Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:02, курсовая работа
В данной работе проанализированы работы Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого «Я», «По ту сторону принципа наслаждения», «Тотем и табу». Рассмотрено зарождение культуры; роль культуры в развитии общества и личности; религия и культура; сравнение фрейдистского и просветительского взглядов на культуру и развитие общества.
Тем не менее религия имеет положи тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Так же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая.
5. КРИТИКА ФРЕЙДА ПОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ВЗГЛЯДА НА КУЛЬТУРУ
Просветители считали культуру выражением жизнедеятельности человека, его разумной активности. Соответственно предполагалось, что история есть плацдарм, на котором разворачивалась продуктивная, творческая мощь человечества. Культурные контакты между людьми просветители рассматривали как просвещение, то есть как разъяснение истины, смысла тех или иных духовно-нравственных феноменов, разоблачение и устранение «неистинны», предрассудков.
Просветительское представление о культуре сводилось к тому, что заблуждения людей можно развеять посредством распространения знаний, то есть путем своеобразной диффузии накопленных богатств в массовое сознание. Мыслители той поры надеялись, что рост грамотности, элементарной просвещенности народный массы, увеличение ее досуга и распространение духовной продукции автоматически обеспечит приобщение самой широкой аудитории к высшим культурным ценностям. Таким образом, просветители считали разум главным достоинством человека. Многие столетия люди считали, что главный дар человека – это его сознание. Оно возвышает человека над природным царством и определяет человеческое поведение. Это первое и главное положение просветительского образа человека.
Второе положение вытекает из первого. Если человек разумен, если он способен подвергать любое суждение суровой и убедительной критике, значит, он вменяем. Он не способен совершить дурной поступок, потому что его сознание является верным социальным поводырем. Ход мыслей просветителей: тебе дан разум и ты должен отвечать за свои действия, потому что элементарно способен продумать собственные мотивы и действия.
Третье положение просветительской модели человека касалось связи человек – животное. Человек, безусловно животное. У него есть дикие инстинкты, которые обнаруживают звериную сущность человека. Однако это вообще не главное в человеке. Инстинкты можно облагородить, «окультурить», цивилизовать. Чем дальше развивается история. Тем больше она возвышает человека, освобождая его от оков инстинктов. Чем дальше развивается история, тем больше она возвышает человека, освобождая от оков инстинктов. Человеческая природа в целом освобождается от животного наследия.
Все эти три компонента Фрейд подверг радикальной критике. Он показал, что разум – это всего лишь узкая полоска света в глубинах человеческой психики. Сознание окружено материком бессознательного. Но главное состоит в том, что именно бездны неосознанного оказывают решающее воздействие на человеческое поведение, во многом обуславливают его. Он показал, что наши мысли и поступки определяются бессознательным. Стало очевидно, что нами управляют стихийные порывы, которым разум приискивает разумные резоны.
Фрейд
показал, что инстинкты человека,
разумеется, испытывают воздействие наличной
культуры. Однако они принципиально не
могут «облагораживаться», поскольку
они сохраняют свою сущность. Это значит,
что история не только очеловечивает,
но и расчеловечивает человека. Например,
просветители считали, что культурный
человек не станет есть сырое мясо, даже
если он голоден. Однако массовый голод
и одичание, свойственные истории, показали,
что тонкая пленка культуры легко устраняется,
и инстинкт обнаруживает свою подлинность
разнообразных экспериментальных ситуациях.
Точно так же в тюремной камере стремительно
исчезают многие навыки цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и культуры. В основе его лежало глубокое убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке (сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного) с одной стороны и культуры с другой стороны. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.
Следствием такого понимания культуры
стала ее романтическая критика. Фрейд
приходит к заключению, что прогресс культуры
ведет к уменьшению человеческого счастья
и усилению чувства вины из-за растущих
ограничений для реализации природных
желаний.
При
объяснении происхождения и сущности
институтов культуры Фрейд исходил из
убежденности в подобии индивидуальных
и коллективных психологических закономерностей,
а также в одинаковости механизмов формирования
нормальных и патологических явлений
психики. Это позволило ему, усмотрев сходство
между симптомами невроза навязчивости
и религиозными обрядами, объявить религию
«коллективным неврозом», а наличие
в психике человека типических форм реагирования
(Эдипов комплекс) и коллективных символов
указывает, по мнению Фрейда, на реальные
события в истории человечества, памятью
о которых выступают данные психические
феномены.
Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции массу недостатков, прежде всего недопустимость сведения всего многообразия культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие ряда положений Фрейда фактам антропологических исследований (даже его исходная "циклопическая" семья — это плод воображения Аткинсона). Список противоречий и недостатков культурологии Фрейда можно продолжать.
Но
хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической
концепции культуры 3. Фрейда не заслоняли
его несомненных достижений. В качестве
последних хотелось бы выделить: расширение
предмета исследований культурологов,
вовлечение в сферу научного анализа новых
объектов изучения (стереотипы сексуального
поведения, ранний период детства, сны,
эмоциональная сфера личности); выделение
значительной роли бессознательного в
деятельности человека и функционировании
культуры; создание концепции личности,
ориентированной на взаимодействие с
культурой, которая стала основой для
осуществления межкультурных исследований
направления "Культура-и-личность";
исследование компенсаторной, психотерапевтической
функции культуры; формирование направления
изучения особенностей отклоняющего поведения,
соотношение нормы и патологии в различных
культурах, впоследствии составившее
основу этнопсихиатрии или транскультурной
психиатрии.
01.12.2010
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ