Знаменитые ораторы Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:41, доклад

Описание работы

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,— очень метко и образно заметил один из древнейших философов - просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Родина ораторского искусства…………………………………………..4
2. Знаменитые ораторы древней Греции…………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Знаменитые ораторы древней Греции..docx

— 34.51 Кб (Скачать)

С именем Сократа связано первое фундаментальное  деление истории античной философии  на до- и после - Сократовскую. На основании различных свидетельств, из которых предпочтение, как правило, отдается "Апологии Сократа" и ранним диалогам Платона, обычно указывают, по крайней мере, три особенности сократовой философии:

1) ее  разговорный ("диалектический") характер;

2) определение  понятий путем индукции;

3) этический  рационализм, выражаемый формулой "добродетель есть знание". 
Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он "ничего не знает" и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл майевтикой ("повивальным искусством"), имея в виду, что только помогает "рождению" знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то "знающим" считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония - притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской "Апологии", на самом деле Сократ, говоря "чистую правду" о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все.
 

Платон

Теоретические разработки Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) были, несомненно, шагом вперед.

Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия.

К красноречию  Платон подходит сквозь призму своих  философских воззрений: „Всякая  речь должна быть составлена, словно живое  существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать  целому".

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая  все общим взглядом, возводить  к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все  на виды, на естественные составные  части, а также умение возводить  частное к общему и из общего получать частное.

Выдвигая  на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в  судах „решительно никому нет  никакого дела до истины, необходима только убедительность". 

Оратор  должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. 

Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя  его огромными возможностями. „Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет".

Аристотель

Древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал  Лицей, или перипатетическую школу. Аристотель - древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. У Аристотеля же было философское отношение к ораторскому искусству. Он считал главными его эстетические и этические функции.

Аристотеля  называют автором теории спора. В  споре он выделял несколько направлений: диалектику – спор с целью выяснения истины; эристику – искусство любой ценой доказать свою правоту в споре;

софистику – стремление одержать победу в споре путем применения изначально ложных доводов.

Аристотель  был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. 
 
 
 
 

Заключение  

Жанр  Древнегреческой культуры не погиб  вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого  жанра до сих пор так и остались недосягаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим  орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежала в основе гуманитарного образования  Европы со времен Ренессанса вплоть до XVIII столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность.

Виднейшие ораторы и теоретики красноречия  Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить  границы его познания, выдвинуть  теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь  на собственном богатом опыте  и на анализе многочисленных блестящих  речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и  глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят  там идеи, считавшиеся достижением  только нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Врачева А.А. Ораторское искусство Древней Греции
  2. Башев И.Л. Принципы риторики. Москва, 1987г.
  3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Московский университет, 1992г.
  4. Кохтев Н.Н. Риторика. Московский университет, 1996г.
  5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.
  6. Ресурсы интернета: http://ru.wikipedia.org/

http://www.piplz.ru/ 
 

Информация о работе Знаменитые ораторы Древней Греции