Экономическая эффективность размещения таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы постараться выявить те основные факторы и принципы, которыми руководствуются при размещении таможенной службы по территории Российской Федерации и на её границах. Необходимо понимать, что принципы размещения региональных таможенных управлений, конечно, будут отличаться от принципов размещения, например, таможенных постов. Поэтому для каждой структурной единицы таможенной службы необходимо выделить свои принципы и факторы размещения. Позволю сделать предположение, что наравне с особенными, существуют и общие для всех структурных единиц принципы и факторы размещения. Так как таможенное дело по сути начинается с таможенных постов, то считаю наиболее правильным начать анализировать принципы и факторы размещения именно с них.

Содержание

Введение 6
1 Таможенные органы и их функции 8
1.1 Общая характеристика таможенных органов 8
1.2 Функции таможенных органов 9
1.3 Внутренние функции 13
1.4 Внешние функции 14
2 Размещение таможенных органов и таможенных постов 18
2.1 Размещение таможенных органов 18
2.2 Факторы размещения таможен и таможенных постов 21
2.3 Принципы размещения таможен и таможенных постов 33
3 Экономические цели и задачи таможенных органов 35
3.1 Экономическая эффективность размещения таможенных органов 35
3.2 Основные экономические задачи таможенных органов 36
Заключение 40
Библиографический список 41

Работа содержит 1 файл

Экономическая эффективность размещения таможенных органов.docx

— 68.87 Кб (Скачать)

    Первым  из них является следующий. В использовании  земли существует множество различных  альтернатив. Так земля может  использоваться под какие-либо предприятия  или жилищные строения, объекты для  занятий спортом и отдыха, под  заповедники флоры и фауны  и др. Можно придумать ещё очень  много способов использования земли, но необходимо использовать землю как  ресурс с наибольшей эффективностью. Таким образом, за один «клочок» земли борются несколько предприятий, желающих использовать эту землю для своих целей. Таможенная служба в этом случае является как бы конкурентом за использование земли с другими отраслями. Так, например, по каким-либо причинам принято решение расположить новый таможенный пост или таможню на некоторой территории. Но на этой территории обитают вымирающие животные или растения и организован заповедник. В этом случае придется искать другое место для планируемой таможни или таможенного поста. Вторым аспектом земельного фактора является следующий. Если в первом случае размещение таможни или таможенного поста не удавалось из-за факторов наиболее рационального использования природных ресурсов, то в данном случае у нас может не получиться разместить таможню или таможенный пост по чисто природным причинам. Так, например, выяснено, что желательно было бы разместить таможню или таможенный пост в некотором месте. Выбранное место естественно имеет определённый рельеф, определённые типы почв и др. При определённом наборе этих факторов строительство таможни или таможенного поста в этом месте может оказаться невозможным.

    Так выбранное место может находиться в горах, где находятся легкосмываемые породы, да ещё вдобавок ко всему в этом месте довольно часто идут дожди. Для того чтобы здесь построить таможню или таможенный пост необходимы огромные капиталовложения. Поэтому принимается решение о размещении таможни или таможенного поста в другом месте. Следующим фактором, влияющим на размещение таможен и таможенных постов можно выделить энергетический фактор. Энергия всегда в истории человечества играла огромную роль. В мире происходили энергетические кризисы, энергетические войны. Особенно большую роль энергетические ресурсы начали играть в 20-м веке. В настоящее время роль, важность энергетических ресурсов растет громадными темпами. Это связанно с всё более возрастающей потребностью общества как макросистемы в энергии.

    Таможенная  служба не является исключением. Она  так же остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности. Таможни  и таможенные посты в своей  деятельности используют компьютерную технику, технические средства таможенного  контроля, оргтехнику, автомобили, вертолёты  и др. Использование вышеперечисленной  техники позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных постов, улучшить её скорость и качество. Для  работы этой техники необходима энергия. Поэтому при размещении таможен  и таможенных постов просто необходимо учитывать энергетический фактор. Как  же влияет энергетический фактор на размещение таможен и таможенных постов? Во-первых, таможне или таможенному посту  в его деятельности нужна электроэнергия. Значит, при их размещении необходимо смотреть на наличие поблизости её источников. Во-вторых, таможням и таможенным постам в их деятельности необходимы топливные ресурсы, то есть горючее для автомобилей и другой техники. Поэтому таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее.

    При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для  работы таможен и таможенных постов. Наличие зданий и сооружений является довольно важным фактором при размещении таможен и таможенных постов. Как  же влияет этот фактор на размещение таможен  и таможенных постов? Для работы таможен и таможенных постов крайне необходимы здания и сооружения. Предположим, что решено разместить таможню или  таможенный пост в некотором месте. Встаёт вопрос о помещениях. Их можно  построить, а можно приобрести, арендовать. Аренда часто бывает выгоднее строительства. В каком плане аренда выгоднее строительства или закупки?

    Таможенная  политика Российской Федерации очень  изменчива. Так сегодня Россия может  торговать с некоторой страной  на общих условиях. Значит необходимо таможенное регулирование этой торговли. Будут создаваться дополнительные таможни и таможенные посты на границе с этой страной. А завтра Россия заключит таможенный союз с  этой страной и надобность в дополнительных таможнях и таможенных постах отпадёт, то есть то, что строилось, будет  больше не нужно. В случае если мы здания для дополнительных таможен не строили, а брали в аренду, нам не составит большого труда и затрат упразднить ненужные таможни и таможенные посты. В этом случае необходимо просто расторгнуть  договор аренды. С другой стороны, если мы строили или закупали здания для таможен или таможенных постов, то при их ликвидации, сокращении мы имеем возможность продать их или сдать в аренду. Хотя это и доставляет ряд трудностей (поиск покупателей или арендаторов), но конечном счете окупаются затраты произведённые при постройке или покупке зданий и сооружений ликвидируемых таможен или таможенных постов. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие околотаможенной структуры и её развитость.

    Развитие  таможенной системы повлекло за собой  возникновение так называемой околотаможенной  структуры и сфер деятельности, работа которых явилась как бы посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе. Сюда входят: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные брокеры (декларанты), магазины беспошлинной торговли, информационные услуги по таможенному оформлению. Как правило, околотаможенная структура  появляется уже после возникновения  таможни или таможенного поста. Она является как бы дополнением  таможни или таможенного поста  и помогает ему выполнять его  функции. Так, например, в таможенной службе Российской Федерации большинство  складов не принадлежит ей, а относится  к околотаможенной структуре. Таможенные брокеры осуществляют первичную  подготовку документов к таможенному  контролю, то есть они приводят основной ресурс таможенной службы (информацию) в упорядоченный вид.

    Это облегчает работу таможен и таможенных постов по сбору информации и оформления грузов. Работники околотаможенной  структуры также оказывают услуги таможенным работникам, предоставляя участникам ВЭД, перевозчикам информационные услуги по таможенному оформлению. Тем самым они освобождают  рабочее время работников таможен  и таможенных постов, избавляя их от необходимости заниматься консультациями. За счёт экономии времени повышается производительность таможен и таможенных постов. Но в этом есть и свои недостатки. Хотя это в некоторой степени  ускоряет таможенный контроль, но таможенная служба не получает тех платежей, которые  она могла бы получать при осуществлении  этих операций самостоятельно без передачи их за пределы таможенной службы.

    Степень развития околотаможенной структуры  значительно влияет на качество и  продуктивность таможенного дела. Поэтому  при размещении таможен и таможенных постов нужно это учитывать, а  именно, размещать их в тех местах, где потенциально может существовать хорошо развитая околотаможенная структура. Подводя итоги можно сказать, что при работе таможенного поста используются: информация, предоставляемая участниками ВЭД (сырьевой фактор), трудовые ресурсы (трудовой фактор), инфраструктурный фактор.

       2.3 Принципы размещения таможен и таможенных постов

    Теперь  после анализа факторов попробуем  выделить основные принципы размещения таможен и таможенных постов. Принципы размещения схематически могут быть подразделены на две основные группы: экономические и внеэкономические.

    Первая  группа объединяется общей задачей  повышения экономической эффективности. К ней относятся принципы размещения, базирующиеся на законе экономии времени  и законе стоимости, то есть таможенный пост или таможня должны как можно  быстрее работать при наименьших затратах, потерях. Важнейшим из принципов  является принцип использования  наиболее благоприятных природных  и экономических условий особенностей различных зон и районов. Например, где-нибудь в диком высокогорье нет нужды в таможенном посте. А если какой-нибудь «участник ВЭД» решит переправить свой товар нелегально, минуя таможню, пусть его ловят пограничники; это их «прерогатива»

    Из  общей задачи повышения эффективности  исходят также принципы:

    1) рациональной пространственной  концентрации таможенной службы;

    2) специализации отдельных таможенных  постов и таможен в экономически целесообразных пределах (в соответствии с товарным потоком и способом транспортировки товаров);

    3) оптимальных размеров и внутренней  структуры таможенных потов и таможен. Все эти принципы, а также различные факторы размещения таможенной службы должны отражаться (отражаются) в конкретных показателях общей экономической эффективности. Эти показатели условно можно разделить на две группы: качественные и количественные.

    К качественным показателям эффективности  относятся:

    1) содействие таможенного дела  росту экономического потенциала  России и дружественных стран,  а также решению важнейших  задач социально- экономического развития, стоящих перед страной в каждый конкретный период;

    2) создание благоприятных условий  для вовлечения в хозяйственный  обо рот новых природных ресурсов, без которых невозможно дальнейшее  наращивание производства определённых  видов продукции; 

    3) оказание помощи экономическому  и социальному развитию ранее  отсталых районов и переходу  многих стран к рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 

       3.1 Экономическая эффективность размещения таможенных органов

    Эффективность размещения ТО можно охарактеризовать качественно и количественно.

    При подходе к оценке эффективности с качественных позиций, необходимо оценить, как создание ТО, на той или иной территории, содействует росту ЭП РФ и решению важнейших задач социально-экономического развития, стоящих в данный период, созданию благоприятных условий, для вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов и наращивания производства отдельных видов продукции, экономическому и социальному развитию ранее отсталых районов.7

    Количественно эффект от лучшего размещения должен выражаться в сумме затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку  товаров.

    В расчете эффективности размещения ТО необходимо учитывать все расходы  и капитальные вложения и текущие  затраты, возникающие в связи  с размещением данной таможни  в конкретном месте. При этом следует  принимать во внимание продолжительность  строительства и временной промежуток между совершением капитальных  затрат и получением эффекта от выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг.

    Экономический эффект достигается за счет прогрессивных  форм организации таможенного дела в конкретных районах (концентрации, специализации, кооперирования); благодаря  созданию единых для групп таможен  и постов вспомогательных служб (ремонтных, складских и др.), вследствие рационального использования трудовых ресурсов и повышения производительности труда.

    Задача  развития и размещения таможенных органов  в общем виде формулируется следующим  образом: необходимо определить такой  вариант строительства новых таможен (пункты их размещения, мощность, специализацию), реконструкции или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты на таможенные услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.

    Наряду  с выбором критерия минимизации  затрат на выполнение целевой функции  таможенного дела необходимо задать ограничения и количественно  определить цель.

    Цель  удовлетворение фиксированной потребности  в таможенных услугах на прогнозируемый период, дифференцированной по пунктам  потребления оформляемых товаров. Ограничениями на начало рассматриваемого периода будут состояние системы  таможенных органов, пропускная способность  транспортной сети, наличие ресурсов.

    Рациональное  размещение ТО по территории РФ и на ее сухопутных и морских границах является одним из факторов, оказывающих  влияние на эффективность работы таможенной службы.

    - делает возможным таможенное оформление и контроль

    - способствует более быстрому обороту экспорта и импорта

    - создает предпосылки для снижения издержек участников ВЭД

    - зависит эффективность борьбы с контрабандой

    - имеет значение для процессов управления и контроля.

       3.2 Основные экономические задачи таможенных органов

    Экономическими  задачами, стоящими перед таможенной службой Российской Федерации являются:

    - участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация;

    - обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

    - защита экономических интересов РФ;

Информация о работе Экономическая эффективность размещения таможенных органов