Жилище и его эволюция в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Среди многих памятников народного творчества почетное место принадлежит архитектуре народного жилья, которую Александр Довженко назвал "архитектурной праматерью пристанища человеческого". С глубокой старины архитектурное народное творчество донесло до сегодняшнего дня элементы, свидетельствующие о высоких художественных, хозяйственно-культурных, нравственных идеалах народа-труженика. В архитектуре традиционного сельского жилья украинский народ, несмотря на многовековое социальное угнетение, ограниченные экономические возможности и почти полную изолированность от путей развития мировых профессиональных архитектурно-художественных школ, достиг эстетически значимых вершин в гармоничной согласованности самых разнообразных видов декоративно-прикладного искусства. Но художественное совершенство в отделке жилья была присуща не всем. Беднейшие слои украинского дооктябрьского крестьянства были лишены возможности украшать свой быт собственноручными произведениями декоративно-прикладного искусства. Лишения и нищета заставляли народных мастеров продавать свой талант.

Работа содержит 1 файл

иук.docx

— 801.12 Кб (Скачать)

ЮГ УКРАИНЫ. Начало XX в.

Интерьер жилища, с. Петриковка бывшего Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, теперь Царичанского района Днепропетровской области

                                          

Украинское народное жилище ЮГ УКРАИНЫ. Начало XX в.

 

Интерьер жилища южных  левобережных районов Украины наследывал общепринятые в украинской традиции приемы расположения печи в углу у входной двери, шкафы для посуды в противоположном углу и скамейки под окнами главенствующей стены хаты, отличаясь формой трубы печи: печь имела закрытый стенками печи «припічок» (выступ у печи для лежания). В интерьере петриковской хаты расписывали потолок, возвышенную часть стены, особенно роскошно орнаментировали дымоход печи. В его композиционную структуру в начале XX века органично вошли элементы классической архитектуры - колонки, карнизы, фигурные декоративные арки. Карнизы украшали живописным орнаментом в виде растительного сюжета - "бигунчика", "бегунков", или цветными полосами. "Вазы", "букеты", "цветы" и "веточки" заполняли плоскости трубы между колонками. С помощью куска ткани ("віхтя"), щеточки-кисти ("котиковая кисть" из кошачьей шерсти, собранной в пучок и привязанной ниткой к рукоятке), наискось срезанного стебля рогозы петриковцы создавали пышные растительно-орнаментальные композиции, краски изготовляли домашним способом из трав, листьев и ягод. Использовали также и природные красители - цветные глины, охры, глина, сажу и мел.

Петриковские росписи  издавна очень популярны. Самых  способных рисовальщица приглашали расписывать дома в других селах. Сделанные ими " мальовки" (роспись на бумаге) высоко ценились. Цветной расписанный декор жилья сочетался с многоцветным народным костюмом.

ЮГ УКРАИНЫ. Конец XIX - начало XX в.

Интерьер  жилища, с. Мишурин Рог бывшего Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, теперь Верхнеднепровского района Днепропетровской области                                     

Украинское народное жилище ЮГ УКРАИНЫ. Конец XIX - начало XX в.

 

Интерьер жилища южных  районов Украины наследовал общеукраинскую традицию расположения печи в углу у входной двери, шкафы для посуды в противоположном углу и скамейки под окнами главенствующей стены хаты. Интерьеры жилья правобережных и левобережных районов нижнего течения Днепра различались в основном формой трубы печи. Так, на Правобережной Украине печь имела открытый «припічок», над которым на столбиках или без них нависал камин в форме усеченной четырехгранной пирамиды. Наклонные стенки дымохода имели всегда вверху и по низу профильное завершение в виде нескольких тяг.

В начале XX века, к печи, в  которой готовили пищу, с целью  более целесообразного ее использования  достраивали еще одну печь ("грубую"), которой отапливали дом. Конструктивно-архитектурное  решение этого комплекса ("печь-грубая") продолжало традиционные приемы, сложившиеся во всех районах Украины. Грубую печь украшали настенной росписью. Декоративно-художественные украшения грубой печи сочетались в цветной и в орнаментальной разработке с декором печи для приготовления пищи.

В жилище Правобережной Украины  предпочитали растительную, вазонного  типа орнаментику, которую выкапывали насыщенными красными цветами. Росписью, кроме печи и "грубой" печи, украшали стены, потолок, окна.

ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Жилой комплекс, с. Цибулевка бывшего Каменец-Подольского уезда Подольской губернии, теперь Каменец-Подольского района Хмельницкой области

                                                

Украинское народное жилище ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

 

Широко распространенной на Подолье была свободная застройка  двора. Жилой дом ставили поодаль  от улицы в глубине чистой части  двора, а хозяйственные постройки  размещали на уединенной части усадьбы ("обійсті"). Ведущим признаком архитектурно-художественного образа подольского жилого комплекса была его живописность. Особой декоративностью отличались дома южных приднестровских районов Подолья, граничащие с Молдавией. Пластический декор соломенной крыши, высота которой вдвое превышала высоту стен дома, уравновешивалась цветным насыщенным декором, разрисованным на белом фоне стен. Изысканной выразительности добились подольские мастера в средствах заключения соломенных снопы, которыми подшивали крышу. Мастерски уложенные, "вышитые" ими "кисти" по рогам стремительного четырехскатной крыши заканчивались высоким гребнем, прижатых заключенными в горизонтальном ритме перекрещенными деревянными палками.

Художественное наследие подольских мастеров поражает разнообразием  колористических сочетаний в  композициях настенной живописи. Они оперировали только цветными глинами и природными красителями, пользуясь нехитрыми принадлежностями (самодельными кистями - тряпками, штампами, изготовленными из корнеплодов и т.д.).

Самыми любимыми у женщин на Подолье были фризовые орнаментальные полосы, которыми опоясывали крыльцо  и верхние части стен; композиции в виде вазонов, бегунков, отдельных  цветков и цветных пятен рисовали под крышей, вокруг окон и на углах  стен жилища; орнаментальные полосы украшали нижнюю часть стены над желтой завалинкой; декоративной росписью украшали и хозяйственные постройки двора (курятники, хлева).

Цветовые гаммы народной женской одежды белая рубашка, вышитая  «низинкой» («низзю») черно-красными нитками, и черная в цветную полоску "горбатка" - контрастирует с насыщенным цветовым разноцветным декором жилья.

ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Интерьер жилища, с. Сказинцы бывшего Могилевского уезда Подольской губернии, теперь Могилев-Подольского района Винницкой области

Украинское народное жилище ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

 

Расположение и распределение  основных частей жилого помещения ("избы") подолян были типичными, как и  по всей Украине. Кухонную печь размещали в углу между внутренней (стена сеней) и внешней стенами дома у входной двери. Возле печи под тыльной стеной на столбиках стелили доски для спального места ("піл"). В углу между внутренней (стена сеней) и главной стенами у дверей крепили открытый шкаф для посуды ("мисник"), а под окнами главной стены ставили скамью. По традиции печь отверстием ("челюстями") всегда была обращена к окнам главной стены дома.

Особые черты подольскому  интерьеру придавало декоративно-художественное оформление его архитектурно-конструктивных элементов и прикладных вещей домашней утвари.

Любовь женщин Подолья  к живописи проявлялась в многоцветных настенных росписях, которыми украшали интерьер. Особого внимания уделялось  декоративному оформлению печи. Все ее элементы - дымоход, профильные карнизы, "челюсти" и даже заслонка - расписывались ("рисовались") цветными глинами. Украшались росписью также: стены и окна. Праздничности интерьеру придавали писанные по белому и желто-охристому фону миски, которые выставляли напоказ в шкафу, а также бумажные украшения - "витинанки", которые крепили на балку.

Тканые дерюги на кровати, длинные, украшенные цветными полосками  коврики ("налавники"), двухцветная красно-черная вышивка рубашки и черная в цветную полоску тканая «горбатка» дополняли многоцветие интерьера подольской дома.

ПОЛЕСЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Жилой комплекс, с. Сварицевичи бывшего

Ровенского уезда Волынской  губернии, теперь Дубровицкого района Ровенской области

 

Украинское народное жилище ПОЛЕСЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

 

Для районов Волынского Полесья  была характерна двухрядная застройка  двора. Хозяйственные постройки, объединенные общими стенами и крышей, выстраивались  в один ряд параллельно жилому дому, который, в зависимости от ориентации по солнцу, приближали к улице длинным  или коротким фасадом или выносили во второй ряд и располагали в  глубине двора. Объемно-пространственная композиция такой застройки выделяется монументальной графичностью силуэтов двускатных равно- или разновысоких крыш, которые покрыты деревянными  «плахами» или «драницами». Весь комплекс характеризуется традиционной для Полесья серебристо-серой  цветовой гаммой, сдержанностью примененного в отделке художественного декора. Поражают богатство мотивов контурного резьбы двурогих или вертикальных завершений, декоративные фронтоны двускатных крыш жилья.

Насыщенность открытых контрастных  цветов присуща традиционному женскому костюму, непременной частью которого была «намитка» головной убор замужней женщины.

ПОЛЕСЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Интерьер жилища, с. Сварицевичи бывшего Ровенского уезда Волынской губернии, теперь Дубровицкого района Ровенской области

Украинское народное жилище ПОЛЕСЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

В интерьере отдаленных районов  Волынского Полесья почти до начала XX века сохранилось много архаических  элементов. Наследуя общеукраинскую традицию расположения, печь размещали в углу у входной двери, полки - открытый шкаф ("мисник") в противоположном углу у входа, скамейку под окнами главенствующей стены, а спальное место ("піл") непосредственно у печи вдоль тыльной стены с люлькой над ним. В избах сохранились такие элементы, как специальный дымоотводящий прибор ("світець"," посвіт"), который крепился под отверстием потолка над лучиной. Архаичной была и форма пыльной печи ("курна піч"), дым от которой исходил сразу в дом, через что закопченные стены ничем не украшались. Характеру пыльной печи отвечал темный, так называемый "дымная" керамическая посуда ("горшки", "кувшины", " гладущики"). БОЙКОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Жилой комплекс, с. Верхние Ворота, теперь Половецкого  района Закарпатской области

Украинское народное жилище БОЙКОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

 

Характерной особенностью жилья  бойков (этнографической группы украинского  народа), как и лемков, было объединение под общей четырехскатной крышей жилого помещения с рядом хозяйственных - сенями, кладовой, конюшней, сараем, навесом. В отличие от лемковской длинной хаты, жилая часть у бойков занимала в застройке не крайнее, а среднее положение, имела два или три окна в передней "фронтовой" стене сооружения, вдоль тыльных и боковых стен под спуском крыши оборудовали хозяйственные пристройки.

Отвесная четырехскатная соломенная крыша, высота которой более  чем втрое превышала высоту стен, пропорционально уравновешивалась вытянутым вдоль главенствующим фасадом. Горизонтальному ритму  гребня отвесной крыши повторяли  горизонтальные венцы ("обаполи") срубной стены и линия поднятого над землей пола открытой галереи ("міст", "лавочки", "передвікна", "пристінки").

Архитектура народного жилья  бойков - верховинцев была почти лишена декоративных украшений, которым были свойственны украшение гуцульского дома, отличалась простотой и лаконичностью форм.

Традиционная одежда бойков была уравновешена в цветовых гаммах, ней почти до начала XX в. сохранился ряд архаических элементов, такие, в частности, как длинная ворсовая шерстяная накидка ("гуня") или платообразный головной убор замужних женщин - "намитка".

ЛЕМКОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Жилой комплекс. Теперь с. Вышка Великоберезнянского района Закарпатской области

 

Украинское народное жилище Лемковщины. Конец XIX - начало XX в.

 

Характерной особенностью жилья  лемков (этнографической группы украинского народа), как и бойков, было однорядное объединение под общей четырехскатной крышей жилого помещения со всеми хозяйственными сенями, амбары, риги, хлева, конюшни. Жилую часть в ряду застройки ставили преимущественно первой. Вдоль тыльных стен под спуском крыши также размещали хозяйственные пристройки.

В пропорциональном соотношении  основных частей лемковской длинной хаты доминировала отвесная четырехскатная крыша, покрытая соломой. Для покрытия крыши, кроме соломы, зажиточные крестьяне использовали дерево или комбинировали оба материала: нижние ряды покрывали деревом, а остальной отвес – соломой. Высота крыши втрое, а то и больше превышала высоту стен. Благодаря высокой крыше длинная хата лемков воспринималась достаточно компактной, уравновешенной монументальным сооружением.

Свое: жилье лемки украшали не только общераспространенной в Карпатах резьбой, но и побелкой подсиненной известью швов между венцами сруба, предварительно промазаные глиной.

Только у лемков распространилась роспись открытых срубных стен и отдельных архитектурных деталей сооружения (дверных косяков, дверей, ворот) белой или зеленовато-желтой глиной. Композиция и орнаментальные сюжеты линейно-графической лемковской росписи выделялись совершенством и свидетельствовали о художественном декоративно-образном ощущении красоты.

На фоне кружевного украшенного  росписью сруба жилья выделялась традиционная лемковская одежда, в которой преобладали белый и синий цвета, фактура мелких складок, отделка фартуков и юбок цветными лентами.

ЛЕМКОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Интерьер жилища. Теперь с. Кострина Великоберезнянского района Закарпатской области

                                                  

Украинское народное жилище Лемковщина. Конец XIX - начало XX в.

 

Распределение и расположение основных частей интерьера жилого помещения  лемковского жилья традиционные. Печь для приготовления пищи всегда размещалась в углу между стеной сеней и тыльной стеной дома у входной двери. Вдоль тыльной стены ставили кровать, а под окнами короткой боковой стены - скамью и перед ней стол.

Вместе с тем интерьер лемковского жилья отличался, прежде всего, направлением отверстий ("челюстей") печи, где топили, куда ставили горшки для приготовления еды и выпекали хлеб. Только у лемков отверстия печи ориентировали не на лицевую, как это было согласно украинской традиции, а на боковую стену. Такое расположение отверстий печи обусловило ряд специфических особенностей интерьера жилья. Кровать хотя и размещалась на традиционном месте возле тыльной стены, но уже на некотором расстоянии от печи, не впритык к ней. Свободная рабочая площадь перед печью освещалась из окна, которое оборудовали в тыльной стене хаты. Специфически удлинённой формы приобрел также и подвесной над лежанкой перед отверстиями печи камин ("цевка").

Информация о работе Жилище и его эволюция в Украине