Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:38, реферат
Целью реферата было рассказать о сложившихся в XIX в. направления в искусстве, а точнее в литературе. Цель достигнута путем рассказа в хронологическом порядке о возникновении и развитии литературных направлений.
Перу К. Гамсуна принадлежат психологические
романы «Голод», «Мистерии», «Виктория»,
в которых изображен бунт личности против
обывательской среды. Труд земледельца
воспет им в пьесе «Соки земли», за которую
Гамсун получил Нобелевскую премию в 1920
г. Ненависть Гамсуна к капиталистическому
строю привела к увлечению нацистскими
идеями. В пьесе «У врат царства» отражены
антидемократические тенденции. За сотрудничество
с фашистами в годы Второй мировой войны
он был осужден.
Новые направления в литературе XIX в.
Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.
Отталкиваясь от реализма и романтизма,
возникают новые художественно-эстетические
теории, получившие большую или меньшую
популярность. Преемником некоторых романтических
традиций стало возникшее в Англии в 1842
г. Братство прерафаэлитов» — общество
поэтов и художников: поэт и живописец
Д. Россети (1828—1882), поэтесса К. Россети
(1830—1879), художник, дизайнер, писатель
У. Моррис (1834—1896). Неприятие современной
цивилизации сочеталось у прерафаэлитов
с идеализацией Средневековья и Раннего
Возрождения, требованиями эстетизации
жизни. Они стремились к возрождению «наивной
религиозности» в искусстве. Идеи прерафаэлитов
в дальнейшем во многом повлияли на развитие
символизма в английской литературе.
Как новое направление в искусстве символизм сложился Символизм в Европе в конце XIX— начале XX вв. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891) и др.
П. Верлен (сборники стихов «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Мудрость») ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность.
Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, инверсии, стремление к передаче «сверхчувственного». Это отчетливо прослеживается в драматических фрагментах «Иродиада» и сборнике «Стихотворения».
Одна из основных фигур французской поэзии — А. Рембо, автор книг стихов и прозы «Сквозь ад» и «Озарения», проникнутых алогичностью, «разорванностью» мыслей, антибуржуазностью и пророческим пафосом: Поэт сам делает себя восприимчивым — путем длительного, изнуряющего и тщательно продуманного расстройства всех чувств.
Символизм получил распространение и в других странах: в Германии — в творчестве Стефана Георге (1868—1933), в Австрии — Гуго Гофмансталя (1874—1923) и Райнера Марии Рильке (1875—1926), в Бельгии — Мориса Метерлинка, (1862—1949), Жоржа Роденбаха (1855—1898).
С. Георге отстаивал культ «чистого искусства» и его мессианской роли в сборниках «Седьмое кольцо», «Звезда союза». Он испытал влияние Ф. Ницше (сборник «Новое царство»). Символизмом проникнуты лирика и драматургия Г. Гофмансталя («Каждый человек»).
Ведущая тема творчества Рильке — стремление преодолеть одиночество через любовь к людям и слияние с природой. В его произведениях («Книга образов», «Часослов») сочетаются философская символика, музыкальность и пластичность. Роман-дневник «Заметки Мальте Лауридса Бригге» предвосхищает экзистенциалистическую прозу.
Протест против приземленности натурализма выражал М. Метерлинк в своей символистической поэтике. Он автор пьес «Сестра Беатриса», «Монна Ванна», «Синяя птица». Метерлинк — лауреат Нобелевской премии 1911 г.
Творчество крупнейшего поэта-символиста Ж. Роденбаха, автора символистических романов «Мертвый Брюгге», «Звонарь», носит религиозно – мистический характер.
Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства — тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.
Болезненный упадок цивилизации — очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821—1867). Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название, вызывающее, но точно соответствующее сгущенно-трагическому видению мира, — «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла: Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое.
Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией — перерождение реализма в натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-е годы XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения — Эмиль Золя (1840—1902). В своем главном труде — двадцатитомной серии романов «Ругон-Маккары» Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822—1896) и Жюль (1830—1876) Гонкуры, немцы Арно Хольц (1863—1929), Герхарт Гауптман (1862—1946), бельгиец Камиль Лемонье (1844-1919).
В романах братьев Гонкур («Жермини Ласерте», «Рене Мопрен») жизнь разных слоев общества показана и реалистическими, и натуралистическими методами. В 1879 г. после смерти брата Эдмон Гонкур написал повесть «Братья Земгано». По завещанию Эдмона Гонкура основана Гонкуровская академия (1903), которая ежегодно присуждает премию за лучший роман года во Франции.
Арно Хольц — теоретик натурализма. Им изданы сборник стихов «Книга времени», а также совместно с И. Шлафом сборник новелл «Папа Гамлеи» и драма «Семья Зелике». Основоположник немецкого натурализма Г. Гауптман, автор драм «Перед восходом солнца», «Роза Бернд», «Перед заходом солнца», комедии «Бобровая шуба», в которых социальный критицизм соседствует с абсолютизацией биологических законов, символистикой (сказка-драма «Потонувший колокол»). Позже в его творчестве проявились мистические тенденции. Он автор драмы «Ткачи» о польском восстании силезских ткачей. Лауреат Нобелевской премии 1912 г.
Натуралистическое направление в искусстве
было неоднородным. Наряду с реалистическими,
демократическими чертами нередко доминировали
тенденции декадентства, со свойственной
ему безнадежностью, аморализмом, упадком
духа.
Целью моего реферат было рассказать о сложившихся в XIX в. направления в искусстве, а точнее в литературе. Цель достигнута путем рассказа в хронологическом порядке о возникновении и развитии литературных направлений.
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.
Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.
Ведущее положение из всех видов художественного
творчества заняла литература, которая
определяла художественную жизнь этого
столетия. Помимо искусства слова, XIX в.
создал великолепные образцы музыкальных
и сценических творений. В музыке достигли
высот оперное и балетное искусства, а
также симфонические произведения. Несмотря
на многообразие стилей, сложившихся в
XIX в., первенствующим считается реалистическое
художественное направление, давшее блестящие
результаты во всех видах искусства и
литературы.
1. «Культурология
История мировой культуры» под
ред. профессора А. Н.
2. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М. 1980 г.
3. Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. «Искусство», М. 1985 г.