Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:18, курсовая работа
Создание особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения экономического роста страны.
Они играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, а так же освоения новейших технологий и инноваций.
Введение _____________________________________________________
3
Глава 1: Понятие особой экономической зоны ____________________
5
1.1. Характеристика понятийного аппарата _____________________
5
1.2. Классификация особых экономических зон _________________
6
1.3. Правовое регулирование деятельности особых экономических зон _______________________________________________________
9
Глава 2: Особые экономические зоны в России __________________
12
2.1. Характеристика особых экономических зон России __________
12
2.2. Особые экономические зоны и Таможенный союз ___________
14
2.3. Экономический потенциал особых экономических зон ________
16
Глава 3: Значение особых экономических зон для экономики страны _______________________________________________________
19
3.1. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности ______________________________________________
19
3.2. Особые экономические зоны и бизнес ______________________
21
3.3. Оценка экономической эффективности особых экономических зон ______________________________________________________
23
Заключение ___________________________________________________
28
Приложения __________________________________________________
29
Список использованных материалов __________________
Так же,
одним из основных документов является
Соглашение «по вопросам свободных (специальных,
особых) экономических зон на таможенной
территории таможенного союза и таможенной
процедуры свободной таможенной зоны»,
которое вполне можно приравнять к базовым
законодательным актам.
2.1. Характеристика особых экономических зон России
В Российской Федерации действуют 17 особых экономических зон четырёх типов (расположение см. Приложение 1):
Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, — трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности11.
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
Промышленные
зоны располагаются на территории Елабужского
района Республики Татарстан и Грязинского
района Липецкой области. 12 августа 2010
года подписано постановление
Обширные
территории, расположены в крупных промышленных
регионах страны. Близость к ресурсной
базе для производства, доступ к готовой
инфраструктуре и основным транспортным
артериям — это основные характеристики промышленных (
В
числе приоритетных
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края.
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной
особенностью особой экономической
зоны на базе аэропорта «Ульяновск-
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
2.2. Особые
экономические зоны и
В рамках
таможенного союза на территории
особых экономических зон может
осуществляться предпринимательская
и иная деятельность в соответствии
с законодательством
Особые экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы14.
Соглашение об условиях функционирования особых экономических зон в трех государствах создаваемого Белоруссией, Казахстаном и Россией таможенного союза предполагает отказ от предоставления резидентам ОЭЗ таможенных льгот. Оно было утверждено комиссией таможенного союза 18 июня 2010 года на площадке Санкт-Петербургского экономического форума15.
Предполагалось,
что во вновь создаваемых после
1 июля 2010 года особых экономических
зонах таможенных льгот быть не должно.
Возможное их наличие должно согласовываться
с партнерами в рамках комиссии таможенного
союза. То же самое касается и новых
резидентов, которые после официального
запуска таможенного союза
Таковых на территории трех стран 29: по шесть ОЭЗ в Белоруссии и Казахстане и 17 — в России.
С 2017 года все таможенные льготы в особых экономических зонах в таможенном союзе отменяются. Страны-участницы союза смогут привлекать инвесторов налоговыми и, возможно, другими льготами, которые позволят сделать особые экономические зоны привлекательными для резидентов.
Что касается ввоза-вывоза товаров на территории особых экономических зон: на тех территориях, где применяется таможенная процедура свободных таможенных зон ввоз осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, за исключением портовой и логистической, где ввоз осуществляется с разрешения таможенного органа. Вывоз же товаров с территории особых экономических зон можно производить только с разрешения таможенного органа.
2.3. Экономический
потенциал особых
Российская
Федерация инвестировала в
На территории всех особых экономических зон создано более 7 тыс. рабочих мест, за последние три года было произведено продукции на 25,7 млрд. рублей.
На 1 ноября 2010 года в особых экономических зонах зарегистрировано 238 инвестора, среди них — 25 компаний с участием иностранного капитала из 18 стран. В промышленных зонах работает 31 резидент, в инновационных — 187, в туристических — 2016.
За 10 месяцев 2010 года объем заявленных резидентами инвестиций в особые экономические зоны туристического типа увеличился в 4 раза17.
Все инвесторы особых экономических зон пользуются набором льгот, гарантированных законодательством. Предприятия, зарегистрированные на территории ОЭЗ, получают льготу в размере 4,5% по выплате налога на прибыль организации. Таким образом, средняя налоговая ставка по России составляет 20%, в то время как инвесторы ОЭЗ платят 15,5%. Инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет в России 2,2%).
Инвесторы особых экономических зон освобождаются от уплаты налога на землю (около 1,5%). Инвесторы также полностью освобождаются от уплаты налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности, в различных регионах ставка поданному налогу составляет от10 до 50руб/л.с).
Кроме того,
дополнительную налоговую преференцию
получают инвесторы технико-
Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет. Российская Федерация гарантирует инвесторам особых экономических зон защиту от неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве.
Сравнительная характеристика налоговых и прочих отчислений может быть представлена в виде следующей таблицы:
ОЭЗ |
Россия | |
Налог на прибыль |
15,5% |
20% |
Налог на имущество |
0% |
2,2% |
Налог на землю |
0% |
1,5% |
Транспортный налог (руб./л.с.) |
0 |
10-150 |
Страховые взносы * |
14% |
26% |
*Применяется только к инвесторам технико-внедренческих зон |
Режим свободной таможенной зоны, установленный на территории особых экономических зон, позволяет выгодно размещать высокотехнологичные предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты стоимости (18%).
При вывозе на остальную часть таможенной территории России произведенные в особых экономических зонах товары облагаются импортной пошлиной и НДС.
Это обеспечивает дополнительную выгоду, так как таможенные пошлины и НДС взимаются не при ввозе сырья, а при выходе готового продукта в свободное обращение на российском рынке.
В случае поставки в Россию товаров, произведенных на территории особых экономических зон из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая будет при этом применяться, — т. е. ставку на сырье либо на готовую продукцию. Российские товары размещаются и используются на территории особой экономической зоны с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При перемещении российских товаров из одной особой экономической зоны в другую НДС и акцизы не подлежат уплате.
Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам (но не более 2).
3.1. Особые
экономические зоны во
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных особых экономических зон. В частности, наиболее известным проектом является «Туманган» («Туманцзян»). Суть проекта «Туманган» заключается в создании международной экономической зоны, территориально располагающейся на территории 10000 кв. км, границы которого расположены в треугольнике порта Чончжин (КНДР), г. Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия). Проект рассчитан на 20 лет (начиная с 1995 г.), с объемом предполагаемых инвестиций в 30 млрд. долларов.
Страны-участницы направляют свои усилия на создание благоприятных экономических условий для программы «Туманган», организационных структур согласования экономической, финансовой политик в рамках программы.
На карте представлены ориентировочные границы экономической зоны «Туманган»:
Под районом развития Туманган, предложенным в проекте ООН «Договора о сотрудничестве по программе развития зоны Туманган», понимается территория КНДР, КНР и России, прилегающая к бассейну реки Туманная (Туманган, Тумыньцзян) и включающая часть провинции Северный Хамген КНДР, корейского автономного национального района провинции Цзилинь и южной части Приморского края — от Хасана до порта Восточный18.
Особые экономические зоны Российской Федерации — это масштабный федеральный проект по привлечению инвестиций, передовых научных, производственных и управленческих технологий.
Особые экономические зоны предоставляют компаниям уникальную возможность использовать все инвестиционные преимущества России, минуя при этом типичные российские проблемы — нерыночные факторы влияния на бизнес и неэффективное администрирование.
Инвестиции в особые экономические зоны — это оптимальная форма вложений в экономику России, которая характеризуется устойчивым посткризисным ростом (4% по итогам 2010 года), растущей потребительской активностью одного из самых емких рынков планеты (численность населения России составляет 141 млн. человек, а вместе с сопредельными государствами – 281 млн. человек) и третьими в мире золотовалютными резервами (476 млрд. долларов в III квартале 2010 года).
Россия обладает внушительными трудовыми ресурсами (94,1 млн человек) и влиятельными научно-техническими школами, значительная часть которых сосредоточена в регионах расположения особых экономических зон. В распоряжении инвесторов высококвалифицированные кадры, а также доступ к НИОКР в области естественных, технических и медицинских наук.
Информация о работе Экономический потенциал особых экономических зон