Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:40, реферат
История древнерусского деревянного зодчества имеет глубокие корни. В бронзовом веке на территории Восточной Европы уже существовали каркас-ные постройки с заполнением стен плетнем, обмазанным глиной.
Введение 2
1. Деревянные постройки на Руси 3
1.1. Клетские церкви 6
1.2. Шатровые церкви 7
1.3. Ярусные церкви 8
1.4. Кубоватые церкви 9
1.5. Многоглавые церкви 9
1.6. Колокольни 11
1.7. Часовни 11
2. 18 век в русском деревянном зодчестве 12
3. Описание музея деревянного зодчества «Витославлицы». 14
4. Анализ церкви Рождества богородицы как памятника деревянного зодчества. 17
Заключение 23
Список литературы 24
Содержание:
История древнерусского деревянного зодчества имеет глубокие корни. В бронзовом веке на территории Восточной Европы уже существовали каркасные постройки с заполнением стен плетнем, обмазанным глиной. Праславянские племена обитали преимущественно в зоне лиственных лесов, что означало отсутствие большого количества прямого одномерного строительного материала, удобного для возведения срубов. Металлические орудия труда были распространены ограниченно, что затрудняло обработку древесины. Данные условия способствовали развитию каркасных конструкций.
С открытием железа (I тыс. до н.э.) стало возможным производство нового металла повсеместно. Появление железного инструмента в регионах с преобладанием хвойных лесов создало предпосылки для распространения срубных конструкций.
Ко времени заселения славянами Восточной Европы сложился характер преобладания деревянных конструктивных систем в различных географических зонах. На севере строили преимущественно срубные здания. Южнее, в степной и лесостепной зонах, возводили большей частью каркасные постройки. Границы такого распределения достаточно условны. В лесостепных и зонах смешанных лесов в строительстве применялись как срубные, так и каркасные конструкции.
Многовековой
строительный опыт славян подготовил
блестящий расцвет
В силу недолговечности строительного материала и отсутствия древнейших памятников в истории традиционного древнерусского деревянного зодчества можно отчетливо проследить относительно небольшой период, приходящийся на XVI—XIX века.
Деревянному
зодчеству посвящены
На Руси в старину почти все строилось из дерева: от огромного храма до креста на могиле. Дереву на Руси издревле был почет. Предки наши сердцем своим чувствовали и потому любили деревянные постройки с естественным незамазанными и незабитыми, стенами – от них добрый дух исходил.
Из века в век, из поколения в поколение передавались строительные традиции народа. Складываясь, они определяли самобытную основу архитектурного творчества. Самобытную – значит предопределенную собственными, а не заимствованным у других народов бытом, собственными чертами, характерными для России: природой, языком ее народа и его представлениями об окружающем мире, его мечтами, радостями и печалями.
Жители деревень всегда стремились отразить в своих домах вековые традиции облика крестьянского дома. Дерево было самым доступным материалом, топор был главным инструментом. В руках народных мастеров он становился резцом художника. Помимо топора в строительстве широко использовались скобели. Тесла, струги, рубанки, резцы, просеки, долота, аршинки. Естественно, что такой широкий ассортимент инструментов значительно облегчал труд плотника и убыстрял сроки строительства.
Материалом для строительства в основном служили хвойные породы: сосна и ель, а также осина.
Строевой лес применялся в виде бревен, круглых или окантованных балок, пластин, досок, брусков. Любопытно отметить, что в старину доски, или, как их иногда называли, тесницы, делались вручную из бревен, которые с помощью клиньев или молота раскалывались на плахи, а из них приготовлялись доски. Из одного бревна в лучшем случае получалось две тесницы (доски).
Русские умельцы проявляли изобретательность в рационализации деревянного строительства - так, в старину основной конструктивной формой сооружения является сруб, собранный из горизонтально положенных бревен- венцов, которые по углам связывались врубками с небольшими выпусками - «в обло» и без выпусков - «в лапу». Все они применялись в зависимости от типа сооружения и конфигурации. Например - врубка «в обло» широко использовались почти во всех постройках, а врубка «в лапу» охватывала лишь определенные части здания, срубки крылец, подпечные основания.
Ряды бревен (венцы) между собой скреплялись при помощи внутренних шипов. Между венцами прокладывали мох для тепла и после окончательной сборки сруба щели конопатили льняной паклей. Мхом так же часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
В плане срубы делали либо четырехугольником, либо восьмиугольником. Из нескольких рядом стоящих четырехугольных срубов составлялись, в основном, избы, а восьмиугольные срубы использовались для строительства деревянных церквей (восьмиугольный сруб, или как его еще называли «восьмерик» увеличивает площадь строение в шесть раз). Ставя друг на друга четырехугольные срубы «четверики» и восьмерики, древнерусские зодчие складывали пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Прямоугольный деревянный сруб без каких-либо пристроек называли «клетью». Сруб обычно строился на «подклете». Подклеть - нижний вспомогательный этаж, который использовали для хранения продовольствия инвентаря. Верхние венцы сруба кверху расширялись и образовывали карниз - «повал». Это слово происходит от глагола повалиться и часто использовалось на Руси. Повалушей называли верхние не отапливаемые спальни в доме, где летом можно было спать (повалиться), уйдя из натопленной избы. Двери в клети делали как можно ниже, а окна – повыше, чтобы сохранить тепло.
Кровлю над срубом устраивали в древности так называемую «самцовую», то есть без гвоздей. Для этого строительство двух торцевых стен завершали уменьшающимися обрубками бревен, которые и называли самцами. На них ступеньками укладывали длинные продольные жерди, которые называли дольниками или слегами. Иногда самцами называли также слеги, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название. В слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы называли «курицами» из-за сходства оставленного корня с лапой курицы. «Курицы» поддерживали выдолбленное бревно «поток». В поток с крыши стекала вода. Сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, которые упирались нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя «конек» (князек) - верхний стык досок. Под коньком укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом».
Крышу деревянных изб покрывали самыми разнообразными способами. Это были и солома, которую увязывали в пучки (снопы) и укладывали вдоль ската крыши, и щепья осиновых поленьев, которыми укрывали избу в несколько слоев, и дерн, который клали, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Тес - это ровное, без единого сучка бревно, которое в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое подобным образом бревно кололось вдоль еще несколько раз. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором.
Крышу покрывали обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле часто покрывался для герметичности берестой, которую скалывали с берез - «скалой». Иногда крышу делали с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» — половина).
Весь фронтон избы важно именовали «челом» и богато украшали оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».
Самую яркую и широко представленную страницу в истории древнерусского деревянного зодчества занимает культовая архитектура. Здесь наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих. Церковным постройкам стремились придать величие и торжественность, в их архитектуре находили место самые выразительные и красивые формы. Существует несколько типов деревянных церквей.
Общепринято считать, что первые деревянные церкви на Руси были клетские, в основе представлявшие собой четырехугольный сруб - клеть. Это самый простой тип церкви. До наших дней дошли единичные образцы XV и даже XIV века. В центральных областях России сохранилось довольно много клетских церквей, построенных в XVII--XVIII веках, на Севере их меньше. По сравнению с другими культовыми сооружениями рассматриваемые церкви не велики по масштабу, и внешний облик их достаточно скромен.
Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение.
Клетские церкви различаются по объемно-планировочному решению и характеру завершения. Для увеличения высоты здание поднимали на подклет, а двухскатное покрытие делали высоким и островерхим. Такую крышу называют клинчатой. На Севере получили распространение клинчатые крыши с полицами. Это служило отводу влаги от сруба и создавало более выразительный силуэт.
Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Шатер как никакая другая форма выражает устремленность ввысь, к небу. Шатровые храмы очень красивы и величественны. Деревянные церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов.
Один из древнейших типов шатровых церквей в основе своей имел восьмерик с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Покрытия прирубов чаще всего выполнялись в виде бочек. Здание с трех сторон обычно опоясывала галерея. Большинство подобных церквей отмечено в бассейне Северной Двины.
С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. Большинство подобных церквей имело трапезные, иногда достигавшие довольно крупных размеров. По своему назначению они были скорее гражданскими помещениями, чем культовыми. Здесь решались общественные дела, осуществлялось мирское самоуправление. Несмотря на горизонтальный объем трапезной, в общей архитектурной композиции доминировал вертикальный мотив. Во внешнем облике зданий заметно стремление к нарядности и декоративности. Над углами четверика располагались кокошники. Вход украшался торжественным двухвсходным крыльцом. Подобные храмы сохранились до нашего времени на Севере в достаточно большом количестве.
В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены неканоничными, и строительство их было официально запрещено. Несмотря на это, на Севере их продолжали строить вплоть до конца XVIII века.
Со второй половины XVII века широкое распространение получили ярусные деревянные церкви. Среди них немало высотных сооружений, которые пришли на смену шатровым храмам. На Севере, где продолжали возводить шатры, ярусные церкви встречаются редко, гораздо больше их строилось в центральных областях России.
Основные объемы ярусных церквей состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырех (включая основание). Из этих различий складываются несколько вариантов объемно-пространственных решений.
С конца XVI века известны ярусные церкви, состоящие из четвериков. Это довольно редкий тип храма. Наиболее распространены ярусные церкви, основой которых является постановка восьмерика на четверик. Среди них есть небольшие двухъярусные церкви, по общей композиции несколько напоминающие клетские постройки, и достаточно лаконичные высотные сооружения с завершением, состоящим из нескольких равномерно убывающих восьмериков.
Церкви
с кубоватым завершением
Основанием таких церквей служит высокий четверик. Кубоватый верх представляет собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами. Эта форма не так величественна и лаконична, как шатер, но пластична и нарядна.