Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:51, реферат
Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования
Введение……………………………………………………..……..3 стр.
1. Что мы понимаем под языком культуры? ….………………4 стр.
2.Понятие языка в различных философских система….…….4-7 стр.
3. Функции языка………………………………………………..7-9 стр.
4. Какими науками изучается язык культуры?.........................10-11 стр.
5. Язык и его роль в культуре…………………………………..11-13 стр.
Заключение………………………………………………………..14 стр.
Список использованной литературы………………………………15 стр.
Однако среди наук, изучающих
интересующую нас проблему, выделим
особо семиотику и
Семиотика — наука о знаковых системах или семиозисе культуры. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики —две научные традиции, одна из которых восходит к Ч.Моррису (1834— 1896), американскому философу и социальному психологу, другая —к Ф. де Соссюру (1857 — 1913) и Парижской школе. Ч. Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Французский структуралист К. Леви-Строс предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами.
Русская ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, Ю. Лотмана и тартуской школы. А. Потебня и Г. Шпет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии, одними из первых выделяя ее особую роль для гуманитарных наук. По аналогии с ноосферой Ю. Лотман ввел понятие семиосферы — универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.
Герменевтика— одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.-Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.
Смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан вещи или явлению в зависимости от культурного контекста, наследственной информации, времени произнесения или написания, субъективного опыта. "Живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело. И вокруг вещи слово блуждает свободно как душа вокруг брошенного, но не забытого тела .
Французский исследователь Ф. Подан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено. А Л. Выготский ввел в науку понятие подтекста, автором которого был К.С. Станиславский, понимавший подтекст как генератор смысла слова в театре, как указание на мотив поступка. По Выготскому именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл.
Можно предположить, что эти два подхода в определенной мере связаны с двумя способами достижения пони- мания. Один из них разработан в структуралистской школе, и, как метод строгой логики, он нуждается в отстраненности объекта исследования от человека. Другой метод — герменевтический, когда главная задача — ликвидировать дистанцию между объектом и исследователем. Несмотря, однако, на кажущуюся противоположность, мы не считаем невозможным сочетать оба подхода в рассмотрении знаково-символических систем.
Культура в данном случае
и понимается как поле взаимодействия
этих систем. Установление смысловых
связей между элементами этой системы,
дающими представление об универсальной
модели мира, возможно только при подходе
к языку культуры как к тексту,
обладающему некоторым
5. Язык и его роль в культуре.
Язык человека принято называть “второй сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира. Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том, оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.
Интересно, что все попытки
научить человекообразных обезьян
звуковому языку были безуспешны,
так как звуковой аппарат животных
не в состоянии воспроизводить разнообразные
членораздельные звуки
С древнейших времен до наших
дней люди часто приписывают именам
людей и названиям предметов
магический смысл, волшебное значение.
У многих народов, например, сохранилась
традиция давать человеку множество
имен, в том числе и такое, которое
не произносилось: оно считалось
подлинным и настоящим. Запретным
для употребления считалось в
некоторых религиозных
Любая культура опирается
подобно библейскому Адаму на
раздачу “имен” всем предметам
и явлениям мира. Культура находит
яркие, запоминающиеся имена,
позволяющие воссоздать в
Только благодаря языку
возможно само существование культуры
и мышления, как основополагающего
фактора ее формирования и функционирования.
Ряд антропологов полагает, что неандерталец,
живший 200-40 тысяч лет назад в
силу слаборазвитых речевых центров
мозга, о чем свидетельстве анализ
найденных археологами
Заключение.
Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Язык есть необходимый инструмент отображения человеком действительности, оказывающий влияние на способ ее восприятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Выделение языковых функций зависит от тех целей, для которых используется противопоставление употреблений языковых высказываний, и может поэтому быть разным в разных случаях. С точки зрения логики, важным является проведение различия между двумя основными функций языка: описательной и оценочной.
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания.
Язык культуры это те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом.
Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственную.
К. Бюлер, выделяет три
функции языкового
Язык человека принято
называть “второй сигнальной системой”.
Она возникла исторически в процессе
развития коммуникации и культуры,
как инструмент познания и преобразования
мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: