Экономика таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ 17
3.1 Экспорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 17
3.2 Импорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 20
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМО-
ЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

р по этд.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3 

ГЛАВА 1.  НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ             6 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ                                                                                                                  10                       

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ                                17   

     3.1 Экспорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года           17

     3.2 Импорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года            20 

ГЛАВА 4.   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ПРОБЛЕМЫ   И   ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМО-

ЖЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                   24  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          31 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                      33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Таможенные органы России в  своей совокупности составляют  единую систему таможенных органов,  в основе которой лежат системообразующие  факторы, придающие совокупности  таможенных органов РФ черты  определенной целостности, единства  элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны. 

1. Функциональная  общность таможенных органов  состоит в том, что все они  осуществляют таможенное дело, проводят  в жизнь единую таможенную  политики. Между таможенными органами различных уровней есть существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов - один из наиболее характерных признаков всей таможенной системы. 

2. Организационное  взаимодействие и взаимосвязи  таможенных органов означает, что  каждый орган взаимосвязан с  другими выше- и нижестоящими  таможенными органами и звеньями, что ни один из них не  функционирует сам по себе; только в тесном взаимодействии с другими звеньями он оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия. 3. Единство системы таможенных органов обеспечивается их задачами и целями, а так же едиными организационными принципами построения их деятельности. Каждый таможенный орган - частичка достаточно централизованной системы. 

4. Целостность  таможенных органов заключается  в том, что каждый из таможенных  органов - это не автономная  единица, а неразрывная составная  часть целостного организма, которым является система таможенных органов.        Целостность в этой связи означает не нечто искусственное, навязанное, а свойство, обусловленное собственно характером таможенного дела.

       При этом важно принять во  внимание, что таможенную деятельность характеризует чрезвычайная динамичность, что оказывает немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных частей.

       Особенно это замечание касается  развития нормативно-правовой базы  таможенного дела, его отдельных блоков: например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

       Динамизм нормативно-правового регулирования  надо всесторонне учитывать, обеспечить  слежение за коррективами таможенного  законодательства в ходе формирования  и функционирования системы таможенных  органов и ее структурных единиц.

       Все звенья таможенной системы  представляют собой органы федеральной  власти. Это обусловлено тем, что  они предназначены для практической  реализации полномочий РФ в  области таможенного регулирования  и внешнеэкономических отношений  (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

       Взаимоотношения в системе таможенных  органов основываются на принципе  сочетания централизации и децентрализации - каждый нижестоящий таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти.  
        Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов. В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации

ГЛАВА 1                                                                                                          НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ

     На  современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

1)Формирование  состава и товарной структуры  потребительского рынка РФ и  создание конкурентной среды. 

2) Защита  отечественных производителей от  экспансии мирового рынка и  доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

3) Обеспечение  поступлений средств от взимания  таможенных пошлин и налогов  в доходную часть федерального  бюджета. 

     На  первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

- отечественное  производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

-     импорт продукции за счет функционирования  мирового рынка. 

     Состояние потребительского рынка затрагивает  интересы населения страны, а поэтому  федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

     Существуют  и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация.

     Вторая  по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения  уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

     Третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

     В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить  за составом и структурой товарного  импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

     Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

-   установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

- своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

- определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

- более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

     Эффективной мерой может стать введение поощрительных  пошлин. Ставки таких пошлин применяются  по решению правительства для  стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

     Итак, в последние годы ФТС регулярно  перевыполняет плановые задания  по таможенным выплатам в Федеральный  бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном курсе проводимых таможенных реформ.

     Однако  в ближайшем будущем предстоит  решить множество проблем стоящих  в настоящий момент перед таможенной службой страны и ее руководством. В число внутренних проблем входит слабый профессионализм большинства служащих таможенного дела, коррупция и взяточничество в таможенных органах. Главной внешней проблемой остается рост потоков контрабандной продукции из-за рубежа, что медленно, но верно подрывает экономику страны.

ГЛАВА 2                                                                                                       ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

     Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны  с выполняемыми ими функциями. Такими задачами являются:

-    участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализация;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

-    защита экономических интересов РФ;

-    взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

-  участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;

-   ведение борьбы с контрабандой;

-   ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;

-  ведение ТНВЭД;

-   содействие развитию внешнеэкономических связей;

-   осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

     Это далеко не полный перечень задач, выполняемых  таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного  дела широк и многообразен.

     Государственный таможенный комитет (ГТК) России вместе с региональными таможенными  управлениями, таможнями, другими таможенными  учреждениями вырабатывает и реализует  таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ - экономическими, политическими, социальными и др.

Информация о работе Экономика таможенного дела