Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:23, реферат
На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси ее культура обогатилась на новые элементы. Важнейшим из них стала письменность, которая распространилась в восточнославянском мире значительно раньше официального введения христианства. Некоторое представление о славянское письмо языческого времени дают открытие ряда кувшинов и мисок черняховской культуры (II-V вв.). Сейчас известно около десятка сосудов с довольно интересными графическими орнаментами. Анализ их, осуществленный Б. Рыбаковым, показал, что перед нами хорошо разработанная календарная система, с помощью которой славяне считали и гадали. Эти ритуальные сосуды с календарными знаками доносят до нас схему годового цикла языческо-магической обрядности и свидетельствуют достаточно высокий уровень культуры наших предков. Уже в IV в. они знали годовой календарь, состоявший из четырех солнечных фаз и 12 месяцев.
1) Введение………………………………………………………………………………….3
2) Искусство Киевской Руси……………………………………………………………….4
3) Архитектура ……………………………………………………………………………...8
4) Изобразительное искусство…………………………………………………………….13
5) Вывод…………………………………………………………………………………….15
6) Список использований литературы……………………………………………………16
Особое значение придавалось купола, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет письмами. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными.
Древнерусские
мастера усовершенствовали
Благовишення, мозаика , собор Св. Софии, Киев.
Воплощением
главных архитектурных
Софиевский собор в Киеве
По названию
Софийский собор в Киеве
Багатоглавья,
пирамидальность композиции, оригинальная
кладка, шлемовидные форма куполов
- вот то новое, что древнерусские
мастера привнесли в
Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры . Сооружение главного собора - Успенская церковь - была важным этапом в развитии киевской архитектуры . С нее началось распространение однокупольный храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 , а сегодня она восстановлена. Чуть позже в том же монастыре была построена впечатляющая своей красотой и пропорциональностью надвратная церковь.
На рубеже
XI-XII веках недалеко от храма Святой
Софии был воздвигнут собор, посвященный
архангелу Михаилу, который вошел
в историю под названием Златов
Не менее интересные архитектурные памятники и других центров Киевской Руси, которые особенно поднялись в XII-XIII веках, в эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов, развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связанная с местной народным творчеством. Архитекторы переходят на местные строительные материалы : в Поднепровье и на Волыни - на кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земли - на белый камень. Отсюда берет начало значительная художественная разнообразие в архитектуре древнерусских земель.
Лучше архитектура XI-XIII века сохранилась в «стольном граде» Северской земли - Чернигове , живописно расположенном на берегу Десны. В главном Спасо-Преображенском соборе можно увидеть черты, близкие к западноевропейскому романского стиля: массивность объема, узкие окна, круглая лестничная башня. Дальнейшая переработка византийской системы нашла свое выражение в однокупольный церкви Параскевы Пятницы .Существует предположение, что это здание возведено выдающимся архитектором того времени Петром Милоногом. Он впервые применил «лестничные» арки, которые получили в дальнейшем широкое распространение. Петр Милоног также построил в Киеве сложную инженерное сооружение - каменную подпорную стену под горой, которая размывалась водами Днепра . Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они «словно парили в воздухе».
Галицко-Волынское княжество , которое находилось
на крайнем западе, мало тесные культурные
связи с Венгрией , Чехией и Балканам
Всего в искусстве Древней Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место. Живопись , резьба по камню, художественное литье находились в зависимости от архитектурно-художественного замысла.
Ведущими
жанрами изобразительного искусства
Киевской Руси были мозаика , фреска , иконоп
Жанры монументальной живописи - фреска и мозаика -
складывались на основе византийских
школ. Фресками - роспись водяными красками
по сырой штукатурке - покрывались стены
православных храмов. Такая техника требовала
от художника высокого мастерства, быстрого
и точного нанесения рисунка и красок .
Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде алтарь . Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавлювалося в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и словно оживали, двигались, что оказывало и производит большое впечатление. Главная мозаика - величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверное, наиболее знаменитая мозаичная Богоматерь- Оранта . Оранта - название в византийской традиции сюжета с изображением Богоматери, которая молится. Дева Мария , которая подняла в молитвенном жесте руки, встает на золотом мерцающем фоне на сводчатые алтарной апсиды.
Все стены,
столбы и своды Софийского собора
укрывал фресковая живопись.
На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который преподносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской семьи. В 1651 голландский художник Вестерфельд видел и зарисовал всю фреску, однако в дальнейшем многие из изображений погибли. До наших дней лучше всего сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес до нас единые во всей Европе образцы светского монументальной живописи XI в.
В прямой
связи с введением христианства
находится возникновение и
Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Рукопись с цветными иллюстрациями назывался «лицевой». Изображением трех евангелистов - Иоанна , Луки и Марка - был украшен Остромирово Евангелие . Четвертого евангелиста, Матфей , нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. «Лицевой» является знаменитый « Изборник » Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались. О миниатюры Киевской Руси мы можем составить представление по так называемому радзивиливським летописи XV века, который является списком с рукописи XIII века. Его 617 миниатюр - своеобразная художественная энциклопедия истории и культуры того времени.