Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:44, реферат
Поэтому, изучая костюмы той или иной страны, мы обязательно должны будем коснуться её природных и социально - экономических условий, присущего ей эстетического идеала красоты, характерных черт культуры, искусства, общего художественного стиля.
Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере периода Барокко. Также в задачу этой работы входит определение преемственности моды эпохи Барокко, то есть её влияние на костюмы и эстетические идеалы последующих эпох.
Введение
Глава I. Характеристика костюма эпохи Барокко
1.1 Историческая справка периода Барокко
1.2 Эстетический идеал красоты
1.3 Ткани, цвет, орнамент
1.4 Мужской костюм
1.5 Женский костюм
1.6 Обувь
1.7 Прически
Глава II. Характеристика системы кроя эпохи Барокко
2.1 Мужской костюм
2.2 Женский костюм
Глава III. Характеристика моделей аналогов по признакам кроя
Глава IV. Обоснование разработки коллекции моделей современной одежды по источнику творчества
Приложение
Список используемой литературы
Министерство образования науки Российской Федерации
Казанский
Государственный
Технологический
Университет
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История костюма и кроя»
на
тему: «Женский
и мужской костюм стиля
барокко »
Выполнила:
Студентка 1 курса гр. 7101-23
Борисова Алёна
Проверила:
Ст. преподаватель
Гарифуллина Г. А.
Казань 2011
Содержание
Введение
Глава I. Характеристика костюма эпохи Барокко
1.1 Историческая справка периода Барокко
1.2 Эстетический идеал красоты
1.3 Ткани, цвет, орнамент
1.4 Мужской костюм
1.5 Женский костюм
1.6 Обувь
1.7 Прически
Глава II. Характеристика системы кроя эпохи Барокко
2.1 Мужской костюм
2.2 Женский костюм
Глава III. Характеристика моделей аналогов по признакам кроя
Глава IV. Обоснование разработки коллекции моделей современной одежды по источнику творчества
Приложение
Список
используемой литературы
Введение
Согласно определению, данному в словаре русского языка С. И. Ожегова, одеждой называют «совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело» В. Мещеряков. И, тем не менее, несмотря на такое прозаическое определение, одежда является составной частью как материальной, так и духовной культуры любого общества. Ведь, с одной стороны, «предметы одежды созданы человеческим трудом и удовлетворяют определенные потребности; с другой - это произведения декоративно - прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека» Н. М. Каминская. Костюмом же специалисты называют не только собственно одежду, покрывающую тело, но также прическу, обувь, головные уборы, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения), то есть то, что сейчас принято называть аксессуарами. «Ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм» С. М. Темерин.
С одной стороны, костюм является выразителем индивидуальной характеристики владельца, то есть по нему мы с достаточной долей вероятности можем определить возраст, пол, эстетический вкус и даже характер данного человека.
С другой - костюм сам является отражением общественной жизни на данном историческом этапе и меняется в зависимости от изменения социально - экономических условий эпохи. Такие изменения сказываются на формах и пропорциях костюма, способе его ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений и всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами.
Поэтому, изучая костюмы той или иной страны, мы обязательно должны будем коснуться её природных и социально - экономических условий, присущего ей эстетического идеала красоты, характерных черт культуры, искусства, общего художественного стиля.
Задача
этой работы - рассмотреть, насколько
это возможно, все составляющие, которые
входят в понятие «костюм», (то есть одежду,
прически, ткани и т.д.) на примере периода
Барокко. Также в задачу этой работы входит
определение преемственности моды эпохи
Барокко, то есть её влияние на костюмы
и эстетические идеалы последующих эпох.
Глава I. Характеристика костюма эпохи Барокко
1.1 Историческая справка периода
Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.
Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы- восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях. При этом кукол было две: «большая Пандора В. Мещеряков. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание - Сила. 1971 г. № 11. Стр. 54», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.
Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.
В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант»- источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.
В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.
В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.
XVII в.- это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения.
Крупнейшей колониальной и торговой державой Европы становится Голландия. Однако к концу XVII в. она уступает первенство Англии и Франции. Глубокий экономический и политический кризис охватывает Испанию и Италию.
Художественная культура XVII в. характеризуется появлением и расцветом национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии, отразивших особенности исторического развития, характера общественной жизни, местных условий. Вместе с тем для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко История костюма. Г.Дудникова.,Ростов н\Дону «Феникс»,2001г.-416с.,-стр.204 (барокко в переводе с французкого- странный, вычурный), пришедший на смену искусству Возрождения.
Стиль барокко зародился в конце XVI в. в Италии и распространился в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного и грубого, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождаются бурная динамика, захватывающие страсти, живописность, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность.
Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII в. с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными стенами и потолками-сводами, тяжелая величественная мебель из черного и красного дерева, инкрустированная серебром и бронзой, создавали определенный фон для человека, образуя единое целое с его обликом, костюмом, манерой поведения.
Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство XVII в. Основные его принципы связывали идеалы красоты, истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью. В искусстве это нашло выражение в геометричности линий и форм, четкости объемов, в костюме-- в дальнейшем совершенствовании каркасной формы, подчинении человеческой фигуры стандартной схеме объемов и пропорций, определенной ясности и целесообразности конструкции.
Влияние классицизма
в костюме особенно проявляется во Франции--
на родине этого стиля и в Англии. Как в
архитектуре и изобразительном искусстве,
элементы барокко и классицизма, несмотря
на противоречивость, органически сочетаются
в костюме XVII в.
1.2
Эстетический идеал
красоты
Стилю Барокко присущи торжественность, величественность, высокопарность. В архитектуре это проявилось в грандиозности масштабов сооружений, в пышной декоративности их оформления. Новый эстетический идеал выражался в монументальности и величии, богатстве и красочности одежд, меняется эстетический идеал.
Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в.- это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Во Франции, которая начиная с XVII в. становится законодательницей моды в Европе, таким идеалом мужской красоты признается Людовик XIV- «король-солнце»- высокого роста, с правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Король был искусным танцором, наездником, стрелком и охотником.
Он был высокого роста с правильными чертами лица, с пышными и длинными белокурыми волосами. Он умел играть свою роль властелина цивилизованного мира с таким достоинством и тактом, что его собственные вкусы и вкусы его двора в вопросах искусства, литературного языка и моды повсеместно были приняты в качестве образца.
Идеал женской красоты - величественность, нарядность, жеманство.женская фигура характеризуется высоким ростом, «лебединой шеей», покатыми, откинутыми назад плечами, хорошо развитыми грудью и бедрами, узкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 41 сантиметра) и пышными волосами.
1.3
Ткани, цвет, орнамент
В XVII в. производство тканей начинает приобретать промышленный характер. Возрастает их разнообразие по волокнистому составу, методам отделки, фактуре, орнаментации.
Высокий расцвет переживает шелковое и шерстяное ткачество во Франции и Италии, производство набивных тканей в Англии, Голландии, Германии и Швейцарии. Наряду с использованием ярких, светлых, чистых тонов возникает интерес к нежным полутонам и ахроматическим цветам- серому, белому, черному, которые подчеркивались цветовым контрастом в ансамбле (например, серый верх, огненно-красная подкладка). В начале XVII в. французский король Генрих IV впервые вводит символику траурного черного цвета.
В отделке тканей большую роль играла золотая и серебряная нить, эффект шантан.
Если повышенная декоративность костюмов Ренессанса проявлялась в экстравагантности форм, в живописной пестроте разрезов, то в XVII в. она проявляется в перегрузке рельефными украшениями, которые скульптурно создавались из самой ткани. Это многочисленные пучки лент, рюши, оборки, гофрировки, буфы, отделка галуном, шнуром, позументом из золотых и серебряных ниток. В связи с этим в моде гладкие и тонкие ткани: атлас, тафта, муар, газ, тонкая шерсть.
Орнаментация ткани находится под прямым воздействием стиля барокко. Крупные декоративные цветы причудливых очертаний, орнаментальные завитки, листья аканта, плоды граната и виноградные гроздья, ромбовидная сетка с розетками (так называемый трельяж)- основные рисунки тканей того времени. В композицию узора включали также короны, вазы, корзины, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров настолько велики, что их раппорт достигал иногда полуметра.