Знаменитые ораторы Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:41, доклад

Описание работы

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,— очень метко и образно заметил один из древнейших философов - просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Родина ораторского искусства…………………………………………..4
2. Знаменитые ораторы древней Греции…………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Знаменитые ораторы древней Греции..docx

— 34.51 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа

«Знаменитые ораторы Древней Греции» 
 
 
 

Выполнила  

Проверила: преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2010 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Родина ораторского искусства…………………………………………..4
  2. Знаменитые ораторы древней Греции…………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………..12

Список  использованной литературы…………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Слово  есть великий властелин, который, обладая  весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо  оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость  вселить, и сострадание пробудить»,—  очень метко и образно заметил  один из древнейших философов - просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

Ответ на эти и другие вопросы, связанные  с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) — наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).

А кто  же такой оратор? 1) лицо, профессионально  занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром  речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что  говорить публично приходится каждому  школьнику, студенту, который готовит  сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и  классных собраниях, на торжественных  актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось  либо переживать за свои неудачные  выступления, либо скучать, слушая своих  ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или  кого-то из своих сверстников.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно  знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как  оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.

Родина  ораторского искусства 

Родиной красноречия считается Древняя  Греция, хотя ораторское искусство  знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово  имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и  успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением  слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст  у него устремлялись»

Долгое  время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели  письменную фиксацию речей. Софисты  разъезжали по городам и за плату  обучали искусству спорить и  «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей  научить учеников «хорошо и убедительно  говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать  наизусть целые речи как образцы  для подражания. Главное место  в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для  определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного  по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать  и теорию ораторского искусства  — риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.). 
 
 
 
 

Знаменитые  ораторы Древней  Греции 

Горгий

Получил признание и внес свой вклад в  теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Горгий был  одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан. 

Демосфен

Главным учителем его в красноречии был  Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона  и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в  то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора  требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая  в рот черепки и камешки, произнося  речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая  поэтов; упражнялся в мимике перед  зеркалом, причём спускавшийся с потолка  меч колол его всякий раз, когда  он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание  соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал  работать над собой.

Речи  Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных  украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим  развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении  к речам проводил он нередко целые  ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством  мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные  речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. 

Перикл

Афинский  политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец. Постоянное общение  с крупнейшим мыслителем того времени  безусловно содействовало умственному  развитию и ораторскому таланту  Перикла. С его именем связано представление о поре расцвета афинской демократии, греческой литературы и искусства. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и пр.). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). 

Фемистокл

Афинский  государственный деятель и полководец периода греко-персидских войн (500–449). С 493/492 неоднократно занимал высшие должности – архонта и стратега.

Еще в  детстве Фемистокл, по отзывам всех, был полон бурных стремлений, по природе умен и сам развивал в  себе наклонность к подвигам и  к общественной деятельности. Так, в  часы отдыха и досуга, покончив с  учебными занятиями, он не играл и  не оставался праздным, как другие дети, но его находили обдумывающим и сочиняющим про себя какие-нибудь речи. Темою этих речей было обвинение  или защита кого-нибудь из детей. Поэтому  учитель его не раз говаривал  ему: «Из тебя, мальчик, не выйдет ничего посредственного, но что-нибудь очень  великое, – или доброе, или злое!»  Действительно, тем предметам, которые  изучаются для развития нравственности или для удовольствия и благородного времяпрепровождения, Фемистокл учился лениво и неохотно; но то, что преподавалось  для развития ума или для практической жизни, он, как видно, любил не по годам, рассчитывая на свои природные  дарования. Поэтому впоследствии, когда  во время развлечений, носящих название благородных, светских, люди, считавшие себя воспитанными, насмехались над ним, ему приходилось защищаться довольно грубо и говорить, что лиру настроить и играть на псалтири он не умеет, но, если дать ему в распоряжение город безвестный, ничем не прославившийся, то он сможет сделать его славным и великим. 

Исей

Исей  из Халкиды - один из десяти (декады) канонических афинских ораторов. Фактически он был  логографом, т. е. автором написанных на заказ судебных речей, предназначенных  для оглашения в дикастерии (суд  в Афинах).

Исей  учился у Исократа, а сам был  наставником Демосфена. Сохранились 11 речей Исея (в античности их существовало 50; кроме того, ему приписывался трактат  по риторике). Исей писал на чистейшем  аттическом диалекте, его стиль оказал некоторое влияние на Демосфена. Исея читают ныне куда реже, чем Лисия  и Демосфена, в основном потому, что  сюжеты его речей весьма однообразны. Все 11 речей посвящены делам о  спорном наследовании и усыновлении, по которым Исей, вероятно, специализировался, и потому его тексты стали для  нас основным источником по данному  вопросу. 

Исократ

Афинский  оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и  его политические памфлеты. Происходил из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели.

В школе  Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие  части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;

2) изложение  предмета выступления, сделанное  с возможной убедительностью; 

3) опровержение  доводов противника с аргументацией  в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.  
Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом - о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах.
 

Сократ

Древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем  постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения  его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель  есть знание, или мудрость. Для последующих  эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Свои  приёмы исследования Сократ сравнивал  с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение  к догматическим утверждениям, получил  название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А  своих учеников приводил к истинному  суждению через диалог, где задавал  общий вопрос, получив ответ, задавал  следующий уточняющий вопрос и так  далее до окончательного ответа.

Информация о работе Знаменитые ораторы Древней Греции