Живопись и архитектура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси ее культура обогатилась на новые элементы. Важнейшим из них стала письменность, которая распространилась в восточнославянском мире значительно раньше официального введения христианства. Некоторое представление о славянское письмо языческого времени дают открытие ряда кувшинов и мисок черняховской культуры (II-V вв.). Сейчас известно около десятка сосудов с довольно интересными графическими орнаментами. Анализ их, осуществленный Б. Рыбаковым, показал, что перед нами хорошо разработанная календарная система, с помощью которой славяне считали и гадали. Эти ритуальные сосуды с календарными знаками доносят до нас схему годового цикла языческо-магической обрядности и свидетельствуют достаточно высокий уровень культуры наших предков. Уже в IV в. они знали годовой календарь, состоявший из четырех солнечных фаз и 12 месяцев.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………………………….3
2) Искусство Киевской Руси……………………………………………………………….4
3) Архитектура ……………………………………………………………………………...8
4) Изобразительное искусство…………………………………………………………….13
5) Вывод…………………………………………………………………………………….15
6) Список использований литературы……………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси.docx

— 140.54 Кб (Скачать)

Особое  значение придавалось купола, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую  функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет письмами. Оба цвета - золотистый и зеленый  - считались в Византии священными.

Древнерусские мастера усовершенствовали византийский тип кладки . Стены соборов выкладывались из рядов камня , чередующихся, и плинфы (плоская кирпич , близкая к квадратнойформы). Строители применяли метод так называемой «утопленной плинфы » , когда ряды кирпича через один были заглублены в стену , а промежутки, образовавшиеся, заполнялись цемянкой (раствор извести песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розовым оттенком цемянки предоставляли фасада нарядного вида. Кладка выполнялась на высоком художественном уровне и была одной из главных украшений здания . Позже киевскую кладку позаимствовала и Византия.

Благовишення, мозаика , собор Св. Софии, Киев.

Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор в Киеве , который сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был сооружен при Ярославу Мудрому на месте его победы над печенегами и задуманный как символ политического могущества Руси. Софиевский собор стал местом посадки на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.

Софиевский  собор в Киеве

По названию Софийский собор в Киеве повторяет  константинопольский, но представляет собой совершенно оригинальную, самостоятельную  архитектурную постройку. В своем первоначальном виде собор представлял собой пятинефную хрестокупольну здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, а в центральной апсиде располагался алтарь .Двенадцать малых куполов ступенькам поднимались до большого центрального купола. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочнаягалерея , что в целом создавало пирамидальную композицию. Вся постройка была рассчитана так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.

Багатоглавья, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидные форма куполов - вот то новое, что древнерусские  мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянной архитектуры. Киевский Софийский собор стал образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

Памятником  архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры . Сооружение главного собора - Успенская церковь - была важным этапом в развитии киевской архитектуры . С нее началось распространение однокупольный храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 , а сегодня она восстановлена. Чуть позже в том же монастыре была построена впечатляющая своей красотой и пропорциональностью надвратная церковь.

На рубеже XI-XII веках недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный  архангелу Михаилу, который вошел  в историю под названием Златоверхий . Михайловский собор, переживший все пожары и войны предыдущих эпох, разрушили при советской власти в тридцатые гг ХХ века Независимая Украина возобновила свою святыню. Тогдашняя власть причину разрушения Михайловского собора сформулировала так: «в связи с реконструкцией города». Сейчас украинское правительство осуществляет ряд мероприятий для возвращения уникальных мозаик Михайловского собора из России, куда они были ранее вывезены.

Не менее  интересные архитектурные памятники  и других центров Киевской Руси, которые особенно поднялись в XII-XIII веках, в эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов, развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связанная с местной народным творчеством. Архитекторы переходят на местные строительные материалы : в Поднепровье и на Волыни - на кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земли - на белый камень. Отсюда берет начало значительная художественная разнообразие в архитектуре древнерусских земель.

Лучше архитектура XI-XIII века сохранилась  в «стольном граде» Северской  земли - Чернигове , живописно расположенном на берегу Десны. В главном Спасо-Преображенском соборе можно увидеть черты, близкие к западноевропейскому романского стиля: массивность объема, узкие окна, круглая лестничная башня. Дальнейшая переработка византийской системы нашла свое выражение в однокупольный церкви Параскевы Пятницы .Существует предположение, что это здание возведено выдающимся архитектором того времени Петром Милоногом. Он впервые применил «лестничные» арки, которые получили в дальнейшем широкое распространение. Петр Милоног также построил в Киеве сложную инженерное сооружение  - каменную подпорную стену под горой, которая размывалась водами Днепра . Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они «словно парили в воздухе».

Галицко-Волынское княжество , которое находилось на крайнем западе, мало тесные культурные связи с Венгрией Чехией и Балканами , воспринимало, осваивало и перерабатывало элементы архитектуры этих стран. Здесь активно развивается замковая архитектура , получает распространение такой вариант церковного сооружения , как круглая в плане ротонда . К сожалению, богатая архитектура этой земле практически не сохранилась.

Всего в искусстве Древней Руси, как  и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее  место. Живопись , резьба по камню, художественное литье находились в зависимости от архитектурно-художественного замысла.

Изобразительное искусство

Ведущими  жанрами изобразительного искусства  Киевской Руси были мозаика фреска иконопись и книжная миниатюра .

Жанры монументальной живописи  - фреска и мозаика - складывались на основе византийских школ. Фресками - роспись водяными красками по сырой штукатурке  - покрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе с штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты  - кубиков специальногоцветного стекла , секрет изготовления которого пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленый - более 30, красная и синяя - по 20 и т. д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину помещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде алтарь . Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавлювалося в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и словно оживали, двигались, что оказывало и производит большое впечатление. Главная мозаика - величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверное, наиболее знаменитая мозаичная Богоматерь- Оранта . Оранта - название в византийской традиции сюжета с изображением Богоматери, которая молится. Дева Мария , которая подняла в молитвенном жесте руки, встает на золотом мерцающем фоне на сводчатые алтарной апсиды.

Все стены, столбы и своды Софийского собора укрывал фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей Софийского собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярославу людей - митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три цикла: евангельские, библейские сюжеты и жития святых - покровителей княжеского рода. Башни, где располагаются лестницы, которыми поднимался князь и его приближенные, не является культовым зданием, поэтому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы ("Скоморохи", "Охота на медведя», другие).

На стене  под арками хоров содержалась  большая композиция с изображением Ярослава, который преподносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской  семьи. В 1651 голландский художник Вестерфельд видел и зарисовал всю фреску, однако в дальнейшем многие из изображений погибли. До наших дней лучше всего сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес до нас единые во всей Европе образцы светского монументальной живописи XI в.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особым грунтом , затем наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись строгим правилам - канона. В канонических изображениях нет реализма , их символика очень сложная. Крупнейшие мастера умели, не порывая с каноном , наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои изделия подлинными чувствами. В «Киево-Печерском патерике» описано житие знаменитого мастера Алимпия (Алипия) Печерского . Древнейшие из икон, сохранившихся до сегодня, датируются примерно временем княжения Владимира Мономаха. Привезена из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, которые получили название «Умиление».

Появление искусства книжной миниатюры  совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Рукопись с цветными иллюстрациями назывался «лицевой». Изображением трех евангелистов - Иоанна Луки и Марка  - был украшен Остромирово Евангелие . Четвертого евангелиста, Матфей , нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. «Лицевой» является знаменитый « Изборник » Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались. О миниатюры Киевской Руси мы можем составить представление по так называемому радзивиливським летописи XV века, который является списком с рукописи XIII века. Его 617 миниатюр - своеобразная художественная энциклопедия истории и культуры того времени.

Информация о работе Живопись и архитектура Киевской Руси