Язык культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования

Содержание

Введение……………………………………………………..……..3 стр.
1. Что мы понимаем под языком культуры? ….………………4 стр.
2.Понятие языка в различных философских система….…….4-7 стр.
3. Функции языка………………………………………………..7-9 стр.
4. Какими науками изучается язык культуры?.........................10-11 стр.
5. Язык и его роль в культуре…………………………………..11-13 стр.
Заключение………………………………………………………..14 стр.
Список использованной литературы………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

язык культуры.docx

— 37.89 Кб (Скачать)

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Государственный университет-

учебно-научно-производственный комплекс » 

Кафедра : Социологии, культурологии , палетологии .

 

 

Реферат

По дисциплине  “Культурология ”

На тему “Язык культуры”

 

 

 

Выполнил

Студент первого курса 

Группы 11-НТ

Приведенцев И.В

 

Проверил:

Исамухамедова Т.А

 

 

 

2011год. 

 

Оглавление : 

 

Введение……………………………………………………..……..3 стр.

 

  1. Что мы понимаем под языком культуры? ….………………4 стр.   

 

2.Понятие языка в различных философских система….…….4-7 стр.

 

3. Функции языка………………………………………………..7-9 стр.

4. Какими науками изучается язык культуры?.........................10-11 стр.

 

5. Язык и его роль  в культуре…………………………………..11-13 стр.

 

Заключение………………………………………………………..14 стр.

 

Список использованной литературы………………………………15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у  кого не вызывает сомнения.  Язык, как  важнейшая знаковая система является необходимым  условием возникновения  мышления, формой его существования  и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства  культурных образований и коммуникативной  реальности.

Проблема возникновения  и развития языка, а также его  роли в процессе становления человечества волновала все поколения философов, а на современном этапе философии  мы можем говорить об интереснейших  теориях в философии языка (Л. Витгенштейн, Э. Кассирер, К. Айдукевич).

Роль языка в формировании цивилизации и значение его для  познавательной и созидающей деятельности человека и обусловила актуальной данной работы.

Цель реферата – изучить  понятия языка культуры. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Определить понятия языка  культуры . Рассмотреть понятия языка  в филосовских системах  . Определить язык и его роль в культуре , сформулировать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Что мы понимаем под языком культуры?

      Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)".

 

2. Понятие языка в различных  философских системах.

 

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом языке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значение языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы. 

Все языки могут быть разделены  на естественные, искусственные и частично искусственные. Первые возникают спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования и значения. Эти языки генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.

По вопросу об отношении  языка к действительности имеются  две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт  произвольной конвенции; в выборе его  правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие  ясно определенную структуру, равноправны («принцип терпимости» Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зрения язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире.

Конвенционалистская концепция  языка принималась многими представителями  философии неопозитивизма. Она основана на преувеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков.

Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также  связан своей смысловой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием человеческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, получаемую с помощью языка.

Весьма распространенным является тезис о зависимости  наших знаний о мире от используемого  в процессе познания языка. К различным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления «духа народа» (В. Гумбольдт) или реализации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного познания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного аппарата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо «радикального конвенционализма», принимавшегося К. Айдукевичем.

Положения о связи языка  с мышлением и действительностью  позволяют найти правильное решение  вопроса о роли языка в познании. Язык есть необходимый инструмент отображения человеком действительности, оказывающий влияние на способ ее восприятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ постановки вопросов относительно действительности и получения ответов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фактором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык «творит» эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения.

Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошибки, проистекающие из неправильного употребления и несовершенства естественного языка, и призывали к осторожности в пользовании им. Наиболее радикальные из них требовали создания некоторого «совершенного» языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утверждения, что язык является единственным или во всяком случае наиболее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к «критике языка», задача которой состоит в том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической философии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену отдельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм); второе уделяет основное внимание исследованию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм).

Анализ языка не является, однако, единственной задачей философии и не может быть сведен к прояснению его логической структуры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблематика языка.

 

3. Функции языка.

 

Идея проведения различия между функциями языка принимается  в большинстве теорий языка; реализуется  она, однако, по-разному.

Широкую известность получило введенное в 20-е годы этого века Ч. Огденом и А. Ричардсом противопоставление референциального (обозначающего) употребления языка его эмотивному (выражающему) употреблению.

Распространено также  выделение следующих двух языковых функций: формулирования мыслей в процессе познания и коммуникации этих мыслей, а также связанных с ними переживаний. Первая из этих функций иногда считается предельным случаем второй, т. е. мышление рассматривается как общение с самим собой.

К. Бюлер, рассматривая знаки  языка в их отношении к говорящему, слушающему и предмету высказывания, выделяет три функции языкового высказывания: информативную, экспрессивную и эвокативную. В случае первой язык используется для формулировки истинных или ложных утверждений; при второй - для выражения состояний сознания говорящего; при третьей — для оказания влияния на слушающего, для возбуждения у него определенных мыслей, оценок, стремлений к каким-то действиям. Каждое языковое высказывание выполняет одновременно все три указанные задачи; различие между тремя функциями языка определяется тем, какая из этих задач является доминирующей. Так, утверждение о факте, являющееся типичным случаем информативного употребления языка, непосредственно описывает положение дел в действительности, косвенно выражает переживание говорящим его опыта и вызывает определенные мысли и чувства у слушающего. Основная функция команды, являющейся характерным образцом эвокативного употребления языка, — вызвать определенное действие слушающего, но команда представляет также сведения о предписываемой деятельности и выражает желание или волю говорящего, чтобы деятельность была выполнена. Восклицание непосредственно выражает эмоции говорящего, а косвенно оказывает влияние на слушающего и дает ему информацию о состоянии сознания говорящего.

Выделение языковых функций  зависит от тех целей, для которых  используется противопоставление употреблений языковых высказываний, и может поэтому  быть разным в разных случаях. С точки  зрения логики, важным является проведение различия между двумя основными функций языка: описательной и оценочной. В случае первой отправным пунктом сопоставления высказывания и действительности является реальная ситуация и высказывание выступает как ее описание, характеризуемое в терминах понятий «истинно» и «ложно». При второй функции исходным является высказывание, выступающее как стандарт, перспектива, план; соответствие ему ситуации характеризуется в терминах понятий «хорошо», «безразлично» и «плохо». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру, цель — оценки — сделать так, чтобы мир отвечал словам. Это — две противоположные функции, не сводимые друг к другу. Нет оснований также считать, что описательная функция является первичной или более фундаментальной, чем оценочная функция.

Иногда противопоставление описаний и оценок воспринимается как  неоправданное упрощение сложной  картины употреблений языка. Так, Д. Остин высказывает пожелание, чтобы  наряду со многими другими дихотомиями, всегда плохо приложимыми к естественному  языку, было отброшено и привычное  противопоставление оценочного (нормативного) фактическому. Д. Сёрль также говорит о необходимости разработки новой таксономии, не опирающейся на противопоставление оценочного — описательному или когнитивного — эмотивному. Сам Остин выделяет пять основных классов речевых актов: вердикты, приговоры; осуществление власти, голосование и т. п.; обещания и т. п.; этикетные высказывания (извинение, поздравление, похвала, ругань и т. п.); указание места высказывания в процессе общения («Я отвечаю», «Я постулирую» и т. п.). Однако все эти случаи употребления языка представляют собой только разновидности оценок, в частности, оценок с санкциями, т. е. норм. Сёрль говорит о следующих пяти различных действиях, которые мы производим с помощью языка: сообщение о положении вещей; попытка заставить сделать; выражение чувств; изменение мира словом (отлучение, осуждение и т. п.); взятие обязательства сделать. Здесь опять-таки первый и третий случаи — это описания, а остальные — разновидности оценок (приказов).

Описание и оценка являются двумя полюсами, между которыми имеется  масса переходов. Как в повседневном языке, так и в языке науки, имеются многие разновидности и  описаний, и оценок. Чистые описания и чистые оценки довольно редки, большинство языковых выражений носит двойственный, или «смешанный», описательно-оценочный характер. Все это должно учитываться при изучении множества «языковых игр», или употреблений языка; вполне вероятно, что множество таких «игр» является, как это предполагал Л. Витгенштейн, неограниченным. Но нужно учитывать также и то, что более тонкий анализ употреблений языка движется в рамках исходного и фундаментального противопоставления описаний и оценок и является всего лишь его детализацией. Она может быть полезной во многих областях, в частности в лингвистике, но лишена, вероятнее всего, интереса в логике.

 

4. Какими науками изучается  язык культуры? 

 

В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Трудно представить  себе ее анализ без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики, лингвистики, феноменологии, семиотики, других научных дисциплин, на которые  опирается культурология. Речевой  аспект языка связан с физиологией, звук —с разделом физики — акустикой, работу мозга при этом исследует  нейрофизиология. Современная аналитическая  работа о языке почти невозможна без привлечения теории бессознательного, отсюда —особая роль прикладной психологии.

Информация о работе Язык культуры