Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:18, курсовая работа
Создание особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения экономического роста страны.
Они играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, а так же освоения новейших технологий и инноваций.
Введение _____________________________________________________
3
Глава 1: Понятие особой экономической зоны ____________________
5
1.1. Характеристика понятийного аппарата _____________________
5
1.2. Классификация особых экономических зон _________________
6
1.3. Правовое регулирование деятельности особых экономических зон _______________________________________________________
9
Глава 2: Особые экономические зоны в России __________________
12
2.1. Характеристика особых экономических зон России __________
12
2.2. Особые экономические зоны и Таможенный союз ___________
14
2.3. Экономический потенциал особых экономических зон ________
16
Глава 3: Значение особых экономических зон для экономики страны _______________________________________________________
19
3.1. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности ______________________________________________
19
3.2. Особые экономические зоны и бизнес ______________________
21
3.3. Оценка экономической эффективности особых экономических зон ______________________________________________________
23
Заключение ___________________________________________________
28
Приложения __________________________________________________
29
Список использованных материалов __________________
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского
Кафедра «Таможенное дело»
Курсовая работа
по дисциплине:
«Экономика таможенного дела»
на тему:
«Экономический потенциал особых экономических зон»
Выполнил: Кузнецов М.Е., гр. 13-Т-29
Руководитель: Ушаков И.И.
Нижний Новгород, 2011
Введение ______________________________ |
3 |
Глава 1: Понятие особой экономической зоны ____________________ |
5 |
1.1. Характеристика понятийного аппарата _____________________ |
5 |
1.2. Классификация особых экономических зон _________________ |
6 |
1.3. Правовое
регулирование деятельности |
9 |
Глава 2: Особые экономические зоны в России __________________ |
12 |
2.1. Характеристика
особых экономических зон |
12 |
2.2. Особые экономические зоны и Таможенный союз ___________ |
14 |
2.3. Экономический
потенциал особых |
16 |
Глава 3: Значение особых экономических
зон для экономики страны
______________________________ |
19 |
3.1. Особые экономические
зоны во внешнеэкономической
деятельности ______________________________ |
19 |
3.2. Особые экономические зоны и бизнес ______________________ |
21 |
3.3. Оценка экономической
эффективности особых |
23 |
Заключение ______________________________ |
28 |
Приложения ______________________________ |
29 |
Список использованных материалов ____________________________ |
31 |
Создание особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения экономического роста страны.
Они играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, а так же освоения новейших технологий и инноваций.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Результатом такого развития становится интерес зарубежных инвесторов к особым экономическим зонам Российской Федерации, их интенсивное развитие.
Цель данной работы — изучить специфику функционирования особых экономических зон, их экономический потенциал на примере особых экономических зон на территории Российской Федерации и таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе рассматривается теоретическая часть вопроса, в частности основные понятия, типы особых экономических зон, нормативно-правовая база вопроса.
Вторая глава посвящена изучению потенциала особых экономических зон на территории Российской Федерации и таможенного союза.
Третья глава содержит в себе анализ экономической эффективности функционирования особых экономических зон, их потенциала, оценку их роли и значении особых экономических зон для экономики страны и её внешнеэкономической деятельности.
Курсовая работа выполнена на кафедре таможенного дела.
1.1. Характеристика понятийного аппарата
До принятия в 2005 году Федерального закона об особых экономических зонах в России отсутствовала единая государственная политика в этой области, происходило прямое копирование зарубежного опыта без учета условий российской экономики. Все это вызвало разногласия в понимании феномена особых экономических зон и его правильного понимания.
После принятия Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а так же Соглашения «по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны можно говорить о структуризации понятийного аппарата».
Согласно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности1.
В рамках Соглашения «по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза» на этой территории может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны2.
Исходя из этих документов, особые экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов таможенного союза, привлечения инвестиций, развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Участником (резидентом) особой экономической зоны признают юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые в законодательно установленном порядке включены в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон на территории государства-члена таможенного союза.
Таким образом, резидент особой экономической зоны — это индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом3.
Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этого государства4.
1.2. Классификация особых экономических зон
Особые экономические зоны можно классифицировать по степени интеграции в экономику, по системам предоставляемых льгот, по выполняемым функциям.
По степени интеграции в экономику:
По системам льгот:
По функциям:
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны 6;
4) портовые особые экономические зоны7.
1.3. Правовое
регулирование деятельности
Основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два Федеральных закона, принятые 22.07.05.
Первый — Федеральный закон от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» — регулирует вопросы создания и прекращения действия особых экономических зон, правового положения инвесторов (резидентов) особой экономической зоны, государственного регулирования и контроля на территории особой экономической зоны; государственных гарантий резидентам особых экономических зон.
С момента введения в действие данного закона все ранее созданные особые экономические зоны прекратили свое существование. Исключение составили лишь две особые зоны: в Калининградской и Магаданской областях. Они действуют на основании отдельных федеральных законов.
Второй
документ — Федеральный закон
от 22.07.05 № 117-ФЗ «О внесении изменений
в некоторые законодательные
акты в связи с принятием
Данный закон, вступив в силу 01.01.06, внес ряд значительных изменений в прочие законодательные акты, касающихся особого режима предпринимательства на территории особой экономической зоны. В частности:
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом.
Минэкономразвития России — главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Основным регулирующим государственным органом в данной сфере является Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РОСОЭЗ), созданное при Минэкономразвития России8.
В 2006 году было создано ОАО «Особые экономические зоны» — ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.
На сегодняшний день это управляющая компания, в ведении которой находятся 17 действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России. С момента принятия Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами9.
Важными являются поправки в закон «Об особых экономических зонах», принятые Госдумой в конце декабря 2009 года. Их введения РосОЭЗ добивалось несколько лет. Условно их можно разделить на две группы. Первая снижает минимальный объем инвестиций, необходимых для получения статуса резидента ОЭЗ. Для зоны промышленно-производственного типа он теперь составляет 3 млн евро (раньше — 10 млн), для портовых — 10 млн евро (ранее — от 50 млн для аэровокзалов и 100 млн для морских портов). Вторая же группа поправок расширяет перечень разрешенных резидентам ОЭЗ видов деятельности. В портовых зонах теперь можно заниматься сборкой судов (ранее — только их сервисным обслуживанием), в технико-внедренческих — не только разработкой инновационных технологий, но и производством продукции на их основе10.
Информация о работе Экономический потенциал особых экономических зон