Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:56, контрольная работа
Описание работы
По данным археологии на территории нашей страны первобытный человек появился в период раннего палеолита - древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500 - 300 тыс. лет назад.
Содержание
Введение 2 1. Языческая культура древних славян 3 1.1 VI-IX века процесс развития народов 4 1.2 Этапы развития 5 2. Языческие праздники на Руси 8 Заключение 11 Список использованной литературы 12
По
данным археологии на территории нашей
страны первобытный человек появился
в период раннего палеолита - древнекаменного
века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение
шло с юга, о чем свидетельствуют археологические
находки. Так, в районе Житомира и на Днестре
найдены следы пребывания древних людей
500 - 300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего
палеолита (100 - 35 тыс. лет до н. э) обнаружены
на территории России: на Средней и Нижней
Волге и в других местах. В древности доминантными
этносами на нашей территории являлись
индоевропейцы и угро-финны. К середине
II тысячелетия до н.э. археологи относят
выделение из индоевропейских племен
праславян. Это была группа родственных
племен; принадлежащие им памятники прослеживаются
от Одера на западе до Карпат на востоке
Европы. Сам термин «славяне» до сих пор
удовлетворительно не объяснен. Возможно,
он связан со «словом», и так наши предки
могли себя именовать в отличие от иных
народов, речь которых они не понимали
(немцы). Очевидно, термин «славяне» возник
не сразу и не вдруг стал обще употребительным.
У устных преданий совсем другая жизнь,
нежели у письменных. Как отмечал академик
Борис Дмитриевич Греков (1882-1953), "в легендах
могут быть зерна истинной правды".
Поэтому непременным условием аналитического
и смыслового исследования исторических
сказаний является отделение "зерен
от плевел". Легенды о происхождении
любого народа всегда хранились как величайшая
духовная ценность и бережно передавались
из уст в уста на протяжении веков и тысячелетий.
Рано или поздно появлялся какой-нибудь
подвижник, который записывал "преданья
старины глубокой" или включал их в
подредактированном виде в летопись.
1. Языческая культура древних
славян
На
ранних этапах развития природа
страны накладывала огромный отпечаток
на весь ход ее истории. В. О. Ключевский
отмечал равнинность, обилие речных путей
на Восточно-европейской равнине, которые
облегчили грандиозные процессы колонизации
племен, предопределили особенности и
разнообразие хозяйственной деятельности
народа. Но природа не охраняла общество
от чужеродных вторжений.
С V века до н. э. на
северном побережье Черного моря
греки основали колонии, привлекая
местных жителей на свои рынки, подчиняя
их своему культурному влиянию. Торговля
сблизила греков и туземцев. Создавались
смешанные поселения. В раскопках найдены
предметы греческого искусства, сделанные
греческими мастерами по заказу варваров.
Таким образом, греческое искусство служило
вкусам местных жителей - скифов - иранской
ветви арийского племени. Затем вместо
скифов в южной Руси оказываются сарматы,
аланы - иранские кочевники. Наступает
упадок греческих городов и одновременно
некоторый подъем культуры скифов - пахарей.
Но никакие катастрофы не уничтожили культурных
достижений Поднепровья. Когда с ростом
Римской державы изменилась карта мира
и римские города-крепости распространились
до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным
к восприятию элементов римской культуры.
Носителем культуры этого периода было
раннее славянское население. С IV века
и на протяжении целого тысячелетия южные
степи Руси были предметом спора пришлых
племен с Востока.
Летопись не помнит
времени прихода славян из Азии в
Европу. Она застает их уже на
Дунае, в Карпатах. Падение Западной
Римской империи, массовое движение славян
через Дунай приводят к возникновению
крупных славянских племен. Латинские
и византийские писатели VI-VIII веков говорят
о двух ветвях славян - антах и славянах.
Начался новый период в истории восточных
славян. Он подводит к объяснению блестящей
культуры, без перерыва идущей в Киевское
время.
Придя в Поднепровье,
славяне не нашли здесь такой
культуры и цивилизации, как германские
племена в Западной Римской империи.
Но с VI века памятники позволяют
говорить о собственной и в достаточной
степени определившейся культуре восточных
славян. До образования Киевского государства
они имели значительную историю, заметные
успехи в области материальной культуры:
знали секреты обработки металла, земледельческие
орудия. У них были выработаны известные
представления о земном и загробном мире,
сложились строго соблюдаемые ритуалы,
и когда завершился процесс этногенеза,
формирования древнерусской народности,
эти культурные достижения прошлого не
были забыты.
Древнерусская культура
не является чисто славянской. Древнерусская
народность складывалась в смешении нескольких
субэтнических компонентов. Она зарождалась
как общность, образуемая из соединения
трех хозяйственно-технологических регионов -
земледельческого, скотоводческого, промыслового.
Трех типов образа жизни - оседлого, кочевого,
бродячего; в смешении нескольких этнических
потоков - славянского, балтийского, финно-угорского
с заметным влиянием германского, тюркского,
северокавказского, в пересечении влияния
нескольких религиозных потоков. Таким
образом, на основной территории Древнерусского
государства мы не можем говорить о численном
преобладании славян в этногенезе. Единственный
элемент древнерусской культуры, в котором
славянское доминирование не вызывает
сомнений - это язык.
1.1 VI-IX века процесс развития
народов
В VI-IX
веках идет процесс интенсивного
развития народов, населявших Восточно-Европейскую
равнину. Пашенное земледелие вытесняет
подсечное, выделяется ремесло, завязываются
тесные культурные связи с Византией,
Востоком, Западной Европой.
Усиленно развивается торговля, которая
велась значительными капиталами. В торговле
с Востоком большое значение имели контакты
с хазарами, которые открыли славянам
безопасный путь в Азию, познакомили с
религиями Востока. Успешно развивалась
торговля с Византией. К Х веку сложились
определенные формы и традиции торговых
соглашений. Об этом свидетельствуют договоры,
подписанные князьями Олегом и Игорем
с греками. Они были составлены на двух
языках - русском и греческом. Это подтверждает
то, что письменность у славян появилась
задолго до принятия христианства, а также
то, что до появления первого свода законов
«Русской правды» складывалось и законодательство.
В договорах упоминалось о «Законе русском»,
по которому жили славяне. Под именем «русов»
славяне торговали в Западной Европе. 1
Центральное место
в культуре этого периода занимала
языческая религия. Язычество - это религиозная
форма освоения человеком мира. Религиозные
взгляды древних славян отражали мировоззрение
наших предков. Они развивались, усложнялись,
не отличаясь значительно от аналогичного
развития религий других народов. Человек
жил в мифологической картине мира. В центре
ее находилась природа, к которой приспосабливался
коллектив. Можно выделить несколько этапов
развития языческой культуры.
1.2 Этапы развития
На
первом этапе обожествлялись силы природы.
Вся она населялась
множеством духов, которых надо было умилостивить,
что бы они не вредили человеку, помогали
в трудовой деятельности Славяне поклонялись
Матери-Земле, довольно развиты были водяные
культы. Они считали воду стихией, из которой
образовался миф. Славяне населяли ее
различными божествами - русалками водяными,
морянами, посвящали им праздники. Почитались
леса, и рощи их считали жилищами богов.
Почитались бог солнца - Даждьбог, бог Стрибог.
Славяне думали, что их родословная происходит
от богов. Автор «Слова о полку Игореве»
называет русский народ «Даждьбоговыми
внуками».
На втором этапе
в русско-славянском язычестве развивается
и держится дольше других видов верований
культ предков. Почитали Рода - творца Вселенной
и Рожаниц - богинь плодородия Славяне
верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали
не как исчезновение, а как переход в подземный
мир. Они сжигали трупы или предавали их
земле. В первом случае предполагалось,
что после смерти жить остается душа, в
другом допускалось, что они продолжают
жить, но в ином мире. Душа после сожжения
сохраняла связи с материальным миром,
принимая иной образ, вселяясь в новое
тело Славяне считали, что Предки продолжали
и после смерти жить с ними, постоянно
находясь рядом.
На третьем
этапе развития языческой религии
появляется «Бог богов», удаленный
от мира. Это уже существо небесное,
глава иерархии богов. В VI веке повелителем
Вселенной признавали бога - громовержца
Перуна.
Славяне строили многокупольные
деревянные языческие храмы. Но их храм
был скорее местом хранения предметов
поклонения. Обряды же сопровождались
произнесением заговоров, заклинаний
пением, плясками, игрой на музыкальных
инструментах, элементами театрализованных
действий. Византийские историки упоминали
о трех музыкантах, захваченных в VI веке
в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве
послов своего князя. Пленные славяне
сообщили, что они не умеют владеть оружием,
а только умеют играть на своих инструментах.
Это сообщение свидетельствовало о привилегированном,
почетном положении древних музыкантов.
Выполнять дипломатические поручения
могли люди, облеченные доверием. Такое
совмещение функций было широко распространено
в средневековой Западной Европе. В феодальной
Руси этот обычай некоторое время еще
будет сохранен.
В связи
с потребностью внутреннего объединения,
княжеский бог Перун становится
богом общегосударственным. В славянском
пантеоне были и боги
неславянского происхождения. Финская
богиня Мокош, бог солнца народов Востока -
Хорос. В результате обычные межплеменные
конфликты получали закрепление в религиозной
сфере. В 980 году Владимир предпринял первую
религиозную реформу, суть которой - слияние
разнородных богов в едином пантеоне.
Но она потерпела неудачу. Очень рано к
славянам проникли языческие религии
соседних народов. Они были знакомы и с
другими вероисповеданиями: иудаизмом,
католицизмом, православием. С ними Русь
познакомилась, постоянно общаясь с хазарами,
народами Средней Азии, Византией, Европой.
Таким образом, геополитическое пространство
Древней Руси находилось на стыке различных
миров. Население Руси было под мощным
влиянием разнонаправленных цивилизационных
факторов, прежде всего христианского
и мусульманского. Древняя Русь развивалась
аналогично Западной Европе, и подошла
одновременно с ней к рубежу образования
раннефеодального государства. Призвание
варягов стимулировало этот процесс. Киевское
государство строилось на основе западного
института вассалитета, который включал
понятие свободы. Главную и широкую основу
для вхождения в европейское сообщество
создавало принятие христианства. Крещение
Руси стало переломным рубежом в истории
и культуре.
2. Языческие праздники на Руси
Мифологические
представления имеют тесную связь
с обрядами, воспроизводятся и
передаются в ритуальных действах.
Большая часть материалов по славянской
мифологии дошла до нас именно
в контексте ритуальной культуры,
элементы которой описывались средневековыми
авторами, а также фиксировались в форме
пережитков язычества в народных обычаях
и праздничных обрядах этнографами XIX -
начала XX в.
Народная
праздничная - обрядность сохранила
многие элементы язычества, несмотря на
гонения со стороны церкви. Народный календарь
очень чутко отражал жизнь природы. В первой
половине марта, как только под лучами
весеннего солнца начинал таять снег,
и появлялись первые проталины, восточные
славяне закликали весну. Нашим предкам
казалось, что весна может пройти мимо
их селений, если ее не пригласить, не зазвать.
Весной
же отмечались и комоедицы - праздник
пробуждения медведя, знаменовавший пробуждение
природы. Всю весну люди пели песни в честь
Лады, Лели, Ярилы. Во второй половине марта,
в период прилета, аистов, птиц, приносящих,
по поверьям славян, счастье и достаток,
женщины пекли печенье в виде этих птиц
или их ног. Исследователи восточнославянского
язычества говорят о двух периодах русалий:
летнем и зимнем.2
Имеются
описания и русских русалий. Так,
в XIX в. в Пензенской
губернии парни после Троицы рядились
козлами, свиньями, лошадьми, надевали
маски и под музыку, звон сковородок, печных
заслонок плясали и скакали, переходя
из села в село. Во главе процессии часто
носили чучело коня с настоящим конским
черепом на шесте. Иногда обряд встречи
русалок проходил на ржаном поле. Всю эту
неделю мужики «русальничали», т. е. пили
и гуляли на все лады.
Кульминацией
русалий был праздник Купалы.
Все купальские ритуальные
действа можно условно разделить на 4 группы
в зависимости от того, с какими мифологическими
представлениями они связаны:
1) посвященные
солнцу: разжигание костров на
возвышенных местах, пускание горящих
колес, круговые танцы-хороводы
и т. п.;
2) относящиеся
к очистительной магии: костры
для отпугивания нечистой силы,
прыжки через огонь, заклинания полей
и др.;
3) связанные с культом плодородных
сил природы: хороводы в рощах, купание
в росе и реках на заре купальского утра,
моления рекам и источникам;
20 июля
в языческой Руси отмечался
праздник Перуна, замещенный с
принятием христианства днем
Ильи-пророка. В этот день грозному
Перуну приносили обильные жертвы.
А в следующем месяце, августе,
отмечались праздники начала
и окончания жатвы: зажинки и дожинки,
включавшие в себя многие ритуалы аграрной
магии и благодарения божеств урожая:
Мокоши, Велеса и др. В сентябре устраивались
общинные пиры в честь Рода и рожениц.
После
карачуна, самого короткого светового дня, начинались
обряды, посвященные духам умерших предков.
Готовились ритуальные блюда для поминовения
или совместной трапезы с духами предков:
кутья, овсяный кисель, блины. В ночь на
25 декабря разводили костры из соломы
для того, чтобы души предков «грелись».
С 25 декабря открывался период зимних
святок, центральным моментом которых
являлись обряды, связанные с мифологическими
представлениями о Коляде. Колядная обрядность
так же многопланова, как и купальская.
Кроме культа солнца и культа предков
колядные действа были связаны с аграрной
магией и брачной символикой. Исследователи
полагают, что коляды у славян служили
началом брачных церемоний, сезона свадеб.
Гадания в зимние святки носят в основном
брачно-любовный характер.