Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Культура понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других.
Введение
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Культура понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других.
Человек – часть общества, а потому и культурное содержание человеческого индивида зависит от его отношений с другими индивидами.
Каждая цивилизация в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми (традиционные, ритуальные, этикетные и т. д.) в которых реализуется добро.
Взаимосвязь различных культур невозможна без неких общих для них принципов. И в этой связи исключительно важное значение имеет "золотое правило нравственности", которое, так или иначе, присутствует во всех представленных в современном мире культурах, является общим духовно-практическим знаменателем различных культур и тем самым гарантией взаимопонимания между ними.
История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности.
Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести – талион, содержание которого сводится к идее равного воздания: "Возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода".
Однако очень скоро талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений "своих" и "чужих", теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межчеловеческих отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивидов.
Таким принципом и стало "золотое правило", упоминания о котором встречаются уже в V-VI веках до н.э.
"Золотое
правило" в скрытой форме
содержит представления о
И в современном мире где все чаще духовные ценности и верования, уходят на второй план, выдвигая на первое место материальные интересы, просто необходимо как можно чаще вспоминать о "золотом правиле", считая его основой, стержнем развития современного нравственного общества.
1 Понятие и сущность
нравственности
Понятия морали и нравственности являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.
Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через противоположность добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека.
Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий.
Мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека и является общественным отношением между индивидами.
Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения "нравственности".
Нравственность есть "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".
Нравственность в широком смысле – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Нравственность в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. Кроме того, понятие нравственности объединяет в себе социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества.
В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный – относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному – добро и зло. Нравственный человек – это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.
В. Г. Белинский возводил в ранг "основного закона нравственности" стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.
2 Нравственная культура
личности и общества
Любая человеческая деятельность, представленная материальными или духовными благами, которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом отличным от генетического называется культурой.
В культуре воплощается прежде всего коренное отличие человеческой жизнедеятельности от законов природы. Тем самым в человеке был выделен своего рода культурный пласт, который предстает результат активности, творчества самого человека. А этот пласт подвержен формированию и воспитанию.
Человек – часть общества, а потому и культурное содержание человеческого индивида зависит от его отношений с другими индивидами.
Культура является основополагающим, исторически действующим показателем деятельности людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности.
Нравственная культура характеризует преимущественно духовную жизнь общества и личности, их духовный мир – сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Она направлена на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных потребностей людей. Но нравственность проявляет себя и в других сферах жизни – в экономике, политике, социальной жизни, в праве и так далее. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни.
Нравственная культура общества – это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.
Нравственная культура – это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование «золотому правилу нравственности», правилам этикетов.
Она
включает общечеловеческие, внутриобщественные,
групповые и индивидуально-
В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояния обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.
Нравственная культура субъекта – производное и субъективированное отражение морали общества. В одних случаях мораль и нравственность отождествляются, а понятия употребляются как синонимы. В специальных исследованиях мораль понимается как должное, как повеление, совокупность императивов, а нравственность означает сущее, действительное, практическое, как есть на самом деле.
Современное общество представлено очень разнообразными по степени зрелости, по носителям и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно – нравственная и светско-нравственная культуры.
Как
и мораль, нравственная культура у
конкретных людей формируется и
реализуется стихийно, а также
целенаправленно и
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.
По
содержанию нравственная культура личности
во многом совпадает с нравственной
культурой общества или группы. Но
она может существенно
Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий – к профессионально – служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.
Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.
Нравственная
культура – одна из древнейших видовых
культур. Это важнейший традиционный для
человека и общества элемент культуры.
Нравственная и художественная культура
– явления практического функционирования
не только духовной, но и материальной
культуры общества.
3 "Золотое правило
нравственности"
в истории культуры
"Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями в разные периоды развития человеческого общества.
Самым древним упоминанием золотого правила считается "Поучения писца Ахикара". Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахвриба (705-681 до н. э.), наставляя своего усыновленного племянника, говорит: "Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам". О том же говорит дядя Ахикара Товиат, поучая своего сына Товия: "… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому".
В сочинении Конфуция (552-479 до н.э.) мы читаем: "Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе".
В
знаменитом памятнике древнеиндийской
культуры "Махабхарата"
(V в. до н.э.) легендарный Бхишма перед смертью
наставляет: "Те поступки других, которые
человек для себя не желает, что самому
неприятно, пусть не делает другим людям"
(Кн. XII, гл. 260). Также одно из изречений
Будды (VI – V вв. до н. э.) гласит: "Как
он поучает другого, так пусть поступает
и сам".
Древнеиудейские тексты содержат рассказ о нетерпеливом юноше, который готов был принять веру при условии, что ему изложит содержание Торы столь компактно, чтобы он мог прослушать его, стоя на одной ноге. Когда он пришел с этим к Хилелу, тот ответил: "Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это – вся Тора. Остальное – комментарии".
Информация о работе "Золотое правило нравственности" в современном обществе