Западноевропейская литература 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:38, реферат

Описание работы

Целью реферата было рассказать о сложившихся в XIX в. направления в искусстве, а точнее в литературе. Цель достигнута путем рассказа в хронологическом порядке о возникновении и развитии литературных направлений.

Работа содержит 1 файл

Культурология переработанная 1_1.docx

— 55.67 Кб (Скачать)

     Фауст — это воплощение бурной, мятущейся одинокой личности, которая проходит длинный и мучительно трудный путь исканий цели своего существования, смысла истории. Он ищет истину и счастье не только для себя, но и для всех людей и готов бороться за свои убеждения. В этом произведении воплощены прогрессивные устремления человечества, вышедшего из мрака Средневековья

     В первые годы XIX в. продолжал творить Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) — немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения. Он, как и Гёте, — основоположник немецкой классической литературы. Слава пришла к Шиллеру сразу. Отношение Шиллера к Французской революции не было однозначным. Несмотря на сочувственную встречу ее, Шиллер порицал революционеров за жестокость и террор, хотя Конвент присвоил автору «Разбойников» высокое звание Гражданина Французской Республики.

     В начале XIX в. Шиллер написал трагедии «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева», народную драму «Вильгельм Телль», признанную как могучий гимн свободе, обретенной в борьбе.

     Республиканский классицизм во Франции отразился в драмах М. Ж. Шенье (1764—1811). Он также автор гимнов и революционно-патриотической трагедии «Кай Граях» (1792). В пьесе «Карл IX, или Урок королями» (1789) и других он прославляет республиканцев и патриотов, бичует аристократов, религиозный фанатизм и невежество. Писал Шенье и пьесы аллегорического содержания.

     Самая яркая французская лирика эпохи революции — поэзия его брата Андре Шенье (1762— 1794). Он видел в античном искусстве воплощение добродетели и свободы, а также торжество чувственного начала. Он сочинял элегии, в которых прославлял земную любовь и наслаждение жизнью, предвосхитив романтическую поэзию. Им написаны политические оды и политический цикл «Ямбы». После революции выступал в поддержку конституционной монархии, был арестован и гильотирован. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Романтизм

     Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

     Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма, а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, — по пути социально-аналитического искусства реализма.

     Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

     Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

     Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

     Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Серен Кьёркегор (1813—1855). Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763—1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).

     Генрих фон Клейст был талантливым драматургом, новеллистом и поэтом. Его творчество связано с эпохой освободительной войны от Наполеона. Он автор драм «Амфитрион», «Шентезилея», «Кетхен из Хейльбронна», в которых изображает трагическое одиночество человека, охваченного маниакальной страстью. Для героев этих произведений мир непостижим, они мечутся между близостью смерти и влечением к ней. Клейст писал и комедии («Разбитый кувшин»), где насмешливо изображал патриархальные порядки судейских чиновников.

     Вершина романтизма — творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776—1822). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гофман был необычайно одарен — он и талантливый музыкант, и блестящий карикатурист. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Сталкивая действительность и мир фантастики, Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к реальности. Элементы сатиры у него особенно заметны в превосходной сказке «Маленький Цахес» (1819), где автор иронически рисует роль золота в классовом обществе.

     В творчестве Гофмана огромную роль играла музыка. Образ музыканта был для Гофмана синонимом мечтателя, и этот образ проходит через большинство его произведений и противопоставляется пошлому мещанину-филистеру. Странствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в быту, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни. В 1821—1822 гг. Гофман написал книгу «Записки кота Мурра», где композитор Крейслер противостоит коту Мурру, воплощающему мир бескрылой обывательщины.   

     Гофман — один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина».

     В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797—1856) — великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирается на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты.

     После Июльской революции 1830 г. и знакомства с Марксом в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты. Вершиной идейного развития великого поэта стали «Современные стихотворениям (1839—1846) и поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844). Особое место в «Современных стихотворениях» занимают «Ткачи», в котором Гейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как обличителя буржуазного строя. В «Зимней сказке» Гейне осмеивает отживший феодальный мир, защищает идею революционной борьбы за единую Германию.

     Известно, что революция 1848 г. в Германии потерпела поражение. Это стало для Гейне источником духовной трагедии. Однако, разочаровавшись в буржуазной демократии, Гейне не разделил позиции рабочего класса, испугавшись уравнительно-коммунистических тенденций в среде рабочих. Признавая победу пролетариата справедливой, Гейне ее боялся, считал, что она повлечет за собой гибель искусства. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» (1851) содержит мысль о торжестве зла над добром. Но по-прежнему Гейне непримиримо относится к реакционной Германии.

     В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766—1824). Его поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типичен для после наполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосекая невеста», «Лара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Поэтому сила этих поэм — в неукротимости общественного протеста. Однако в эпоху реакции в поэзии Байрона появляются черты пессимизма.

     Байрон — автор философских поэм, облеченных в драматическую форму,— «Манфред» и «Каин», Одно из лучших произведений поэта — роман в стихах «Донжуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал — политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

     Английский романтизм представляют также Дж. Ките (1795—1821) и Л. Б. Шелли (1792—1822). Джон Ките — автор патриархально-утопической идиллии «Эндимион», где выражен протест против пуританского ханжества. В одах «Огонь», «Психея» воспет культ красоты и гармонии в природе. Ките — автор символико-аллегорической поэмы «Гиперион».

     Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направлением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура — Франсуа Репе де Шатобриан (1768—1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвещения и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота религии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

     Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь (1766—1817), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина» «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства, а также показывает столкновение человеческой личности с устоями буржуазно дворянского общества. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступление в защиту политической свободы: Нация обладает отличительными свойствами, только будучи свободной. 

     К направлению консервативного романтизма принадлежит творчество Альфреда де Виньи (1797—1863). Им написаны поэмы, драмы и исторический роман «Сен-Мар», повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения — одинокая гордая личность, презирающая толпу.

    Особое место во французском романтизме занимает творчество Альфреда де Мюссе (1810—1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы. Герои его пьес — молодые люди, не удовлетворенные действительностью, находящиеся в разладе с ней и не способные порвать с ней. В романе «Исповедь века» он говорит о представителе поколения 30-х гг., которое глубоко разочаровалось прозаической действительностью буржуазной Франции.

     В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, представителями которого считают Гюго и Жорж Санд. Виктор Гюго (1802—1885) прошел сложный путь развития. В начале творческого пути он воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, с середины 20-х годов — сторонник либерально-демократических идей. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предисловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.

     Среди выдающихся романов Гюго — «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Показывая несправедливость и пороки буржуазного общества, Гюго не утрачивает веры в возможность нравственного перерождения человека под влиянием гуманности и милосердия. История героев романа Жана Вальжана и Фантины показаны писателем на широком общественном фоне. Живым воплощением революционного духа народа стал на страницах романа обаятельный образ мальчика Гавроша.

     В 1874 г. вышел последний роман Гюго «Девяносто третий году, посвященный Французской революции. Симпатии Гюго — на стороне революционных идей, но разрешить противоречия между революционной борьбой, приводящей к гибели людей, и гуманным чувством, между террором и милосердием ему не удается.

     Представительница демократического направления в романтизме — Жорж Санд (собств. Аврора Дюдеван) (1804—1876) — поднимала в своих произведениях жгучие социальные вопросы. В романах «Индиана», «Валентина», «Лелия», «Жак», написанных в начале творческого пути, она затрагивала вопрос о положении женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной морали. Многие ее произведения автобиографичны. В романах 40-х годов «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана», направленных против эгоизма собственников и буржуазной цивилизации, несущих страдания народу, с симпатией показаны образы героев из народа.

Информация о работе Западноевропейская литература 19 века