«Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
• рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;
• по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Содержание

Введение
1. Романтизм как отражение русского национального самосознания
2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Золотой век.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

Достоевский сказал о Гоголе, что его произведения «давят на ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые  беспокойные мысли».

40 русских писателей XIX века составили мировую славу  русской литературе, которая стремится  к творческому совершенству жизни,  поднимает проблему социальной  миссии искусства, призывает писателя  словом служить общественному  делу. Вся русская литература  проникнута исканиями социальной  правды. Особое место плеяде великих  правдолюбцев занимают Ф.М. Достоевский  и Л.Н. Толстой. Оба титана  русской литературы стремились  к социальной правде, искали Царство  Божье на земле, так как только  в него и может входить социальная  правда. Для них социальная тема  не отделима от религиозной. 

Особенное чувство справедливости толкает Достоевского к проблеме теодицеи. Можно ли соединить всеблагого Бога и мир, созданный на зле и  страдании? В романе “Братья Карамазовы”  Иван Карамазов мучится проблемой  цены, которую можно заплатить  за создание мировой гармонии. Можно  ли строить гармонию, принеся в  жертву ничем не повинных людей, для  Ивана, как и для Достоевского, ответ очевиден: “От высшей гармонии совершенно отказываются. Не стоит  она не слезинки хотя бы только одного замученного ребёнка".

Самые сокровенные струны человеческой души, её высоты впадения привлекают внимание писателя. В самом  падшем человеке ищет писатель образ  Божий, в каких бы пороках не погряз человек - он творение божье. Последний  из людей имеет абсолютное значение, но только потому, что он подобие  бога. Только вера позволяет людям  сохранить в себе человеческое. Достоевский  видит, что из неверия вырастает  самообожествление человека, эта  безбожная свобода выливается в  бесчеловечность и жестокость, для  которых отдельная человеческая жизнь безделица, которую легко  принести в жертву всеобщему благоденствию. Это идея всеобщего счастья превращается в, кровожадного Молоха, который требует  все больше человеческих жертв во имя великой идеи.

Ни у кого нет права  распорядиться чужой жизнью, как  бы не казалась она ненужной и ничтожной, ничто не может оправдать человекоубийство - ни высокая идея всеобщего благоденствия, ни личная польза или состоятельность  отдельной личности. Для Раскольникова, героя романа "Преступление и  наказание", сомнение в этой истине приводит к уничтожению собственной  души.

Достоевский ищет правду и  находит её в русском народе. Буржуазный мир, капиталистические отношения  не несут в себе правды, поэтому  писатель выступает против буржуазных отношений, ибо сытость не заменит  свободу духа. Но и революционная  деятельность представляется Достоевскому как отрицание свободы и личности. Там, где отрекаются от свободы духа, там начинается царство Антихриста. Это начало видит он как в авторитетном христианстве, так и в авторитарном социализме. Насилие не должно быть путем всемирного единения. "Легенда  о Великом Инквизиторе" - зато гениальное ясновидение писателя о том, какое горе и разрушение приносит как авторитарный католицизм, так и авторитарный коммунизм и фашизм, все тоталитарные режимы. "Легенда о Великом Инквизиторе", "Бесы", "Записки из подполья" поднимают страшный вопрос том, какова может быть цена прогресса; если этот прогресс ведет к построению мировой гармонии, где миллионы счастливы, отказавшись от личности и свободы. Все царства мира основаны на принуждении и на отрицании свободы духа.

Достоевский создаёт свою утопию, теократическую утопию, в которой  церковь целиком поглощает государство  и осуществляет царство свободы  и любви. Для писателя вопрос о  переустройстве общества лежит не в  плоскости политики или экономики, а в области религии. Писатель выявляет три пути решения вопроса  о мировой гармонии, о рае, о  рае об окончательном торжестве  добра:

первый путь - это достижение гармонии, рая, жизни в добре без  свободы избрания, без мировой  трагедии, без страданий, но и без  творческого труда;

второй путь- это гармония, рай, жизнь в добре на вершине  земной истории, купленная ценой  неисчислимых страданий и слез всех обреченных па смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев;

третий путь - это гармония, рай, жизнь в добре, к которому придет человек через свободу  и страдания в плане, в который  войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т.е. а Царстве Божьем. Достоевский  может принять только третье решение  о мировой гармонии.

Не было о мировой литературе писателя, который столь обнаженно  лично, с такой душевной болью  воспринимал социальные и нравственные конфликты и, с другой стороны, столь  общечеловечески, в масштабах мира переживал свои личные трагедии, как  Ф.М. Достоевский.

Л.Н.Толстой - великий правдоискатель, страстно и радикально выступает  против исторического христианства, исторической церкви, приспособляющих  заветы Христа к закону этого мира, подменяющих Царство Божье царством кесаря.

Зачем человек живет, каково его предназначение в этом мире? Эти вопросы мучат писателя, он ищет на них ответы в своих трактатах "Исповедь", "В чем моя  вера?", "Царство Божие внутри нас", "О жизни". Люди очень  часто гонятся за призраками, за ложными ценностями, не щадя при  этом ни своих, ни чужих. Толстой считает, что жизнь, которую человек растрачивает во имя корысти, карьеры, приобретения богатства, растрачена напрасно. Люди живут, не задумываясь о смерти, они  катятся на салазках жизни, не замечая, что летят в пропасть. Они толкают  друг друга, ссорятся между собой, не думая о смысле всего происходящего. Но человеку самому трудно разобраться  в нравственных ориентирах и ценностях. И помочь в этом нелегком процессе выработки идеалов призваны учителя  жизни - писатели, философы, деятели  культуры, так как их долг перед  обществом указывать человеку дорогу в его нелегком пути нравственного  выбора.

В трактате "В чем моя  вера?" Толстой писал и том, что человек должен жить так, чтобы  смерть не могла нарушить жизни. Для  этого нужно свести к минимуму жизнь "телесную", телесные потребности. Подлинная жизнь - жизнь духовная, в добре и нравственном совершенстве. Если человек не смог найти путь от механической и ничтожной жизни  к жизни души, то он так и останется  на пороге человеческой жизни, так и  не преступив его.

Проблема смерти и бессмертия связана у Толстого с проблемой  смысла жизни. Смерть - это удел низшего  сознания. "Жизнь в теле" и  заканчивается смертью тела. Преодоление  смерти связано с преодолением жизни, связанной только о материальными  потребностями. Преодолеть смерть можно  только о помощью дела любви, т.е. деятельности, направленной на милосердие и сострадание. В процессе жизни, по Толстому, человек проходит три  ступени самосознания: первая ступень - это жизнь растительная, бессознательная, вторая - жизнь индивидуальная, осознающая себя отдельным существом, третья - жизнь божественная, подлинная. Первая ступень - это жизнь, лишенная всяких духовных интересов. Вторая - это жизнь  ради наслаждения и славы. Только третья ступень - жизнь в духовной деятельности, работе по совершенствованию  себя и окружающей жизни. Именно эту  жизнь Толстой называет "разгадкой  тайны и полярной звездой для  движущегося человечества, потому что  она дает истинное благо». ("Путь жизни")

Толстой связывает будущей  человечества с ростом нравственности, бездуховность губит жизнь. Только самосовершенствование человека создает  условия для подлинного перелома в обстоятельствах жизни, без  самоизменения внешние перемены - просто перекладывание "без известки, но на новый манер" разваливающегося здания из неотесанных камней. Эта  мысль пронизывает всю русскую  культуру ХIX, взывающую к нравственному  совершенству человечества.

 

Заключение 

 

Крепостное право, державшее  в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая  отсталость России в сравнении с  западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Несмотря на эти неблагоприятные условия  и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала  поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад  в мировую культуру. Такой взлет  русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь  он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху  перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что  подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой  революционный процесс и передовая  западноевропейская общественная мысль  оказывали сильное влияние и  на культуру России. Это было время  расцвета немецкой классической философии  и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой  популярностью в России.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран  и народов, не теряя при этом своей  самобытности и в свою очередь  оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в  истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Подъем патриотизма в связи с Отечественной  войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и  развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

 

Список использованной литературы 

 

1.         Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

2.         Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

3.         Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.

4.         Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.

5.         Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97

6.         Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.


Информация о работе «Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм