Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:52, реферат
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком.
Введение …………………………………………………………………………2
1. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад ………...……3
2. Проблема Восток-Запад-Россия в истории ………………………………….5
3. Традиции Востока и Запада…………………………………………………...8
4. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур…11
5. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные” ………………..15
6. Специфика России в мировой культуре……………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21
Содержание
Введение …………………………………………………………………………2
1. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад ………...……3
2. Проблема Восток-Запад-Россия в истории ………………………………….5
3. Традиции Востока и Запада…………………………………………………...8
4. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур…11
5. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные” ………………..15
6. Специфика России в мировой культуре……………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком. В последнем случае, возможно несколько самостоятельных позиций. Например, можно считать, что Россия как бы колеблеться между Западом и Востоком (точка зрения Г.В. Плеханова); можно объявить её великим Востоко–Западом или Западо–Востоком (по Н.А. Бердяеву); можно предсказать ей великую роль в объединении Запада и Востока на основе истинного христианства (как молодой Вл. Соловьев); можно рассматривать ее как такую «третью силу» (термин Вл. Соловьева), которая прямо не зависит ни от Востока, ни от Запада, образуя особый мир, вполне сопоставимый с первыми двумя, хотя своеобразный и неповторимый (позиция евразийцев). Чтобы ориентироваться во всех этих и им подобных воззрениях на Россию в ее отношении к Западу и Востоку, не говоря уже о том, чтобы понять действительное своеобразие ее истории и культуры, необходимо разобраться в исходных определениях используемых понятий, осознать их статус, отражение в них реальностей истории и культуры, границы их применимости в различных подходах к объяснению истории культуры.
1. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад
Восток издавна осознавался
европейцами как заманчивый и
чужой, его восхваляли и порицали, говорили о его стабильности
или неисторичности, о глубинной духовности,
поднимающей человека над его эмпирическим
существованием, или, напротив о косности
и рабстве. Эти и многие другие противоречивые
определения нашли отражение и в специальных
теориях истории, созданных теориями,
созданных европейскими философами, культурологами,
политологами, историками. При этом Восток,
как правило, воспринимался в соотнесении
с Западом, так что теоретическое осмысление,
осознание его специфики и своеобразия
на европейском фоне было и одновременно
и проявлением собственного европейского
самосознания. Так и сложились понятии
«Восток» и «Запад», которыми мы до сих
пор – критически или догматически, осознанно
или неосознанно – пользуемся.
Но что же мы имеем в виду, когда оперируем
этими понятиями? Отвечая на этот прямой
вопрос, обратимся к философии истории
Г.В.Ф. Гегеля, где интересующие нас понятия
впервые использованы в строгой теоретической
форме.
2. Проблема Восток-Запад-Россия в диалоге культур
Какое же место занимает
Россия в в понятийной парадигме
«Восток – Запад»? Проблема Восток
– Запад – Россия была впервые
заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников
и славянофиллов была предпринята попытка
«прописать» российскую историю и культуру
во всемирно-историческом духовном наследстве.
Первые утверждали, что Россия принадлежит
европейской культурно-исторической традиции.
Вторые рассматривали Россию как самобытное
духовное образование, максимально подготовленное
к адекватному восприятию истин христианского
мировоззрения. Третьим вариантом европейско-христианской
«прописки» русской истории, культуры,
общества и государства явилась концепция
византизма К.Н. Леонтьева.
и т.д.) сопровождается крушением старой
системы ценностей, а также политических
и экономических структур. Развитие Востока,
напротив, предстает как сплошная линия.
Новые веяния здесь не разрушают устои
цивилизации. Напротив, они органично
вписываются в старое и растворяются в
нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать
и переработать многие чуждые себе элементы.
Так, по замечанию одного из крупнейших
востоковедов, нашествия "варваров"
(кочевых племен, живших на границах Китая
и переживавших период разложения первобытнообщинного
строя ) не только не уничтожили китайское
государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались
"варварские" королевства, эти королевства
очень скоро перестали быть "варварскими",
превратившись в те же китайские. Коренное
китайское население этой части страны
ассимилировало пришельцев и привило
им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке
сосуществовало множество религий,' и
даже ислам, непримиримый в отношении
западного христианства, довольно спокойно
уживался с традиционными восточными
верованиями. Таким
образом, какие бы потрясения не происходили,
основы цивилизации оставались незыблемыми.
3 . Традиции Востока и Запада
Третьей особенностью Востока является
приверженность традиции. Традиция встречалась
и в Европе, однако в цивилизациях Востока
была возведена в далеком прошлом, в мифическом
"золотом" веке. И все новое получало
оправдание только тогда,
когда можно было подыскать, что-нибудь
подобное в древности. Все здесь непрестанно
повторяется, несколько видоизменяясь,
но сохраняя обязательно черты сходства.
Человеку европейского Средневековья
в голову не могло прийти писать в стиле
Гомера. А на Востоке на протяжении 3000
лет можно встретить в стихах одни и те
же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций
(даже самых незначительных) воспринималось
как сущий кошмар. Так, великий китайский
философ Конфуций повествует об одном
сановнике, устраивавшем "в храме танцы,
в которых танцоры выстраивались в восемь
рядов". Поскольку в древности такие
праздники мог
давать только император, Конфуций с возмущением
заявляет: "Если это можно вынести, то,
что же тогда нельзя выносить?!". Он же
создал целую теорию (до сих пор имеющую
на Востоке огромное влияние) о том, что
общество должно жить
по раз и навсегда установленному ритуалу
поведения. Без ритуала, по его
мнению, обесценивается все. "Почтительность
без ритуала приводит к суете. Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал
властвует не только в человеческом обществе,
но и в природе. Ему подчинены смена времен
года, расцвет и увядание
. Свою теорию Конфуций также воспринимал
не чем-то новым, а лишь возрождением учений
прежних веков. "Излагаю, но не создаю.
С любовью и верой отношусь к древности".
4.Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
Философско-исторические исследования
всегда имеют определённую практическую
ориентацию Постигая прошлое, мы стремимся
разобраться в настоящем, определить
тенденции
развития современного общества. В этом
смысле особоважное, актуальное для нас
значение приобретает решение вопроса
о соотношении Западной и Восточной культур
цивилизаций, а так же место России в этом
диалоге. Эта проблема довольно часто
поднималась и прежде в работах философов
и социологов. Сейчас она стала обсуждаться
не только в специализированной литературе,
статьях, но ив еженедельных и ежедневных
журнальных и
газетных материалах, в политических
дискуссиях и т. Д. В 1992 г. Журнал ”Вопросы
философии” провел ”круглый стол” на
тему “Россия и Запад: взаимодействие
культур” , на котором выступили с изложением
своих позиций ведущие
отечественные ученые: философы , историки
, филологи , страноведы и т.д. Используя
материалы той дискуссии ,а так же значительный
предшествующий ей материал
отечественной и мировой мысли , я попробую
ответить на поставленные вопросы. Запад
и Восток в данном контексте рассматривается
не как географическое , а как геосоциокультурное
понятие. Один из участников “круглого
стола” В. С. Степин отмечал ,что под
термином Запад он понимает особый тип
цивилизационного и культурного развития
, который сформировался в Европе примерно
в хv веке. Цивилизация этого типа можно
было назвать техногенной. Её характерные
черты- это быстрое изменение техники
и технологий, благодаря систематическому
применению в производстве научных знаний.
Следствием такого применения являются
научные , а затем научно-технические революции
меняющие отношение человека к
природе и его место в системе производства.
По мере развития техногенной цивилизации
происходит ускоряющееся обновление той
искусственно созданной человеком предметной
среды , в которой непосредственно протекает
его жизнедеятельность. В свою очередь
, это сопровождается возрастающей динамикой
социальных связей , их
относительно быстрой трансформацией.
Иногда на протяжении жизни одного- двух
поколений происходит изменение образа
жизни и формирование нового типа личности.
Предпосылки западной культуры закладывались
еще в античности и средневековье. Основными
вехами ее предъистории были следующие
: опыт демократии античного полиса , становление
в рамках его культуры различных философских
систем и первых образцов теоретической
науки , а затем сформировавшаяся в эпоху
европейского средневековья христианская
традиция с ее представлением о человеческой
индивидуальности , концепцией морали
и пониманием человеческого разума как
созданного, по образу и подобию Бога.
И поэтому способному к рациональному
постижению смысла бытия. Синтез этих
двух традиций в эпоху Возрождения было
одним из истоков ценностей техногенной
цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось
формирование мировоззренческих установок
, определивших последующее развитие техногенной
цивилизации. В системе этих установок
формировалась особая ценность прогресса
науки и техники , а так же убеждение в
принципиальной возможности рациональности
организации социальных отношений. В социальном
плане западная цивилизация отожествляется
с эпохой становления и развития капитализма
и становления гражданского общества
и правового господства. В технологическом
плане- с индустриальным и постиндустриальным
обществом.
Философы и социологи рассматривают
мировоззренческий , социальный и
технологический
аспекты культуры , как единое целое ,
показывая их неразрывное единство и взаимодействие
. Западному типу культуры в философии
противопоставляют восточный тип , получивший
название “традиционного общества.”
Геополитический Восток связывается с
культурами Древний Индии и Китая , Вавилона,
Древнего Египта , национально государственными
образованиями мусульманского мира. Эти
культуры были самобытными и, вместе с
тем , характеризовались некоторыми общими
чертами : они были ориентированы , прежде
всего , на воспроизводство сложившихся
социальных структур , стабилизацию устоявшегося
образа жизни . Господствовавшего часто
на протяжении многих столетий.
Традиционные образцы поведения , аккумулирующие
опыт предков , рассматривались как высшая
ценность. Виды деятельности , их
средства и цели менялись очень медленно
, столетиями воспроизводились в
качестве устойчивых стереотипов. В духовной
сфере господствовали религиозно-мифологические
представления и канонизированные виды
мышления, научной рациональности противопоставлялись
нравственно-волевая установка на созерцательность,
безмятежность , интуитивно-мистическое
слияние с бытиём. В мировоззренческом
аспекте в восточных культурах отсутствует
разделение мира на мир природы и социума,
естественный и сверхъестественный. Поэтому
для восточного восприятия мира не характерно
разделение мира на “одно и другое” или
“все обо всем”. Отсюда отрицание индивидуалистического
начала и ориентация на коллективизм.
Автономия, свобода и достоинство человеческой
личности, чуждые духу восточной культуры.
В восточных мировоззренческих системах
человек абсолютно несвободен, он предопределен
либо космическим законом, либо Богом.
Отсюда проистекают политические и экономические
модели устройства жизни “восточного
человека”. Восточным людям чужд дух демократии,
гражданского общества. Там исторически
господствовали деспоты. Стремление привить
нормы западной демократии на восточной
почве . очень своеобразные гибриды , и
реализация этих устремлений связана
с глубокими социальными катаклизмами.
Разумеется, все это в определенном смысле
умозрительные модели, реальная действительность
никогда не давала таких чистых “идеальных
типов”.Тем более, в современном мире,
когда осуществляется такое тесное взаимодействие
всех сфер общественной жизни в различных
странах и континентах, которое накладывает
огромный отпечаток на взаимодействие
и трансформацию культур. Перед философами
и социологами уже давно стоит вопрос:
как соотносятся в культуре
России западное и восточное культурное
наследие? Возможен ли и необходим
ли самобытный путь развития России.
Ответы на вопросы давались зачастую противоположные.
На этой почве идейный спор различных философско-идеологических направлений , концентрированное оформление которых состоялось в середине 19 в. В виде идеологии западничества и славянофильства.
Западники, как уже упоминались выше,
не стремились подчеркивать
особенностей российского культурного
опыта и считали, что Россия должна перенимать
все лучшие достижения западной культуры
и образа жизни. Славянофилы отстаивали
идею самобытности Российского пути развития,
связывая эту самобытность приверженностью
русского народа православию. По мнению,
православие явилось источником ряда
важнейших особенностей “русской души”,русской
культуры, важнейшими из которых являются
глубокая религиозность, эмоциональность
связанные с ней ценности, приоритет коллективного
начала над индивидуальным, приверженность
к самодержавию и т.д.Вопрос о пути развития
России , о своеобразии российской культуры
еще большее значение приобрел для философов
России, оказавшихся Октябрьской революции
в миграции. В этот период на данную тему
в различных зарубежных изданиях было
опубликовано несколько крупных работ
ведущих русских мыслителей: Бердяева
Н.А., Сорокина П.А..
Бердяев считает, что для определения
национального типа , народной индивидуальности,
невозможно дать строго научное определение.
Тайна всякой индивидуальности узнаётся
лишь любовью и в ней есть что-то непостижимое
до конца, до последней глубины. Бердяев
считает, что для постижения России нужно
применить теологические добродили веры,
надежды и любви.
Одной из важнейших характеристик русской
народной индивидуальности, по мнению
Бердяева, является её глубокая поляризованность
и противоречивость. Русский народ есть
не чисто европейский и не чисто азиатский
народ. Россия есть целая часть света,
огромный Востоко-Запад, она соединяет
два мира. И всегда в русской душе боролось
два начала, восточное и западное.
Этому миру принадлежит и своя самобытная
культура,”равно отличная от европейских
и азиатских.”Вместе с тем, евразийцы
подчеркивали крен русской культуры, включая
в эту культуры тиранские народности,
связывая преемством Русь с империей Чингисхана
и заявляя , что “русская революция прорубила
окно в Европу.”В российской культуре,
в национальной российской традиции есть
серьезные основания для выработки такого
пути развития,. Основными ценностями
которого явилось бы ориентация не на
всевозрастающее материальное производство
и потребительство, а на аскетическую
умеренность, основанную на приоритете
духовных ценностей. Холодному расчету,
калькулированности, рационализму должны
противостоять теплота человеческих отношений
и христианское самопожертвование, а индивидуализму
братская взаимопомощь и коллективизм.
Наряду с этими глубокими “метафизическими”
вопросами, стоят и более конкретные, связанные
с социальной спецификой сегодняшней
ситуации в бывшем СССР. Каковы пути, каковы
судьбы той целостности,
общности, которая раньше называлась
Россией, соберется ли
она вновь или процесс ее распада необратим
? Этот и другие вопросы предстоит решить
как теоретически. так и практически не
только нам, но и будущим поколениям
народов некогда великой Российской империи.