ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА
1. НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ
6
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ
10
ГЛАВА
3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
17
3.1
Экспорт России важнейших товаров за январь-март
2011 года
17
3.2
Импорт России важнейших товаров
за январь-март 2011 года
20
ГЛАВА
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМО-
ЖЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
33
ВВЕДЕНИЕ
Таможенные органы России в
своей совокупности составляют
единую систему таможенных органов,
в основе которой лежат системообразующие
факторы, придающие совокупности
таможенных органов РФ черты
определенной целостности, единства
элементов. Все эти системообразующие
факторы в совокупности обуславливают
существование взаимных связей между
всеми элементами, входящими в состав
таможенных органов РФ. При наличии этих
факторов система проявляет свою целостность,
именно они обеспечивают данную совокупность
органов определяющим признаком - системы
органов, хотя их роль и значение для каждого
различны.
1. Функциональная
общность таможенных органов
состоит в том, что все они
осуществляют таможенное дело, проводят
в жизнь единую таможенную
политики. Между таможенными органами
различных уровней есть существенные
различия, что естественно, учитывая характер
и место, занимаемое соответствующим таможенным
органом в единой системе. Однако функциональная
общность всех таможенных органов - один
из наиболее характерных признаков всей
таможенной системы.
2. Организационное
взаимодействие и взаимосвязи
таможенных органов означает, что
каждый орган взаимосвязан с
другими выше- и нижестоящими
таможенными органами и звеньями,
что ни один из них не
функционирует сам по себе; только
в тесном взаимодействии с другими звеньями
он оказывается способным выполнять свои
функции и предоставленные законом полномочия.
3. Единство системы таможенных органов
обеспечивается их задачами и целями,
а так же едиными организационными принципами
построения их деятельности. Каждый таможенный
орган - частичка достаточно централизованной
системы.
4. Целостность
таможенных органов заключается
в том, что каждый из таможенных
органов - это не автономная
единица, а неразрывная составная
часть целостного организма, которым
является система таможенных органов.
Целостность в этой связи означает не
нечто искусственное, навязанное, а свойство,
обусловленное собственно характером
таможенного дела.
При этом важно принять во
внимание, что таможенную деятельность
характеризует чрезвычайная динамичность,
что оказывает немаловажное значение
на формирование и функционирование данной
системы и ее составных частей.
Особенно это замечание касается
развития нормативно-правовой базы
таможенного дела, его отдельных блоков:
например, развития функций таможенных
органов, порядка перемещения через таможенную
границу РФ товаров и транспортных средств,
государственной службы в таможенных
органах, таможенного оформления и контроля,
таможенных платежей и других направлений
таможенного дела.
Динамизм нормативно-правового регулирования
надо всесторонне учитывать, обеспечить
слежение за коррективами таможенного
законодательства в ходе формирования
и функционирования системы таможенных
органов и ее структурных единиц.
Все звенья таможенной системы
представляют собой органы федеральной
власти. Это обусловлено тем, что
они предназначены для практической
реализации полномочий РФ в
области таможенного регулирования
и внешнеэкономических отношений
(ст. 71 Конституции РФ) и финансируется
за счет средств государственного федерального
бюджета, а так же иных предусмотренных
законодательством РФ источников.
Взаимоотношения в системе таможенных
органов основываются на принципе
сочетания централизации и децентрализации
- каждый нижестоящий таможенный орган
подчинен вышестоящему. Кроме того, структура
каждого таможенного органа характерна
в целом для органа исполнительной власти.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических
интересов государства принадлежит таможенному
делу - одному из базовых институтов экономики.
Участвуя в регулировании внешнеторгового
оборота и осуществляя фискальную функцию,
таможенная служба регулярно пополняет
государственный бюджет и тем самым способствует
решению экономических проблем. На современном
этапе развития довольно значительная
часть поступлений в доходную часть федерального
бюджета приходится на таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные платежи, сбор
которых входит в компетенцию таможенных
органов. В новых рыночных условиях, когда
российская экономика стала "открытой",
а государственные границы "прозрачными"
или во многих местах "размытыми",
гораздо более сложной и масштабной, чем
раньше, стала проблема экономической
безопасности Российской Федерации
ГЛАВА
1
НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО
ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ
На
современном этапе можно выделить
три финансово-экономические проблемы,
решаемые таможенными органами в ходе
реализации таможенной политики государства.
1)Формирование
состава и товарной структуры
потребительского рынка РФ и
создание конкурентной среды.
2) Защита
отечественных производителей от
экспансии мирового рынка и
доступа на российский рынок дешевых,
некачественных товаров, прежде всего
потребительских.
3) Обеспечение
поступлений средств от взимания
таможенных пошлин и налогов
в доходную часть федерального
бюджета.
На
первом месте стоит проблема формирования
потребительского рынка и создания
конкурентной среды. Потребительский
рынок в стране должен быть сформирован
и государство должно принимать действенные
меры по его развитию и совершенствованию.
Рынок товаров и услуг формируется за
счет двух источников:
- отечественное
производство (реальный сектор экономики)
и материальные запасы и государственные
резервы.
-
импорт продукции за счет функционирования
мирового рынка.
Состояние
потребительского рынка затрагивает
интересы населения страны, а поэтому
федеральные и региональные власти
должны уделять приоритетное внимание
составу и товарной структуре потребительского
рынка. Насыщенность потребительского
рынка по составу и структуре ведет к созданию
конкурентной среды, стабилизации и даже
снижению оптовых и розничных цен на потребительские
товары.
Существуют
и нетарифные меры внешнеэкономического
регулирования, которые устанавливаются
правительством и являются исключительными
мерами оперативного регулирования внешнеэкономической
деятельности, применяемыми в отношении
ряда товаров. К ним относятся: лицензирование,
квотирование, сертификация.
Вторая
по приоритетности проблема решается
таможенным комитетом, прежде всего, за
счет своевременного пересмотра и уточнения
уровня таможенных импортных пошлин.
Уровень таможенных импортных пошлин
должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский
рынок России был насыщен необходимыми
для населения потребительскими товарами
и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта
на российском рынке была нормальной,
не позволяющей "забивать" отечественное
производство, как это случилось в 90-е
годы с отечественными предприятиями
легкой и текстильной промышленности.
Третья
проблема решается таможенными органами
с помощью набора следующих таможенных
инструментов (таможенных платежей): таможенная
пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий
таможенными органами РФ и возобновление
действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного
аттестата специалиста по таможенному
оформлению и возобновление действия
аттестата, таможенные сборы за таможенное
оформление, плата за информирование и
консультирование, плата за принятие предварительного
решения, плата за участие в таможенных
аукционах.
В
целях развития отечественного потребительского
рынка необходимо постоянно следить
за составом и структурой товарного
импорта, чтобы вовремя пересматривать
отдельные номенклатурные позиции и регулировать
(увеличивать или уменьшать) импортные
таможенные пошлины. Например, рынок России
перенасыщен по алкогольным напиткам,
сигаретам, мебели, шоколадным изделиям,
текстильной и трикотажной одежде и др.
По этим позициям следует увеличивать
таможенные пошлины. Это будет способствовать
развитию отечественного производства
и реализации отечественных товаров.
Таким
образом, внешняя торговля, регулируемая
таможенными органами, играет важную
роль в формировании потребительского
рынка Российской Федерации и его отдельных
сегментов, что является главной экономической
задачей на данный момент развития государства.
А таможенная политика - сложный механизм
деятельности государства, затрагивающий
комплекс интересов страны, регионов,
предпринимателей, населения, в том числе
их материальные и финансовые интересы.
Пользоваться этим механизмом надо обдуманно,
тщательно взвесив взаимосвязи интересов,
тенденции их изменения. Главным в таможенной
политике является:
-
установление оптимальных размеров импортно-экспортных
пошлин;
- своевременный
пересмотр установленных тарифов в связи
с изменением ситуации на внутреннем и
внешнем рынках;
- определение
коэффициентов увеличения или снижения
уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной
группе товаров;
- более
активное использование лицензирования,
квотирования и сертификации товаров.
Эффективной
мерой может стать введение поощрительных
пошлин. Ставки таких пошлин применяются
по решению правительства для
стимулирования ввоза товаров инвестиционного
назначения крупными инвесторами, заключившими
соглашения с уполномоченным государственным
органом.
Итак,
в последние годы ФТС регулярно
перевыполняет плановые задания
по таможенным выплатам в Федеральный
бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном
курсе проводимых таможенных реформ.
Однако
в ближайшем будущем предстоит
решить множество проблем стоящих
в настоящий момент перед таможенной
службой страны и ее руководством.
В число внутренних проблем входит
слабый профессионализм большинства служащих
таможенного дела, коррупция и взяточничество
в таможенных органах. Главной внешней
проблемой остается рост потоков контрабандной
продукции из-за рубежа, что медленно,
но верно подрывает экономику страны.
ГЛАВА
2
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Экономические
задачи, стоящие перед таможенной
службой РФ непосредственно связаны
с выполняемыми ими функциями. Такими
задачами являются:
-
участие в разработке таможенной политики
РФ и ее реализация;
- обеспечение
в пределах своей компетенции экономической
безопасности РФ;
-
защита экономических интересов РФ;
-
взимание таможенных пошлин и иных таможенных
платежей;
- участие
в разработке мер экономической политики
в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу РФ и реализация этих
мер;
-
ведение борьбы с контрабандой;
-
ведение таможенной статистики и статистики
внешней торговли РФ;
- ведение
ТНВЭД;
-
содействие развитию внешнеэкономических
связей;
-
осуществление валютного контроля в пределах
своей компетенции.
Это
далеко не полный перечень задач, выполняемых
таможенными органами России. Круг
экономических задач таможенного
дела широк и многообразен.
Государственный
таможенный комитет (ГТК) России вместе
с региональными таможенными
управлениями, таможнями, другими таможенными
учреждениями вырабатывает и реализует
таможенную политику. Причем наиболее
трудным является практическое осуществление
таможенными органами конкретных задач
и полномочий в сфере таможенного дела,
что обусловлено постоянно изменяющимися
обстоятельствами в РФ - экономическими,
политическими, социальными и др.