Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:23, реферат
На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси ее культура обогатилась на новые элементы. Важнейшим из них стала письменность, которая распространилась в восточнославянском мире значительно раньше официального введения христианства. Некоторое представление о славянское письмо языческого времени дают открытие ряда кувшинов и мисок черняховской культуры (II-V вв.). Сейчас известно около десятка сосудов с довольно интересными графическими орнаментами. Анализ их, осуществленный Б. Рыбаковым, показал, что перед нами хорошо разработанная календарная система, с помощью которой славяне считали и гадали. Эти ритуальные сосуды с календарными знаками доносят до нас схему годового цикла языческо-магической обрядности и свидетельствуют достаточно высокий уровень культуры наших предков. Уже в IV в. они знали годовой календарь, состоявший из четырех солнечных фаз и 12 месяцев.
1) Введение………………………………………………………………………………….3
2) Искусство Киевской Руси……………………………………………………………….4
3) Архитектура ……………………………………………………………………………...8
4) Изобразительное искусство…………………………………………………………….13
5) Вывод…………………………………………………………………………………….15
6) Список использований литературы……………………………………………………16
Содержание
IX-XIII вв. - Это период Киевской Руси. Феномен необычайного взлета культуры Древнерусского государства ученые объясняют тесными связями с Византией, Хазарией, странами Центральной и Западной Европы. их влияние на культурный прогресс Руси был действительно значительным, но не решающим. В древнерусской культуре нет отрасли, развитие которой не опирался бы на многовековые, иногда тысячелетние местные традиции, обогащенные влияниями соседних народов.
Исследуя художественные изделия славянского и древнерусского ремесла, археологи давно обратили внимание на необычную историческую глубину элементов их отделки.
Аналогичный связь с древними местными традициями демонстрируют также славянские каменные идолы, обнаружены в Поднестровье. В основном они человекообразные, во многих сравнительно хорошо моделированы головы, лица, руки и ноги.
На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси ее культура обогатилась на новые элементы. Важнейшим из них стала письменность, которая распространилась в восточнославянском мире значительно раньше официального введения христианства. Некоторое представление о славянское письмо языческого времени дают открытие ряда кувшинов и мисок черняховской культуры (II-V вв.). Сейчас известно около десятка сосудов с довольно интересными графическими орнаментами. Анализ их, осуществленный Б. Рыбаковым, показал, что перед нами хорошо разработанная календарная система, с помощью которой славяне считали и гадали. Эти ритуальные сосуды с календарными знаками доносят до нас схему годового цикла языческо-магической обрядности и свидетельствуют достаточно высокий уровень культуры наших предков. Уже в IV в. они знали годовой календарь, состоявший из четырех солнечных фаз и 12 месяцев.
Искусство Киевской Руси
Искусство
Киевской Руси развивалось в общем
русле средневековой европейско
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразили суровую властную женщину, разводит руки над человечеством. Ярославские же умельцы сделали образ Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы - по-своему.
В течение долгих столетий на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Замечательным резьбой славился посуду. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX в. Стасов писал: «Есть еще много людей, которые думают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается остального, то можно обойтись чем-нибудь - мол , пустое и вздорное ... Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянном художественном виде распространилась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь ». Древние русичи, украшая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов.
Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями посуда, оружие. С особым старанием и любовью мастера-умельцы украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.
До сих пор вызывают зехоплення сделанные киевским ремесленником серьги (XI-XII вв.): Кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не обладая увеличительными приборами, представить себе трудно.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказатели-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус с Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказочники, музыканты (на струнных инструментах). И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отразилось многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкалы» (конечно, с их согласия), в поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
Целый мир русского жизни открывается в былинах. Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри имели огромную физическую силу. Так, о любимом русского богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силу, мудрись, хитрость. Так, богатырь Волхв Всеславич мог вращаться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович.Каждый из них имел свой характер, свои особенности, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.
В былинных обобщенных образах врагов вгадуютуться и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и образа, и непонимание. Но все они - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело - народное. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе - обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в древнейших былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с кимерийцамы, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылал на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпос Гомера, древний эпос других европейских и индоевропейских народов.
Архитектурная модель Софийского собора, Киев
В течение
столетий у восточных славян накапливался
богатый опыт архитектуры, сложилась
национальная традиция градостроительства .
Качественно
новый уровень развития архитектуры
связан с переходом от деревянного
до каменного и кирпичного строите
Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы . Церковь была прозвана Десятинной том, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240 , когда в Киев ворвались орды Батыя , она стала последним рубежом обороны и была полностью разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.
Киев, Кирилловская церковь , план
Наибольшее
распространение на Руси получило крестово-купольное пл