Жилище и его эволюция в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Среди многих памятников народного творчества почетное место принадлежит архитектуре народного жилья, которую Александр Довженко назвал "архитектурной праматерью пристанища человеческого". С глубокой старины архитектурное народное творчество донесло до сегодняшнего дня элементы, свидетельствующие о высоких художественных, хозяйственно-культурных, нравственных идеалах народа-труженика. В архитектуре традиционного сельского жилья украинский народ, несмотря на многовековое социальное угнетение, ограниченные экономические возможности и почти полную изолированность от путей развития мировых профессиональных архитектурно-художественных школ, достиг эстетически значимых вершин в гармоничной согласованности самых разнообразных видов декоративно-прикладного искусства. Но художественное совершенство в отделке жилья была присуща не всем. Беднейшие слои украинского дооктябрьского крестьянства были лишены возможности украшать свой быт собственноручными произведениями декоративно-прикладного искусства. Лишения и нищета заставляли народных мастеров продавать свой талант.

Работа содержит 1 файл

иук.docx

— 801.12 Кб (Скачать)

Почетным в лемковской хате было место возле стола ("стула"), который покрывался скатертью ("обрусом"). К коротким сторонам стола ставили переносные небольшие лавочки.

В верхней части боковой  стены, которая имела два окна, размещали образы ("боги"), ярко-декоративные, написанные сине-красным пышным растительным орнаментом по белому фону тарелки  и народные картины. Гармонично сочетались белый и синий цвета традиционного  праздничного лемковского наряда со сдержанным цветовым декором интерьера жилья.

ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Жилой комплекс. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области

                                          

Украинское народное жилище ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

 

Для застройки гуцулы всегда выбирали наиболее ровные участки земли  на южных склонах гор. Удаленно друг от друга ставили они свои усадьбы ("оседки"), которые объединяли в одно целое жилье и хозяйственные постройки двора. Единство и защищенность жилой части ("избы"), которая в гуцульском жилье была расположена скраю с южной стороны и со всех сторон окружена хозяйственными пристройками ("притулами"), придавали всему жилищно-хозяйственному комплексу неприступный крепостной вид.

Климатические горные условия (частые и значительные осадки) требовали  строительства в жилье отвесных высоких четырехскатных крыш с глубокими  выносами ("карниза"), под которым  стелили поднятый над землей деревянный помост ("лавочки"), который служил местом для надомных работ в непогоду.

Традиционное гуцульское жилье представляло собой своеобразную архитектурную симфонию дерева. Ритму  мастерски уложенных массивных  венцов сруба стен вторили горизонтальный ритм галереи и по порядку уложенные  плахи на крыше. Декоративный строй  гуцульского жилья при однотипности строительного материала отличался  совершенным исполнением резной пластики архитектурно-конструктивных элементов - косяков, выступов сруба  и балок карниза, деталей ограды и столбцов открытой галереи.

В контрасте с определенной эстетичностью средств декоративного  оформления жилья выступала яркая  оранжевая насыщенность гуцульского  костюма, в котором соединялись  разнообразные материалы: шерсть, лен, кожа, метал, дерево.

ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Интерьер жилища. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области

                                          

Украинское народное жилище ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

По распределению и  расположением основных функциональных частей жилого помещения ("избы") гуцульский интерьер был таким, как  и в других районах Украины. В  частности, для гуцульского жилья  свойственно расположение кухонной печи в углу между дверью и тыльной  стенами дома у входной двери. Общеукраинским признаком было и то, что у гуцулов печь отверстием, где топили, куда ставили горшки для приготовления пищи и выпекали хлеб, всегда была обращена к фасадной (фронтовой) стене. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов.

Традиционным было также  размещение кровати з жердью и  колыбелью над ней возле печи вдоль тыльной стены хаты, полки  для посуды в углу между сенями и главными стенами, а лавки - под окнами.

Вместе с тем интерьер гуцульского жилья поражал неповторимостью  и художественной изысканностью  декоративно-художественных способов оформления, богатством цветовых соединений. Каждый из его элементов - печь, балки, жердины, полки для посуды, костюмы, бытовая ткань, бытовые предметы - свидетельствовал об исключительной трудоспособности гуцулов, их любви к орнаментации, разноцветных и разнофактурных соединений. Зажиточные хозяева выкладывали печи купленным рисованным кафелем. Сюжетно-орнаментальная разработка каждого кафеля представляет собой художественно выраженные фрагменты традиционно-бытовой жизни гуцулов: семейные и календарные праздники, художественные вкусы, виды художественных промыслов, культовые сооружения, обереги и символичные изображения и т.д..

Значение оберега имел резной орнаментальный декор, которым  украшалась балка, входные двери  и мебель. Согласно традиционным представлениям гуцулов, украшенные соответствующими орнаментальными композициями предметы приобретали магическую силу, которая  оберегала людей от вражеских  и вредоносных сил и способствовала благополучию семьи.

Тепло-коричневые тона бытовой  самодельной ткани "верет", "бесаг", "покривцы" сочетались с яркими оранжевыми красками тканей запасок ("пилок"), вышивкой рубашек и полотенец и аппликацией кожно-меховых элементов гуцульской одежды. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брук С.И., Кабузан В.М., Чижикова Л.Н. Украинцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. М., 1994. С.357
  2. Iсорiя Украiнскоi РСР. Киiв, 1979. Т.I. Кн.2. С.190
  3. Станюкович Т.В. Народное декоративно-изобразительное искусство // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры... С.472
  4. Искрин Н. История наших сел // Степной маяк. 1991. N 31. 14 марта
  5. Минх А.Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. - СПб., 1890. Цит. по: Мифы древней Волги... С. 529-536
  6. Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз - И.А.Ефрон. Т.22. - СПб, 1890
  7. Шкода К. Запорожцы за Волгой // Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. - Саратов, 1996. С.493-495
  8. Станюкович Т.В. Народное декоративно-изобразительное искусство // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры... С.472

Информация о работе Жилище и его эволюция в Украине