Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:52, реферат
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком.
Введение …………………………………………………………………………2
1. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад ………...……3
2. Проблема Восток-Запад-Россия в истории ………………………………….5
3. Традиции Востока и Запада…………………………………………………...8
4. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур…11
5. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные” ………………..15
6. Специфика России в мировой культуре……………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21
5.Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья в день
страшного суда.»
Редьярд Киплинг. Когда резню устраивают
азиаты – это зверство; когда европейцы
– политическая необходимость. Шри Ауробиндо.
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное
расположение, но и характеристику методов
и способов познания мира, ценностной
ориентации, основных мировоззренческих
установок, общественно-экономических
и политических структур.
В современной культурологи под «Западом»
подразумевается европейская и американская
культура, под «Востоком» – культуры стран
Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего
Востока, Северной Африки. Для средних
веков это деление зависит от того, рассматривается
этот
вопрос с европоцентристской или общемировой
точки зрения. В первом случае под Востоком
подразумевают культуры Византии, Египта,
Сирии и Палестины, под Западом – культуры
развитых государств Европы – Франции,
Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках
мировой культуры Восток – это в первую
очередь, Китай, Индия, Япония, Персия;
европейскую культуры и преемственную
ей византийскую относят к западным культурам.
Несмотря на такие отличия в разделении
стран на Запад и Восток, у этих двух «противоположных»
типов культур можно выделить присущие
им черты.
Западная культура ориентирована на
ценности технологического развития,
динамичный образ жизни, совершенствование
культуры и общества. Идея значимости
личности, приоритет инициативы и творчества
закрепляется в конституционных формах.
Для социодинамики западной культуры
характерны
волнообразность, рывки, неравномерность.
Процесс перехода к новому протекает как
ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических
и политических структур. Запад, будучи
носителем начала творческого, потенции,
постоянного поиска, бунта, дерзновения
и, в это же время, являя стремление к постоянному
аналитическому познанию Вселенной,
чаще
занимает сторону бытия земного, телесного,
разрушая тем самым гармонию,
постоянство и органичность собственной
жизни.
Денни де Ружмон в книге «Вызов запада»
называет две выдающиеся идеи, характерные
для западной культуры: личность и машину.
Это важно, поскольку личность и машина
противостоят друг другу, а потому Запад
переживает огромное психологическое
напряжение. «Личность предполагает индивидуальность,
персональную ответственность, тогда
как машина является продуктом интеллекта,
абстракции, обобщения, тотализации, групповой
жизни». (Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»).
Причем понятие личности в данном контексте
следует понимать даже не как монаду (древних
греков), но как принцип бесконечного,
всеобъемлющего порыва, полета Духа за
рамки всех условностей и границ. При всем
этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную
черту западного менталитета - его склонность
к научному исследованию мира. Наука Запада
занята плетением сетей сложных методологических
исследований и экспертиз, окутывая которыми
объект своего изучения она пытается понять
его и его природу. Д. Судзуки пишет: «Какими
бы мелкими не были ячейки сети, пока есть
сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает,
а именно то, что не может быть каким-либо
образом измерено. Числа уходят в бесконечность,
и однажды науки признаются в собственной
неспособности заманить реальность в
свою сеть». Оказывается, что сама Жизнь
- эта удивительная тайна, для познания
которой и создавались науки - неминуемо
бежит из-под линз микроскопов и датчиков
других научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности,
трансцендентности, принимающего, женского
принципа-начала, он никогда не отступал
от заповедей существования в мире духовном
(при этом, подчас, ущемляя существование
плоти, но, все же, по природе своей, стремясь
к равновесию и гармонии). На Востоке новое
не отвергает и не разрушает старое, традиционное,
а органично вписывается в него. Западная
культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность
во внутренний мир человека. Многие восточные
мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать
мир можно лишь обретя цельность и гармонию
в самом себе. Если западная культура пошла
по пути создания техники, последующей
отношения с природой, то для восточной
культуры характерно стремление к гармонии
с природой, развитие
естественным образом.
Восток - это сжатость, глубина, тишина.
В данном отношении особенно
показательным примером является японская
поэзия хайку. Известный английский исследователь
японской культуры Р.Х.
Блейс писал по этому поводу: «Хайку - это
самый короткий поэтический жанр, при
котором стихотворение еще имеет форму
и ритм. Сокращая поэтическое произведение
до семнадцати слогов, мы приближаемся
к невидимому, неописуемому поэтическому
переживанию, пока каждая характеристика
объекта не станет для него неотъемлемой,
пока само стихотворение не станет прозрачным
и как бы написанным без слов». Восток
провозглашает принцип познания или, вернее
сказать, постижения мира через отождествление,
слияние с ним. Раствориться в окружающем,
в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно
мельчайшей частицей Всего. Ключевыми
понятиями в постижении этого являются
«Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние»
(увей (кит.)). Эти термины отнюдь не означают
отрицание мира или вообще отрицание чего-
либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и
в то же время единственной Реальности,
причем неразрывно слитой с реальностью
обыденной, являющейся ее истоком и устьем.
Сатпрем говорил об индуизме: «Так называемый
индуизм - это выдумка запада; индусы говорят
только о «вечном законе», санатана дхарма,
который существует и для мусульман, негров,
христиан и даже анабаптистов. То, что
кажется человеку запада самой важной
частью религии – а именно структура,
которая «отличает» ее от всех других
религий и устанавливает, что человек
не является католиком или протестантом,
если не считает себя тем или другим, и
не соглашается с какими-то параграфами веры, - является
для индуса самым несущественным аспектом,
ибо он инстинктивно стремится отбросить
все внешние различия, чтобы вновь обнаружить
всех там, где все сходится в одной центральной
точке».
6. Специфика России в мировой культуре
В современной науке Восток, Запад, Россия воспринимаются как важнейшие социокультурные образования в процессе исторического развития. Традиционно время цивилизации истории ограничивается 5–6 тысячелетиями, начиная с появления развитых, техногенных обществ в долинах больших рек (Шумер, Египет, Китай, индийская цивилизация), заложивших социально-экономический и духовно-культурный фундамент государств-деспотов Древнего Востока. С этими и подобными им средневековыми обществами (исламская цивилизация) чаще всего и связывается представление о существовании в мировой истории особого образования – Востока, противоположного Западу (другой фундаментальной формы всемирного социокультурного опыта). Восток и Запад противопоставляются в виде следующих оппозиций: стабильность – нестабильность, естественность – искусственность, рабство – свобода, субстанциональность – личность, духовность – материальность, чувственность – рациональность, порядок – прогресс, устойчивость – развитие. В этих идущих из философии истории представлениях остался без внимания тот факт, что Восток и Запад – не изначальные, а значит, и не универсальные формы цивилизационно-исторического существования. Отсюда – критика классических исторических теорий (особенно европоцентризма, стремления поставить Запад над Востоком) в теориях локальных цивилизаций, принципиально отвергающих допустимость использования в историческом познании самих понятий Востока и Запада. Новейшие цивилизационные теории, построенные с опорой на противопоставление традиционных и современных обществ (культур), также отвергают реальность Востока и Запада в мировой истории. Однако после трудов М. Вебера, Р. Генона и М.К. Петрова едва ли возможен отказ от этих исторических реальностей, но с одной очень существенной поправкой в отношении к классике. Общества и культуры традиционного типа – изначальные и социально-универсальные (естественные, нормальные) формы организации и обновления социокультурного опыта. От классической эллинской цивилизации берет начало европейская (западная) культурно-историческая традиция с ее демократией, философией, рынком, капитализмом, либерализмом и наукой. Западное происхождение этих новаций допускает использование в данном контексте понятия «Восток» для обозначения сохранивших свою традиционность и древних, и средневековых, и даже новых обществ и культур.
Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилзации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира.
Культура России – это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виду культуры древнерусской народности (примерно в VIII–XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. Для русского культурного самосознания определяющей является мысль о временном, локальном и существенном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии. Существуют и два иных подхода в определении понятий «культура России» обособленный и расширительный. Первый настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой. Оба подхода – и обособительный, и расширительный – в известной мере объясняются спецификой самой русской культуры и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социально культурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи.
Культура России и православие – один из аспектов, выражающих специфику и важнейшие особенности развития русской культуры на всем его протяжении и, особенно, в допетровскую эпоху (часто обозначаемую в литературоведении, истории эстетики и исторической культурологи как «эпоха Древней Руси» в противоположность после петровскому «новому времени»). Православие – изначальное христианство «Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви» (согласно общецерковному Никео-Цареградскому символу веры IV в.), принятое Киевской Русью до отделения от него западной церкви во главе с папой, ставшей именоваться католической. Связь с православной Византией и отмежевание от католичества Западной Европы, а с XVI в. – и от протестантизма, возникшего в эпоху Реформации, – основные духовно-мировоззренческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выдающихся творцов русской культуры. Ярче всего мысль о хранении русским народом, его культурой бесценных духовных сокровищ православия ради общечеловеческого спасения выражена в знаменитой речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве.
Заключение
Культура – явление целостное и органичное. Она искусственно не конструируется и не трансформируется, подобные эксперименты ведут только к ее разрушению. С большим трудом в сознании многих людей, в том числе и ученых, утверждается идея специфичности и многообразия развития разных культур, каждая из которых по-своему встраивается в общемировой цивилизационный процесс, опираясь на свои глубинные духовно нравственные архетипы, которые не могут быть распределены по рангам на прогрессивные и реакционные.
В мире существуют различные культуры, но они не могут быть хорошими, плохими, правильными, неправильными. Ошибкой является стремление их исправить, улучшить, цивилизовать по какому-то образцу, идеализировать какую-то модель. Подлинные общечеловеческие ценности могут возникнуть только в диалоге всех земных обществ и цивилизаций. Весьма современно звучат слова Ф.М. Достоевского: «Пусть кто-нибудь из теоретиков укажет нам тот общечеловеческий идеал, который выработать из себя должны всякая личность. Целое человечество еще не выработало такого идеала… А если тот общечеловеческий идеал, который у них есть, выработан одним только Западом, то можно ли назвать его настолько совершенным, что решительно всякий другой народ должен отказаться от попыток принести что-нибудь от себя в дело выработки совершенного человеческого идеала и ограничиться только пассивным усвоением себе идеала по западным книжкам».
Список использованных источников
1. Г. Волков «Три лика культуры»,
изд-во «Молодая гвардия», 1986 г.
7. Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и закат
Европы. - М., 1922.
8. Маркарян Э.С. О концепции локальных
цивилизаций. - Ереван, 1962.
9.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,
1991.
10. Журнал ВПИ.Культурология 2006 г.
11. Культурология.П.С.Гуревич.
12. Вопросы философии.
Е.Н. Аникеева,А.В.Семушкин 1998
13. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
14. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
15. История мировой культуры,Чернокозов
А.И. 1997.