Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, реферат
Среди многих памятников народного творчества почетное место принадлежит архитектуре народного жилья, которую Александр Довженко назвал "архитектурной праматерью пристанища человеческого". С глубокой старины архитектурное народное творчество донесло до сегодняшнего дня элементы, свидетельствующие о высоких художественных, хозяйственно-культурных, нравственных идеалах народа-труженика. В архитектуре традиционного сельского жилья украинский народ, несмотря на многовековое социальное угнетение, ограниченные экономические возможности и почти полную изолированность от путей развития мировых профессиональных архитектурно-художественных школ, достиг эстетически значимых вершин в гармоничной согласованности самых разнообразных видов декоративно-прикладного искусства. Но художественное совершенство в отделке жилья была присуща не всем. Беднейшие слои украинского дооктябрьского крестьянства были лишены возможности украшать свой быт собственноручными произведениями декоративно-прикладного искусства. Лишения и нищета заставляли народных мастеров продавать свой талант.
Почетным в лемковской хате было место возле стола ("стула"), который покрывался скатертью ("обрусом"). К коротким сторонам стола ставили переносные небольшие лавочки.
В верхней части боковой
стены, которая имела два окна,
размещали образы ("боги"), ярко-декоративные,
написанные сине-красным пышным растительным
орнаментом по белому фону тарелки
и народные картины. Гармонично сочетались
белый и синий цвета
ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области
Украинское народное жилище ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Для застройки гуцулы всегда выбирали наиболее ровные участки земли на южных склонах гор. Удаленно друг от друга ставили они свои усадьбы ("оседки"), которые объединяли в одно целое жилье и хозяйственные постройки двора. Единство и защищенность жилой части ("избы"), которая в гуцульском жилье была расположена скраю с южной стороны и со всех сторон окружена хозяйственными пристройками ("притулами"), придавали всему жилищно-хозяйственному комплексу неприступный крепостной вид.
Климатические горные условия (частые и значительные осадки) требовали строительства в жилье отвесных высоких четырехскатных крыш с глубокими выносами ("карниза"), под которым стелили поднятый над землей деревянный помост ("лавочки"), который служил местом для надомных работ в непогоду.
Традиционное гуцульское
жилье представляло собой своеобразную
архитектурную симфонию дерева. Ритму
мастерски уложенных массивных
венцов сруба стен вторили горизонтальный
ритм галереи и по порядку уложенные
плахи на крыше. Декоративный строй
гуцульского жилья при
В контрасте с определенной
эстетичностью средств
ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области
Украинское народное жилище ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
По распределению и расположением основных функциональных частей жилого помещения ("избы") гуцульский интерьер был таким, как и в других районах Украины. В частности, для гуцульского жилья свойственно расположение кухонной печи в углу между дверью и тыльной стенами дома у входной двери. Общеукраинским признаком было и то, что у гуцулов печь отверстием, где топили, куда ставили горшки для приготовления пищи и выпекали хлеб, всегда была обращена к фасадной (фронтовой) стене. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов.
Традиционным было также размещение кровати з жердью и колыбелью над ней возле печи вдоль тыльной стены хаты, полки для посуды в углу между сенями и главными стенами, а лавки - под окнами.
Вместе с тем интерьер
гуцульского жилья поражал
Значение оберега имел
резной орнаментальный декор, которым
украшалась балка, входные двери
и мебель. Согласно традиционным представлениям
гуцулов, украшенные соответствующими
орнаментальными композициями предметы
приобретали магическую силу, которая
оберегала людей от вражеских
и вредоносных сил и
Тепло-коричневые тона бытовой
самодельной ткани "верет", "бесаг",
"покривцы" сочетались с яркими оранжевыми
красками тканей запасок ("пилок"),
вышивкой рубашек и полотенец и аппликацией
кожно-меховых элементов гуцульской одежды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: