Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:27, реферат
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений
Зодчество Древней Руси.
Зодчество Древней
Руси – яркая страница в истории
мировой архитектуры. Развиваясь, оно
прошло большой и сложный путь,
отражая своеобразные социальные условия
жизни народа.
Древнерусское зодчество при наличии
большой монументальности характеризуется
чрезвычайной пластичностью форм, каким-то
особым ощущением их спокойствия и незыблемости,
соизмеримостью с размерами человека,
его масштабами и потребностями. Все это
относится так же в полной мере к интерьерам
светских и культовых сооружений.
Древнерусское
зодчество, развивавшееся на протяжении
восьми веков, до конца ХVII столетия,
дает целостную картину развития
достаточно устойчивых и постепенно
эволюционизирующих стилистических черт
и признаков. Параллельно развивались
формы деревянной и каменной архитектуры.
причем деревянное строительство явно
преобладало и оказывало
«Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусство резьбы и росписи по дереву.
И хотя из-за пожаров
мало сохранилось старинных
Три терема златоверхие,
Да трои сени косящаты,
Да трои сени решетчаты,
Хорошо н теремах изукрашено,
На небе солнце, в терему солнце,
На небе месяц, в терему месяц,
На небе звёзды, я терему звёзды,
На небе заря, в терему заря –
И вся красота поднебесная.
Из дерева строились и избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Они складывались веками и имеют свой особенности в разных районах бескрайней России – на севере и в Поволжье, в Сибири и на Урале. Разной была и украшающая дома резьба. Опытом многих поколений был найден наиболее удобный для каждого района тип крестьянского дома.
Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Русского Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Не жалели бревен и труда на постройку – строили дом надежный, чтобы защищал от суровой сибирской стужи, долго служил хозяевам.
Особенно нарядны
избы Нижегородского края, что на реке
Волге. Они похожи на сказочные терема,
сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь
на Волге любили растительные орнаменты.
Среди роскошного узора из густых
упругих ветвей, листьев и цветов,
гроздей винограда мастера
Теперь я немного
расскажу о «технологии» строительства
деревянных сооружений, а в частности
русской избы… Как отмечено выше,
ведущим видом строительства
на Руси являлись деревянные постройки.
Помимо каменных церквей были широко
распространены и деревянные. Кроме
того из дерева строились самые разные
сооружения — от жилых и хозяйственных
зданий до больших дворцовых с
разветвленной планировочной
«С ХI века постепенно
начинает распространяться и каменное
строительство. Сначала этот процесс
шел очень медленно, но в последующие
столетия он заметно ускорялся. В
городах начинают строиться каменные
церкви, самые значительные дворцовые
здания, и позже, с ХVII века – богатые
жилые дома. С ХII — XIV века из камня
возводятся и оборонительные стены
городов. Самые. ранние монументальные
сооружения относятся к эпохе
Киевской Руси, за ними следуют замечательные
памятники архитектуры
В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы, такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чем нельзя опять-таки не видеть воздействия деревянных построек.
В культовом
каменном строительстве на века утвердился
тип кубического храма, внутреннее
пространство которого определилось наличием
параллельных нефов с четырьмя, шестью
и большим числом опорных крещатых
столбов, поддерживающих своды и
купола; число последних составляло
от одного до пяти. При наличии сходной
объемной и конструктивной структуры,
русские культовые сооружения дают
картину чрезвычайного
Архитектурно-композиционные формы их эволюция
Первый значительный
этап в развитии русской культуры,
в том числе и архитектуры,
нашел свое проявление в эпохе
Киевской Руси. Период расцвета Киевского
государства – конец Х –
ХI века. В эти десятилетия в
Киеве наряду с деревянными сооружениями
появляются дворцы, храмы и крепостные
башни, построенные из кирпича и
камня, выложенных рядами на розоватого
цвета известковом растворе и
образующих «полосатую» кладку. Крупнейшим
памятником архитектуры Киева явился
Софийский собор (начат в 1037 г. –
окончен в конце ХI в.), первоначальный
облик которого позже был искажен
перестройками. Церкви на Руси имели
не только культурное, но и общественное
назначение. Это усиливало то внимание,
которое уделялось их строительству.
Первоначально Софийский собор
представлял собой пятинефный крестовокупольный
храм с тринадцатью главами, из которых
пять средних были болот крупными,
а центральная, осевая, самой большой.
С севера, юга и запада собор
окружался открытыми
Меньше преобразований
произошло внутри собора. Стены и
своды были покрыты монументальной
фресковой живописью н
Следующая стадия
развития архитектуры Древней Руси
связана с Великим Новгородом.
Здесь, в середине XI века (1045 –1050), был
построен Софийский собор с пятинефным
внутренним пространством, строгий, композиционно
собранный и величавый. Несмотря
на последующие перестройки, собор
сохранил до наших дней свои основные
черты и прежде всего монументальность
и лаконичность облика. Новгородская
София в основном построена из
камня, кирпич использован лишь частично
— в кладке арок, окон, порталов.
Фасады собора разделяются широкими
пилястрами — лопатками, которые
выражают внутреннее строение храма. Между
ними так называемые закомары-завершения,
соответствующие сводчатым
В XII веке в Новгороде
устанавливается
Церковь покрыта
обмазкой и побелена. Лепные детали
на фасадах почти отсутствуют. Слегка
неровные, «текучие» линии штукатурных
поверхностей фасадов, углов здания,
лопаток, закомар, придают сооружению
мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы
была разрушена немецкими фашистами,
но в настоящее время
Близка по своему
типу к Нередице церковь в Старой
Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой
сохранились остатки
Близок к Новгороду по характеру архитектуры город Псков. Здесь тоже возводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубо околотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и отличаются особой сочностью форм.
Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже, в конце XV века. В Пскове существовали только звонницы — каменные стенки, завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу, укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах.
Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь, во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. При князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире строятся храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор, начатый строительством в 1158 году и затем, после пожара, перестроенный. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады строения расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан и содержал драгоценную утварь.