железа и нелегированной
стали – на 35,2%, проката плоского из железа
и нелегированной стали – на 26,8%. Физические
объемы экспорта меди сократились на 64,9%,
а никеля и алюминия увеличились на 4,0%
и 2,4% соответственно.
Доля
экспорта продукции химической промышленности
в январе-марте 2011 года составила 5,5% (в
январе-марте 2010 года – 5,3%). По сравнению
с январем-мартом прошлого года стоимостной
объем этой продукции увеличился на 22,3%.
Возросли физические объемы метанола
– на 9,6%, азотных удобрений – на 5,7%, калийных
удобрений – на 7,3%.