Западно-европейская и русская культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:08, реферат

Описание работы

Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле - сфера духовной жизни людей
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.
Культура - (от латинского - означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Работа содержит 1 файл

запдно-европейская,русскя культура.docx

— 32.99 Кб (Скачать)

Введение.

Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а  также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле - сфера духовной жизни людей

Общество - это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений  представляет собой единство:

Политических, духовных, экономических, социальных отношений

Все они  взаимосвязаны между собой и  взаимообусловлены.

В основе развития человека и общества находится  труд.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие  понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими  словами «труд и культура»  стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.

Культура - (от латинского - означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, и  создаваемых ими материальных и  духовных ценностей.

Культура - результат разнообразной вне генетической обусловленной деятельности поколения людей. Но! Потенциал освоения среды человеком обусловлен генетически, в том числе и за счёт развития культуры. Отсюда следует, что культура - один из многих факторов ГЭП.

Нет "хорошей  культуры или плохой культуры" (т.е. некультурности), есть единая многоликая культура - вне генетическая передаваемая информация (социальная) от поколений  к поколению, а в ней есть издержки культуры, опасные для людей и  человечества процесс развития культуры (т.е. ГИП - глобально-исторического  процесса) один из частных процессов (ГЭП - глобально-эволюционный) - процесс  биосферы!

Культура  средневекового города

     Городская культура средневековья занимает видное место при рассмотрении вопросов о культуре городов в средние  века. В период язычества на Руси строили преимущественно жилье  или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли  нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны  были удобство и приспособленность  к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми  скатами, чтобы не задерживались  снег и влага. Для крепости первостепенными  были прочность и неприступность.

     Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени  практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами  накапливался опыт и вырабатывался  своеобразный архитектурный стиль

     уже к XI веку и надолго сохранились  в архитектуре, несмотря на то, что  свой вклад в развитие зодчества  внесли псковские, владимирские, суздальские  мастера С развитием храмового  строительства связано и появление  новых видов изобразительного искусства  — фресок, мозаичных работ и  особенно иконописи Эти виды искусства  также пришли на Русь из Византии, хотя техника фрески и мозаики в  мире известна давно Имеются сведения и об одном из первых иконописцев XI века по имени Алимпий, который  обучался иконописанию у греков, хотя работы этого периода также не сохранились.

Культура  средневековой  Руси

Ко времени  принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника  деревянного строительства. В эпоху  перехода от доклассового общества и  феодализма, как и других европейских  народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и  т.д.). Его сюжеты сохранились в  основном в записанных много веков  спустя былинах.

К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких  былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века - эпохи Владимира  Святославовича. Его княжение стало  «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом  Руси. Героями этих былин стали  Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником  и советником князя в годы его  молодости) и Илья Муромец.

Не позднее  конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и  глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение  имевшие в Западнославянском  государстве - Великой Моравии, они  вскоре проникают в Болгарию и  на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в  качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.

Появление на Руси литературы на славянском языке  с одной стороны привело к  усложнению общественной жизни развитием  феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.

В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным  образом с греческого) сочинений  как религиозного, так и светского  содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия  Амартола».

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно  было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению  главой русской церкви, возведённой  Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции  константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.

Этим  автор видит заслугу князя  Владимира и его сына Ярослава, продолжившего дело распространения  новой веры. При этом дохристианское прошлое Руси не выглядит «темными веками». Напротив, он подчёркивает, что  Владимир, его отец князь Святослав 1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его  князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой  и неведомой земле владычествовали, а в Русской, которая ведома и  слышима во всех четырёх концах земли».

Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди  которых выделяется цикл сказаний о  первых русских святых - князьях  Борисе и Глебе, «Житие» игумена  Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря  Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы - «Повесть временных лет». Его автор - монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.

«Повесть…»  начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении  с другими народами. Также повествуется о возникновении государства  Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.

В одну из рукописей, сохранивших текст  «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие  руке Владимира Мономаха. Среди них  «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов 

и поездок, которые Мономах совершал в течение  всей своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов 11 века, после гибели в бою с  Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведение Владимира Мономаха является не только ценным историческим источником, но и  ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского  короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет  былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан - Тугарин Змеевич; Шарукан - Шарк Великан; Кудреван; Сутра - Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).

Для русской  духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров

Получает  дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то

последующий период летописания ведется в  большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: в Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире - на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Но эти  летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров  Южной Руси в наибольшей степени  отражает Ипатьевская летопись (конец 13в.); Северо-Восточной Руси - Лаврентьевская летопись и летопись Переславля-Суздальского (13в.).

В конце 12в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам мировой средневековой литературы - «Слово о полку Игореве». Оно  посвящено упомянутому выше неудачному походу северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году в Новгород. Его  войско было разбито, а сам Игорь  пленён. «Слово о полку Игореве» дошло до нас в рукописном виде, созданном в 1188 году. Но основной текст  был написан в 1185 году, вскоре после  бегства Игоря из плена. Основная идея «Слова…» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности.

«Слово…» - это яркий памятник истории и  культуры Руси. Но характерно и то, что  «Слову…» до сих пор не удалось  найти прямых жанровых аналогий.

Не менее  велики образы «плача Ярославны» на городской  стене в Путивле. Путивль - город  на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского  княжеского дома. Город Путивль и  сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует  множество храмов и стоит памятник жене Игоря - Ярославне.

В 11-13 вв. развивается каменное строительство  храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники  зодчества середины 11-столетия - соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь  Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Каких-либо серьёзных достижений в области  материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия  не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились  в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске  и ряде других мест. Однако в это  время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного  литературного наследия.

С начала 14 века наметился новый подъём культуры на Руси, который продолжался в 14-15 вв. Практически во всех крупных  городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались  монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В 14 веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

Информация о работе Западно-европейская и русская культуры