Зодчество Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:40, реферат

Описание работы

История древнерусского деревянного зодчества имеет глубокие корни. В бронзовом веке на территории Восточной Европы уже существовали каркас-ные постройки с заполнением стен плетнем, обмазанным глиной.

Содержание

Введение 2
1. Деревянные постройки на Руси 3
1.1. Клетские церкви 6
1.2. Шатровые церкви 7
1.3. Ярусные церкви 8
1.4. Кубоватые церкви 9
1.5. Многоглавые церкви 9
1.6. Колокольни 11
1.7. Часовни 11
2. 18 век в русском деревянном зодчестве 12
3. Описание музея деревянного зодчества «Витославлицы». 14
4. Анализ церкви Рождества богородицы как памятника деревянного зодчества. 17
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

зодчество2.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Кубоватые церкви при схожем решении верха различались по компоновке основных объемов. Для церквей, построенных в XVII и начале XVIII века, характерны трапезные. Во второй половине XVIII века кубом завершались храмы, по своей композиции близкие к центрическим. Несколько кубоватых церквей и по сей день сохранились по берегам Онеги.

    1. Многоглавые церкви

    Известны  многоглавые церкви, так называемые "на каменное дело", своими формами подражающие каменным соборам. На массивном квадратном срубе размещалось пять глав, центральная из которых по размеру и высоте преобладала над остальными.

    Стремление  к нарядности и усложнению форм нашло  блестящее выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Самые выдающиеся образцы прионежских многоглавых церквей построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании.

    Решение интерьеров церквей в русском  деревянном зодчестве имело свои определенные традиции. Бревенчатые  стены церкви изнутри обычно стесывались, углы при этом получались закругленными. В клетских церквях потолок, как правило, состоял из половин бревен, уложенных на балки - матицы, подобно тому, как это делалось в избах. В XVIII веке в северных церквях получило широкое распространение устройство потолка в виде «неба» - дощатой конструкции, каркас которой образовывал рисунок солнца с расходящимися лучами. Потолок-небо покрывался росписью. Главным смысловым и композиционным элементом интерьера был иконостас. Древнейшие иконостасы состояли из узких полок - тябл, на которые ставились иконы. Тябла, царские врата, а иногда и некоторые другие элементы интерьера расписывались. Поздние иконостасы выполнялись в виде стоечно-балочной конструкции с обильной позолоченной резьбой или лепниной. В церкви царил полумрак, окна располагались таким образом, чтобы свет падал на иконостас. Резьбой украшались клиросы и иногда дверные порталы. Потолочные балки в трапезных подпирались резными столбами из толстых бревен. Вдоль стен тянулись скамьи с резными подзорами. В целом интерьеры древнерусских церквей отличались простотой, лаконичностью и строгостью.

    По  своему характеру и масштабу деревянные культовые сооружения очень разнообразны. Кроме церквей это еще и  отдельно стоящие колокольни, часовни, придорожные и памятные кресты. Культовые постройки нередко объединялись в величественные ансамбли. Некоторые из них сохранились до наших дней. Культовый ансамбль составляли обычно две, реже три церкви и колокольня. Церкви были летними и зимними. Первые отличались значительными размерами, вторые, напротив, более компактны. Существуют примеры совмещения отапливаемых трапезных с «холодными» храмами.

    В селах и городах церковь или  культовый ансамбль всегда являлись композиционно-планировочным ядром и высотной доминантой. Композиция ансамблей строилась на прочной и органичной взаимосвязи с окружающей средой.

    1. Колокольни

    Как отдельно стоящие сооружения, колокольни в русском деревянном зодчестве явление относительно позднее. Появление подобных построек относится к XV-XVI векам. Это связано с массовым распространением колоколов. Рубленым колокольням предшествовали звонницы на столбах-опорах. Прообразом колоколен, вероятно, были отдельно стоящие сторожевые башни - вежи.

    Рубленые  колокольни могли иметь различную  форму основания - восьмигранную, шестигранную или состоящую из восьмерика на четверике. Бревна, вертикально вставленные внутрь сруба, являлись столбами открытого яруса звона и поддерживали шатровый верх.

    Колокольни  всегда были составляющей частью ансамбля. В XVII в. и, по-видимому, ранее имела место свободная постановка колокольни относительно церкви. В XVIII веке под влиянием каменной культовой архитектуры появляются композиции, в которых колокольня размещалась более-менее точно по продольной оси церкви с западной стороны. Иногда оба здания соединялись переходом.

    1. Часовни

    Среди деревянных культовых построек самыми распространенными, наверно, были часовни. Возведение их не требовало много времени и средств. Строились они преимущественно в небольших деревнях, где не было церквей. Довольно часто часовни размещались в стороне от жилья, при дорогах. Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. В основном это постройки XVIII и XIX веков. Часовни отличаются от церквей меньшими размерами, несколько упрощенной архитектурой, отсутствием алтарного прируба.

    Наибольшее  распространение имели клетские часовни. Простейшие из них представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Часовни с шатровыми завершениями строились сравнительно реже, и сохранилось их мало.

    Многие  северные часовни окружает живописная группа старых елей или лиственниц, которые придают особую значимость небольшому культовому сооружению.

    Время расцвета русского деревянного зодчества давно отошло в прошлое. То, что сохранилось, это лишь фрагменты огромной древнерусской культуры. Сейчас, на рубеже тысячелетий, стоит оглянуться на эти древние образы, в которых воплотилось стремление к вечной красоте и гармонии множества поколений русских людей.

  1. 18 век в русском деревянном зодчестве

    XVIII век стал переломным для всей отечественной архитектуры. Процесс развития российского государства, вступающего во все более тесный контакт с западноевропейской цивилизацией, поставил под угрозу судьбу собственных национальных традиций, необычайно обострив проблему взаимоотношений самобытного и иноземного начал. Чего только стоят указы, напрямую запрещающие строительство деревянных зданий в центрах столиц и губернских городов! Венцом же сближения с европейским архитектурным опытом по замыслу самого прогрессивного российского царя Петра I должно было стать освоение классического античного наследия и – как конечная цель процесса обновления – строительство Третьего Рима.

    Северная  столица Российской империи –  Санкт-Петербург – строилась  Петром уже только как каменный город (хотя и на дубовых сваях), в лучших европейских традициях каменной архитектуры, и дереву в ней отводилась лишь декоративная роль. Москва, наоборот, долгое время сопротивлялась новым веяниям и пыталась адаптировать новшества к собственным художественным традициям: во внешнем облике и внутреннем убранстве московских бревенчатых домов XVIII века проявились и классика, и барокко, и модерн. Но после пожара 1812 года каменное строительство активизировалось и в первопрестольной, и к концу XIX в. консервативная Москва в своей центральной части превратилась в преимущественно каменный город.

    Новые тенденции, воплощавшиеся преимущественно  в камне, оказались чуждыми исконно русским традициям, которые по-прежнему сохранялись в не затронутой преобразованиями глубинке. В дереве продолжали жить и развиваться архитектурные формы, выработанные в предшествующие века.

    В Заонежье ХVIII век был отмечен новым расцветом деревянного зодчества. Никогда еще не возводили в этих местах таких огромных, богато украшенных резьбой и росписью построек, в которых древние художественные традиции органично переплелись с завезенными извне барочными, а потом и классическими мотивами. Заонежские мастера стали лучшими столярами, резчиками, позолотчиками.

    Элементы  европейской каменной архитектуры  все настойчивее стали проявляться в деревянном зодчестве. К примеру, в Ижевске до сих пор сохранился замечательный ансамбль Еврейского городка, состоящий из девяти деревянных особняков, выполненных в стиле «ампир».

    В начале XX века в отечественной архитектуре  под влиянием патриотических настроений возник так называемый «неорусский» стиль. Столичные архитекторы вновь обратились к традициям русского деревянного зодчества, пытаясь создать новые образцы деревянной архитектуры, обладающие высокой художественной выразительностью. Но шедевров, к сожалению, не получилось. Видимо, поэтому большинство их построек было уничтожено, и до нашего времени «дожили» единицы, в их числе – дом-музей В. Васнецова в Москве.

    Новый импульс к развитию деревянное домостроение получило лишь в XXI веке. Опять же вслед  за Европой, россияне, наконец, оценили  преимущества древесины и вспомнили об утраченных традициях национального деревянного зодчества. Несмотря на активное распространение новейших зарубежных технологий, позволяющих быстро и сравнительно дешево возводить современное деревянное жилье, знатоки и ценители истинного комфорта вновь стали отдавать предпочтение срубленному вручную русскому деревянному дому. Они понимают, что ручная работа – это гарантия настоящего качества и долговечности (возведенный с соблюдением всех правил и защищённый от атмосферных воздействий дом прослужит своим хозяевам как минимум 200 лет), а деревянный дом – наиболее естественная и психологически благоприятная среда обитания.

    Быть  может, в силу российской ментальности в отношении того, что если исчезнет деревянный сруб, то вместе с ним исчезнет что-то самое сокровенное и родное из жизни русского человека, мир русского деревянного зодчества оказался неподвластным господствующей ныне железно-каменной цивилизации. И, выдержав проверку временем, природными катаклизмами и «человеческим фактором», дерево вновь становится фаворитом архитектуры.

  1. Описание  музея деревянного зодчества «Витославлицы»

    В четырех километрах от Новгорода  у озера Мячино и реки Волхов стоит  деревня. В ней никто не живет. Это музей деревянного зодчества  «Витославлицы».

    На  территории, где сейчас располагается  Музей деревянного зодчества  «Витославлицы», в XII веке был основан Пантелеймонов монастырь. Еще до возникновения монастыря здесь находилось небольшое село Витославлицы, названное так по имени его владельца - Витослава. Музей под открытым небом, созданный на месте этого исчезнувшего села, получил его звучное название.

    В музее собраны культовые, жилые  и хозяйственные постройки Новгородчины XIV - XIX вв. Создание музея началось в 1964 году. В настоящее время более 20 интереснейших построек перевезены на территорию музея. Экспозиция музея спланирована в виде села с разнообразной (односторонней, двусторонней и свободной) застройкой, которая отражает особенности планировки новгородских деревень. Витославлицы - музей архитектурно-этнографический. В старинных, привезенных сюда с разных уголков новгородчины постройках воспроизведены традиционные интерьеры крестьянского быта и орудий труда, организуются выставки произведений народного искусства. Представленные материалы отражают культуру и быт новгородской деревни XIX - начала ХХ вв.

    Памятники культовой архитектуры (церкви, часовни) живут значительно дольше и в музее представлены постройки, нижняя временная граница которых опускается до XVI-XVIII вв. Древнейшая из них - церковь Рождества Христова (1528-1531 гг.).

    Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района - не только самая древняя и наиболее значительная постройка музея, но и один из древнейших и интереснейших памятников русского деревянного зодчества, сохранившихся до нашего времени. В Витославлицы она была перевезена в 1967 году. Ученые считают датой создания храма 1531 год. Рождественская церковь была монастырской и принадлежала Передскому монастырю. Во время польско-литовского вторжения Передский монастырь был разорен, а Рождественская церковь сильно пострадала. Только в конце XVII столетия появилась возможность отремонтировать главный монастырский храм. Произошло это около 1699 года. Состояние постройки требовало полной ее переборки, при этом были изменены некоторые первоначальные формы и добавлены новые элементы.

    Стоящая по соседству с монументальным Рождественским храмом, церковь Успения из деревни Никулино кажется маленькой и скромной. Высота ее всего 11 метров. При разборке храма был найден обломок деревянного креста с записью о его строительстве и освящении, на котором можно разобрать дату - 1599 год.

    В середине XVIII в. получили широкое распространение  так называемые ярусные церкви, в  которых были сильно выражены традиции древнерусской архитектуры. К числу  таких церквей относится церковь  Николы из деревни Высокий Остров. Это довольно значительное по размерам и форме сооружение, построенное в 1757 году, считается лучшим из уцелевших ярусных построек. Храм рублен, как говорили в старину, «кораблем», т.е. все составные части здания расположены строго симметрично по одной линии. Сохранился иконостас каркасной конструкции с иконами XVIII-XIX вв.

    На  берегу озера Мячино среди заливных лугов стоит церковь Успения (1595 г.), первенец музея, перевезенный в 1964 г. из села Курицко, что в 17 км от Новгорода. Четыреста лет назад церковь  стояла на берегу озера Ильмень, и высокий шатер ее долгое время служил маяком для ильменских рыбаков.

    В «Витославлицы» перевезены пять жилых  изб XIX в. Все они принадлежали крестьянам-середнякам и построены по одному принципу. Это небольшие, но высокие, как бы двухэтажные постройки. Первый этаж - подклет - хозяйственное помещение. В нем хранили съестные припасы, иногда хозяин устраивал мастерскую. Второй этаж - жилой - находится довольно высоко, чтоб сохранить тепло и было сухо. Интересной деталью некоторых изб является галерея (прикролек). Она и украшает избу и защищает нижние бревна от дождя. А верх избы оберегает вынесенная вперед крыша - характерная особенность северного жилища. Крыши, сделанные «по старине», очень живописны, а главное, прочны - они выдерживали любые снега и ураганы. «Под единой крышей» находятся и жилое, и хозяйственное помещения, причем жилье занимает меньшую часть избы. Первый этаж с хлевами отведен под скотный двор. Наверху - просторный сарай, где хранилось сено, солома, а так же хозяйственная утварь. Летом сюда выносили кровати под пологом.

Информация о работе Зодчество Древней Руси