Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:08, реферат
Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле - сфера духовной жизни людей
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.
Культура - (от латинского - означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Введение.
Понятие
культура употребляется для
Общество - это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:
Политических, духовных, экономических, социальных отношений
Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
В основе развития человека и общества находится труд.
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.
Культура - (от латинского - означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Культура - результат разнообразной вне генетической обусловленной деятельности поколения людей. Но! Потенциал освоения среды человеком обусловлен генетически, в том числе и за счёт развития культуры. Отсюда следует, что культура - один из многих факторов ГЭП.
Нет "хорошей культуры или плохой культуры" (т.е. некультурности), есть единая многоликая культура - вне генетическая передаваемая информация (социальная) от поколений к поколению, а в ней есть издержки культуры, опасные для людей и человечества процесс развития культуры (т.е. ГИП - глобально-исторического процесса) один из частных процессов (ГЭП - глобально-эволюционный) - процесс биосферы!
Культура средневекового города
Городская культура средневековья занимает видное место при рассмотрении вопросов о культуре городов в средние века. В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность.
Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль
уже
к XI веку и надолго сохранились
в архитектуре, несмотря на то, что
свой вклад в развитие зодчества
внесли псковские, владимирские, суздальские
мастера С развитием храмового
строительства связано и
Культура средневековой Руси
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.
К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века - эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.
Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.
Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.
В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».
Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.
Этим
автор видит заслугу князя
Владимира и его сына Ярослава,
продолжившего дело распространения
новой веры. При этом дохристианское
прошлое Руси не выглядит «темными
веками». Напротив, он подчёркивает, что
Владимир, его отец князь Святослав
1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его
князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой
и неведомой земле
Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых - князьях Борисе и Глебе, «Житие» игумена Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы - «Повесть временных лет». Его автор - монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.
«Повесть…» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении с другими народами. Также повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.
В одну из рукописей, сохранивших текст «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие руке Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов
и поездок,
которые Мономах совершал в течение
всей своей жизни. Рядом помещено
послание Владимира Олегу
В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан - Тугарин Змеевич; Шарукан - Шарк Великан; Кудреван; Сутра - Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).
Для русской духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров
Получает дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то
последующий
период летописания ведется в
большинстве центров
В конце
12в. было создано одно из наиболее выдающихся
по своим художественным достоинствам
мировой средневековой
«Слово…» - это яркий памятник истории и культуры Руси. Но характерно и то, что «Слову…» до сих пор не удалось найти прямых жанровых аналогий.
Не менее велики образы «плача Ярославны» на городской стене в Путивле. Путивль - город на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского княжеского дома. Город Путивль и сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует множество храмов и стоит памятник жене Игоря - Ярославне.
В 11-13 вв. развивается каменное строительство храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины 11-столетия - соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Каких-либо серьёзных достижений в области материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других мест. Однако в это время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного литературного наследия.
С начала
14 века наметился новый подъём культуры
на Руси, который продолжался в 14-15
вв. Практически во всех крупных
городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь,
Псков и др.) расширялись и