Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:42, реферат
Сегодня в России происходит формирование субкультурных сообществ.
Этот процесс является предметом исследования не только социальной и культурной антропологии, но и культурологов, педагогов, историков. Проблема изучения «женских историй», анализ биографий открывает перспективы сделать «невидимую женщину» актором исторического процесса. Возникает проблема субкультур женщины - профессионала, женщины - исследовательницы, женщины - творца, женщины - изобретателя, деловой женщины.
1. Введение
2. Основная часть
1. Особенности положения женщины в мировой культуре; концепции и их критика
2. Андроцентрическая и феминисткая культурологические концепции
3. Женская литература
4.Женщина в культуре повседневности: массовые коммуникации и реклама
5. Женщина-профессионал в искусстве
3. Заключение
4. Библиография
Новое прочтение (интерпретация, толкование) текстов дает возможность отойти от традиционных и литературоведческих, и социально-политических трактовок, проанализировать произведения с точки зрения представлений о понятиях женственное и мужественное, которые являются конструктами культуры и подвергаются постоянной эволюции в исторической перспективе.
Гендерное «измерение» часто дает возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты или произведения, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации, деконструировать казалось бы незыблемые понятия, выявлять субтексты, отражающие символы женского опыта.
К примеру, — книги серии «Женский почерк», выпускаемой издательством «Вагриус» с 1999 года. В серии вышли книги Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Токаревой, Н. Садур, С. Василенко, И. Муравьевой, О. Новиковой, Н. Медведевой, Н. Горлановой и других.
Произведения этих писательниц демонстрируют широкий спектр совершенно разных стилей, манер, сюжетов.
Значит, женская проза — большой раздел литературы, и необходимо иметь в виду, что любовные истории далеко не всегда являются центральной темой этих произведений, в отличие от произведений такого жанра, например, как дамский роман.
Рассматривая недостатки или достоинства женских текстов, критики всегда, сознательно или бессознательно, сравнивают их с мужскими.
Не только количественное увеличение «женского словесного массива» в литературе, но и осмысление этого явления критикой помогут преодолеть традиционалистские и фундаменталистские взгляды, дадут возможность внести иные знаково-символические элементы в современную языковую систему и выйти за рамки патриархатного мышления, во многом определяемого господствующей маскулинистской культурой.
4. Женщина в культуре повседневности: массовые коммуникации и реклама
Стереотипы, являясь культурно обусловленной моделью мира, формируются под влиянием разных каналов коммуникации. Одним из значимых каналов формирования стереотипа и его закрепления является массовая коммуникация.
Массовая коммуникация - сложное и многоплановое явление. Мы рассмотрим лишь одну грань этого явления, активно использующую и формирующую стереотипы, - рекламную коммуникацию.
Женский образ в рекламе используется с самого зарождения рекламной коммуникации.
По данным исследований по силе притяжения «женский образ занимает первое место, затем идут образы детей, животных, мужчин. Однако, по данным американских исследований конца 80-х годов, 83-90% времени голоса за кадром принадлежит мужчине»
.
Женский образ подчеркивает соблазнительность, привлекательность, вкус товара, мужской образ подчеркивает компетентность, силу, надежность. В этой традиции реклама использовала гендерные стереотипы долгое время: женщина изображалась хозяйкой, матерью, мягкой и заботливой, мужчина - компетентным и надежным, сильным и уверенным. Реклама, отражая социокультурные паттерны поведения, изменяется вместе с их изменениями. Что происходит в рекламе сейчас?
«В современной отечественной рекламе тенденция использовать предпочтительно мужской голос за кадром сохраняется, так в рекламном блоке НТВ из 11 рекламных роликов 10 озвучены мужчиной; в рекламном блоке 1 канала 15 - мужчинами, и 8 женщинами.
Один из важнейших принципов построения рекламного сообщения - возможность для потребителя идентифицировать себя с героями рекламных роликов, поэтому можно утверждать, что появление новых типов поведения мужчин и женщин в рекламе отражает появление новых поведенческих стереотипов в массовом сознании, сближающих мужские и женские типы поведения.
5. Женщина-профессионал в искусстве
Кризис представлений о традиционной феминности и маскулинности тяготение к андрогинности во второй половине XX века определили тяготение к сочетанию качеств обоих полов в образах моды: «а ля гарсон» - 20-х, «женщина-воин» - 30-х, «деловая женщина» - 70-х, тяготение к унисексуальности - в 90-х.
К концу 90- унисекс сдает свои позиции. Научной проблемой стало исследование сценариев и фреймов дискурса женственности современного искусстве свидетельствуют, что символы женственности наиболее часто эксплуатируются властью (власть моды и её жертвы), а также рекламой, как формой прикладного искусства Новейшего времени.
На основании наблюдений в области дискурсов женственности современной культуре, пользуясь социологической терминологией, мы должны выделить женщин-собственников ресурса женственности и женщин-менеджеров этого ресурса.
К категории собственников ресурса женственности мы можем отнести как танцовщиц, музыкантш древности, так и многих искусных актрис и представительниц шоу- бизнеса разных направлений.
К числу менеджеров ресурса женственности мы должны отнести поэтесс, писательниц, художниц, женщин-ученых, которые создавали новые идеалы женственности, меняя прежние стереотипы феминности.
Вспомним общественный резонанс романа «Что делать» Н. Чернышевского, ставшего идеалом для подражания многих женщин того времени?.
В ХХ в. женщины стали проявлять себя в современной культуре и искусстве и чаще, и многообразнее.
Если проследить имена лауреатов Нобелевской премии, мы увидим, как постепенно увеличивается число женщин-лауреатов в области литературы.
Точно так же во всех видах искусства.
Постепенно все больше становится женщин, даже в таких исконно мужских видах искусства, как скульптура (напр. Анна Голубкина, Вера Мухина).
Конечно, число произведений, посвященных дому, семье, любви остается по преимуществу женской привилегией.
Но постепенно нарастают и более широкие горизонты, и более глубокие темы в творчестве женщин. Они работают во всех «этажах» художественной культуры: и низших - массовых, и элитарных. Однако здесь наблюдается очень интересный феномен, характерный именно для нашего времени. Если раньше творчество женщин чаще страдало от сентиментальности, узости и традиционности воззрений, то сейчас заметна явно иная тенденция.
В современном искусстве в творчестве женщин чаще больше жестокости, жесткости, которые, казалось бы, должны превалировать в творчестве мужчин.
Вспомним творчество Киры Муратовой, Ренаты Литвиновой, Софьи Губайдуллиной, Людмилы Петрушевской.
Интереса заслуживает наблюдение психологов о том, что в творчестве мужчин, наоборот, часто превалируют черты нежности, мягкости, казалось бы, более присущие женщинам. Не случайно в наше время так широко распространился контр - альт - высокий голос у мужчин, способных исполнять женские партии.
Когда мы ведем речь о женщине в искусстве, следует обратить внимание не только на тех, кто создает произведения искусства. Стоит иметь в виду и потребителей искусства.
Вывод
Обобщая вышесказанное я считаю необходимым подвести итог сделав следующие выводы.
Без гендерного просвещения в современном мире немыслимо сейчас ни строительство подлинной представительной демократии, ни функционирование демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан — и женщин и мужчин.
При этом мы должны понимать так же и то, что основные концепты целостного культурологического образования являются в понимания целостности современного мира, в котором вопрос роли женщины в мировой культуре занимает очень важное место.
Воззрения ученых на природу «женского мира», как показывает изучение вопроса, неразрывно связаны с воззрениями на природу женщины вообще.
Ценности и представления, касающиеся роли женщины в обществе и культуре , и связанные с ними гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания. Этот уровень, наиболее стабильный, уходит корнями в далекое прошлое, передается из поколения в поколение.
4. Библиография
1.Актуальные проблемы культуры XX века: М.: Наука, 1993. – 480 с.
2. Митина О. Гендерное поведение и стереотипы. \\ Женщина Плюс.№2, 2000. 3. Данилец А.В.Проблема изучения роли женщины в культуре 20 – 21 вв. на уроках мировой художественной культуры. - Отчет, СПб.: 2008
4.Женщина в меняющемся мире. — М.: Наука, 2004. – 380 с,
5.Женщины и гендерные проблемы в странах с переходной экономикой: взгляд ЮНИСЭФ (UNICEF), 2005. – 320 с.
6.Митина О. В. Женские гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.