Многие
исследователи полагают, что Масленица
в языческие времена была посвящена поминовению
предков. На Масленицу, чаще всего в последний
ее день, жгли костры из соломы и старых
вещей, что напоминает предрождественские
костры для согревания душ предков. В ряде
районов России существовал обычай не
убирать обильный масленичный ужин со
стола в ночь перед великим постом, что,
видимо, связано с «кормлением» духов
предков. Кулачные бои тоже являются элементом
поминальной обрядности - тризны. В современном
обыденном понимании тризна - это языческий
погребальный пир.
Название
же праздника - Масленица к языческой мифологии
отношения не имеет. По православному
календарю это неделя, в которую запрещено
мясоедение, но в отличие от постных дней
разрешены к употреблению молочные продукты:
масло, сыр и т. п. Откуда
и второе название Масленицы - Сырная неделя.
Как видим, народный календарь имел тесную
связь с природными циклами, от которых
во многом зависела жизнь славян-земледельцев.
За много веков существования христианства
на Руси произошло слияние языческих ритуалов
с христианской обрядностью, и те праздничные
обряды рассматривались их носителями
как православные, хотя вызывали справедливую
критику со стороны духовенства. В праздничных
крестьянских обрядах с их песнями, плясками,
поверьями отчетливо виден тот феномен
народной культуры, который называют двоеверием.
Заключение
Определяющую
роль в жизни славян играли три
фактора - лес, река и степь. Лес шел
на строительство и служил топливом,
обеспечивал славян материалом для
хозяйства, создания домашней обстановки,
посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались
основные отрасли народного хозяйства
- старинные промыслы: наши предки курили
смолу, гнали деготь, занимались звероловством
и лесным пчеловодством. Лес служил самым
надежным убежищем от врагов, он заменял
руcскому человеку горы и замки. Само государство
славян укреплялось не в степях, где его
постоянно громили степняки, а на далеком
Севере, под прикрытием дремучих лесов.
Лесными мотивами пропитаны фольклор,
религия и мораль русского народа. Лешие,
водяные, бабы-яги так же, как святые и
отшельники обитали именно в лесах: «В
тяжелые времена татарского ига, в эпоху
политического гнета извне и морального
упадка внутри общества благочестивые
люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов,
суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню»,
строили себе там кельи и скиты и жили
долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии
к ним присоединялись другие ревнители
«пустынножительства» и устраивали обители,
которые потом становились центрами и
опорными пунктами русской колонизации.
Историческое значение русских рек не
ограничивалось их ролью транспортных
магистралей, хотя по рекам шла русская
колонизация и осуществлялась торговля
с другими странами. Но по берегам рек
строились города, села, маленькие деревушки,
рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили
славян своими запасами, их русский человек
воспевал в песнях. Волга - матушка стала
символом России. Третья стихия русской
природы - степь, широкая, раздольная и
величавая, - в течение долгих веков была
для русского народа не только символом
свободы (в ней укрывались беглые крестьяне),
но и вечной угрозой, источником нашествий
и разорения.
Список использованной
литературы
1. «Культурология»История
мировой культуры МарковА.Н.
- Москва, ЮНИТИ, 2003. -603c.
2. «Культурология»Курс лекций ИсламгалиевС.К.,ХалинК.Е.,БабаянГ.В.
- Москва, Экзамен, 2005. -192c.
3. «Культурология» ГуревичП.С. - Москва,
ГАРДАРИКИ, 2008. -282c.
4. «Культурология» Драч Г.В. - Ростов-на-Дону,
Феникс, 2004. -572c.